Режиссер знаменитого цикла «Государственная граница» в 1983 году на съемках был отравлен и ослеп

Цикл картин под общим названием «Государственная граница» стал для режиссера Бориса Степанова одновременно знаковым и роковым. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

События в первой двухсерийной ленте цикла происходят вскоре после октябрьского переворота 1917 г. Капитан отдельного корпуса пограничной стражи России Владимир Данович намерен с женой и матерью выехать в Дрезден. В поезде, идущем к границе, бывший сослуживец Дановича Серж Алексеев предлагает ему поучаствовать в ограблении ювелиров в соседнем вагоне. Данович не только отказывается, но и препятствует преступлению, обретая в лице Сержа врага.

По прибытии на границу в Двинск Серж на рассвете создает панику. Толпа беженцев, жаждущих пересечь мост, за которым другая страна, рвется к ограждениям. Русские солдаты не в силах этому противостоять. Ювелиров в сутолоке грабят. А немецкие пограничники с противоположной стороны моста берут бушующую толпу под прицел пулемета. Данович как опытный офицер не может оставаться в стороне, начинает командовать солдатами. Вскоре толпа успокоена без кровавых последствий, упорядочен пропускной режим. Осознав свою нужность, Владимир с женой принимают решение остаться на Родине.

Ночью матрос Гамаюн отвозит Дановичей на реквизированную для них квартиру. Дом находится напротив банка, где в окнах тени и свет. Вскоре в дверях банка появляются Серж и его сообщник. Данович и Гамаюн начинают перестрелку, гонятся за бандитами на машине, но тем удается скрыться. В одной из подворотен Серж с саквояжем драгоценностей расстреливает четверых своих пособников. Противостояние впереди…

Творческая схватка

В 1960–1980-е гг. МВД и КГБ СССР соперничали не только по части политических интриг и профессионализма. Для повышения доверия людей к работе Комитета госбезопасности по инициативе Юрия Андропова снимали картины о разведчиках: «Щит и меч» (1968), «Семнадцать мгновений весны» (1973). Не отставало и МВД. В 1976-м состоялась премьера телефильма «Рожденная революцией» о первых днях и последующей деятельности правоохранительных органов. После премьеры конкурентов Юрий Андропов отдал приказ немедленно инициировать работу над новой лентой о становлении и развитии советской пограничной службы, структурно входившей в состав КГБ СССР.

В те годы директором Творческого объединения телевизионных фильмов на отечественной киностудии был Александр Шкадаревич:

— Нам предложили реализовать этот проект с условием, что картина должна быть выше по популярности, чем «Рожденная революцией». Кто же это может предугадать? Чтобы продемонстрировать серьезность намерений, меня, режиссера и еще несколько коллег вызвали в Москву на Лубянку в политуправление погранвойск. Когда мы шли по этим полупустым длинным коридорам, было жутковато. Нам сказали, что хотят видеть не сериал, а цикл полнометражных лент, каждая посвящена их службе в отдельные исторические периоды.

Сценарий первого фильма «Мы наш, мы новый…» Алексея Нагорного и Гелия Рябова не умещался в хронометраж полнометражной ленты, какую заказывали службисты. Материала было больше, чем на 2 часа. Вместо сокращений редактор Изольда Кавелашвили предложила сделать о каждом историческом периоде по несколько серий. Это увеличивало трудозатраты, но не бюджет. Тем не менее режиссер Борис Степанов с радостью принял предложение. Экономили на художественном оформлении, иногда приходилось варить кашу из топора.

Дежурный Ленин

На роль Владимира Дановича было много кинопроб. Борису Степанову нравился интеллигентный Игорь Старыгин. Второй режиссер картины Владимир Поночевный вспоминал:

— Представители заказчика — Гостелерадио СССР — были против актера. Накануне Старыгин снялся в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах». Боялись, что за ним потянется шлейф романтичного и инфантильного Арамиса, а это не вяжется с решительным пограничником. Старыгина отстояли.

Аристарх Ливанов, которому предложили сыграть Сержа Алексеева, не хотел примерять на себя этот образ. Его путь к сердцам зрителей только начинался. Приехавший из Ростова актер хотел сыграть Дановича.

— Анализируя этот момент, — вспоминал артист, — понимаю: не я влез в шкуру отрицательного героя. Она меня втянула. Мне потом долго предлагали роли подонков.

Образ Ивана Гамаюна сначала доверили ленинградцу Андрею Толубееву. Но творческая группа постепенно смогла переубедить вдумчивого Бориса Степанова. Гамаюна сыграл белорусский актер Александр Денисов, ставший всесоюзной знаменитостью.

К образу Ленина, встречающегося с Дановичем в одной из сцен, подошли ответственно. Малейшее отклонение от эталона могло вызвать скандал. Поэтому Ленин был классическим. Актер МХАТа Юрий Каюров называл себя дежурным Лениным страны, сыграл его в десятках лент.

Женой Дановича на экране стала Мария Дюжева, а матерью — звезда латышской сцены Вия Артмане.

Пугал бабушек

Съемки проходили в Даугавпилсе в 1979 году. Перестрелками на улицах растревожили тихий латвийский городок. Интерьеры построили в павильонах.

— Помню, снимали сцену, где убиваю четверых своих подручных бандитов, когда ценности уже у меня, — вспоминал Аристарх Ливанов. — Патроны, естественно, холостые. Понял: четверых из одного револьвера застрелить не получится, двое убегут. Тогда предложил — стреляю с двух рук. Дубль за дублем пугал, конечно, латвийских бабушек во дворах выстрелами, но вышло убедительно.

Сцену прорыва беженцами ограждения на мосту снимали в сентябре, когда всё население было брошено на уборку картофеля. Собрать тысячную массовку не смогли, несмотря на покровительство спецслужб. Оператор Борис Олифер предложил выстроить клином немногочисленную толпу и, поднявшись над ней на операторском кране, создал иллюзию массовости.

Опасная работа

Мог ли подумать режиссер Борис Степанов, что съемки цикла «Государственная граница» значительно сократят ему жизнь?

— В 1983 г. на границе с Таджикистаном в маленьком городке снимали четвертый из цикла фильм «Красный песок», — вспоминала внучка режиссера Мария Степанова. — И то ли умышленно, то ли по халатности отравили водопроводную воду в городке. 3 000 человек погибли сразу. А дедушка выжил, но у него было сильное отравление. Он ослеп. В Москве врачи вернули ему зрение, но токсикоз повредил органы. Потом снимал мало, болел, умер преждевременно.

Премьера состоялась 28 мая 1980-го. Первые три ленты цикла превысили рейтинги «Семнадцати мгновений весны». Два года спустя закончилось соперничество двух силовых ведомств брежневского периода. Юрий Андропов возглавил страну. Но увлекательные сериалы, рожденные в результате конкуренции МВД и КГБ СССР, до сих пор собирают у телеэкранов зрителей.

Справочно

Поскольку эта многосерийная картина, снятая киностудией «Беларусьфильм» в 1980–1988 гг., официально изготавливалась по заказу Гостелерадио СССР, а ее правопреемником считается ВГТРК, все права на ленту принадлежат этому московскому медиахолдингу. Право на показ каждой серии цикла в телеэфире в России и любой стране ВГТРК реализует за сумму, эквивалентную 600 долларам. Отечественная киностудия может предоставлять «Государственную границу» только для белорусского телеэфира, реализация прав на показ за пределами Беларуси противозаконна. Таким образом, страна-производитель не владеет продуктом, изготовленным белорусами.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ