Режиссер Юля Шатун — о безбюджетном кино и вере в светлое завтра

Специальный показ фильма «Завтра» — победителя Национального конкурса кинофестиваля «Лістапад-2017» состоялся в рамках фестиваля velcom Smartfilm, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

После просмотра режиссер ленты Юлия Шатун пообщалась со зрителями и рассказала о съемках фильма, о том, что ее вдохновляет и какие планы строит на будущее.

О киноленте (спойлер)

«Завтра» — это реалистичная история о жизни интеллигентной семьи в провинции. Учитель английского языка Анатолий с трудом устраивается распространителем листовок, чтобы хоть что-то заработать. Надо ремонт в квартире закончить, да и по долгам рассчитаться — жена купила сыну зимнюю куртку в рассрочку.

На экране медленно плывут кадры, как изо дня в день мужчина ходит по подъездам и раскладывает рекламные листки в почтовые ящики, занимается репетиторством и по вечерам с женой смотрит телевизор. Жизнь крутится по серому кругу безысходности и надежды.

В одном из эпизодов фоном звучит цитата из фильма «Солярис» А. Тарковского: «Единственное, что мне остается, ждать. — Чего? — Новых чудес». Этот диалог очень точно отражает настроение семейной пары. Анатолий регулярно покупает лотерейные билеты в надежде на выигрыш. И удача улыбается ему — выпадает шанс погреться на морском берегу. Но у героев нет радости. «У нас не за что купить купальник и плавки», — говорит жена во время просмотра красивых картинок с курорта. Но мужчина полон оптимизма и едет в Минск за путевкой, но не забирает ее…

При просмотре киноленты не покидает ощущение, что ты наблюдаешь за жизнью таких знакомых тебе людей. Тех, кого каждый день видишь на улицах города.

О съемках

В то время, когда писала сценарий, жила в Мозыре с родителями. Почти полгода. Я была погружена в контекст, атмосферу, — рассказывает Юлия Шатун. — Было написано 6 вариантов сценария. Из-за невозможности воплотить задуманное многое приходилось менять в процессе съемок. Сохранилась только фабула. С кем-то не удалось договориться, некоторые люди боялись сниматься, что-то технически не получилось сделать.

По ее словам, фильм снят на фотоаппарат за 4 дня. Главные роли исполняют родители Юли.

— Мама и папа знают о моем увлечении. Как-то им сказала: хочу снять историю, помогите. И они согласились. Думали, что это просто семейное видео, — отмечает девушка. — Диалоги списывала со слов своих родителей, сказанные ими когда-то. Мама, прочитав сценарий, сказала: «Юля, зачем ты написала про нашу жизнь». Тогда я даже не знала, получится ли кино из отснятого материала.

В фильме использован прием скрытой камеры. По словам режиссера, это сделано, чтобы родителям было комфортно играть, чтобы они были максимально расслаблены и всё выглядело естественно.

О смысле фильма

Многих зрителей интересовал социальный подтекст фильма, наступит ли светлое завтра или же его не будет.

Не было цели сделать жесткую социальную картину. Конечно, снимала про то, что мне небезразлично. Однажды на занятиях мой учитель по «Белорусскому коллегиуму» Валентин Акудович сказал: «Пишите свою главную боль». И я написала. Мне кажется, получилось честно, — сказала Юлия

В фильме всё, кроме истории с лотерейным билетом, основано на реальных событиях. И зрителей интересовало, почему главный герой не забрал выигрышный квиток.

Есть несколько трактовок, почему он так поступил. Но я не буду их озвучивать — пусть каждый зритель сам делает выводы, — отметила Ю. Шатун. — Эта история — мой внутренний вопрос миру. В ту осень, когда я придумывала и снимала фильм, решила проверить себя и сдать вступительный экзамен в Московскую школу нового кино. Там всего 10 платных мест, и, чтобы поступить, нужно было выполнить много заданий. Я их успешно прошла, но не поехала учиться — не было денег.

О киноискусстве

Юля Шатун — непрофессиональный режиссер. По образованию она культуролог-менеджер, сейчас работает в рекламном агентстве специалистом по SMM. Кино для нее — хобби.

Кино — мой любимый вид искусства, оно многое для меня открывает, — призналась девушка. — Одна моя подруга все время упрекает меня, что я мало путешествую. Но с кино и книгами у меня нет ощущения, будто я плохо знаю мир. Мне нравится Рой Андерсон, Аки Каурисмяки, Шанталь Акерман. Но нет кого-то одного, кого я выделяю, на кого ориентируюсь… Фильмы, которые смотрю, долгие, без диалогов, скучные. Такой подход к кино мне близок. Поэтому возможную схожесть с работами Акерман я бы не назвала заимствованием — скорее, это использование ее подхода к съемке. Не люблю, когда фильм — это краткое отображение жизни. Одно из моих любимых кино — «С востока» Шанталь Акерман. Для многих авторов фраза «Я посмотрел фильм, и время пролетело незаметно» — комплимент. Для Шанталь, как и для меня, наоборот: важно, чтобы зритель физически прочувствовал эти два часа. Многие вырезают сцены, оставляют только события, но в жизни так не происходит. Мне очень хотелось передать физическое ощущение длительности времени.

О планах

В ближайшее время Юлия Шатун собирается поработать над качеством звука фильма и отправить его еще на другой кинофестиваль. Выкладывать ленту в Интернет не планирует, но не исключает такую перспективу. Как и возможности общественных показов.

Справочно

Фильм «Завтра» стал первым от Беларуси участником международного конкурса дебютных работ «Молодость на марше» и победителем Национального конкурса кинофестиваля «Лістапад-2017». Также он получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков Беларуси с формулировкой «За создание достоверного и выразительного образа современного белорусского общества».

 

Самое читаемое