Робот, прокати! Журналисты испытали 130-тонный «БЕЛАЗ», работающий без водителя

Чего не боятся беспилотные машины, кто помогал жодинскому гиганту создавать умную технику и о чем мечтают машиностроители, разбирались корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Узнать белазовского робота несложно. От обычных самосвалов с водителем его отличает буква R в маркировке. Итак, БЕЛАЗ-7513R — самосвал с роботизированной системой управления. Самая перспективная модель жодинских машиностроителей. Карьерный гигант может работать в трех режимах: по старинке — с участием водителя, как самостоятельный умный робот, а еще на удаленном доступе под управлением оператора. Последний, словно компьютерный геймер в болиде «Формулы-1», в окружении трех мониторов управляет грузовым монстром в теплом командном пункте. В полной тишине, поскольку не слышно звука от двигателя, не страдая от запахов, пыли, вредных излучений и прочих опасностей, подстерегающих водителей в карьере, оператор ведет фантастически податливую машину. Скорость гиганта — около 15 км в час — богатыри не бегают, они ездят важно.

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Два карьерных 7513R белорусы уже поставили в Россию. Роботы будут работать на Абаканском разрезе в Хакасии. В планах до конца года отправить в Россию еще пять беспилотников.

Поскольку вся техника привозится покупателю в разобранном виде, собирают ее уже на месте специалисты белорусского завода. Для простейших самосвалов нужен один день, для исполинских — почти два месяца. Первые два робота уже собраны, идет наладка систем узлов, а еще машины специально адаптируют к условиям карьера.

Сегодня мы выходим на серийное производство модели 7513R, — рассказывает начальник конструкторского бюро БЕЛАЗА Александр Насковец. — Подобные роботизированные машины популярны в Австралии, Бразилии, Марокко. Для нас это перспективные рынки.

Начальник конструкторского бюро БЕЛАЗА Александр Насковец
Начальник конструкторского бюро БЕЛАЗА Александр Насковец

Прообразом робота стала первая модель дистанционно управляемого самосвала, разработанного БЕЛАЗом совместно с российской компанией «ВИСТ Групп» (впоследствии она вошла в состав ГК «Групп») в 2010 году.

С тех пор создатели интеллектуальной системы, работавшие по одной из программ Союзного государства, серьезно продвинулись вперед. Внедрено более развернутое сканирование местности, улучшена работа в зимних условиях. Разработчики придумали применять челночный режим движения, то есть двигаться без разворота, только вперед и назад. Это позволяет уменьшить износ покрышек и примерно на 12 % сокращает время, отведенное на маршрут. Сегодня один оператор способен отслеживать работу до 10 роботов-самосвалов в карьере.

— Мы не только поставили технику, но и будем ее постоянно совершенствовать, улучшать алгоритмы, обучать самосвал, чтобы человек все меньше и меньше участвовал в его работе, — отмечает А. Насковец. — Человека нужно убирать из карьера. Тем более что в мире существуют небезопасные месторождения, как, например, узбекский Учкудук, где уран добывается открытым способом.

У робота нет рук, которые цепко держались бы за руль. Вместо них — исполнительные механизмы, гидравлические цилиндры, которые управляются электронным впуском. Поэтому, сидя в кабине, непривычно видеть, что при поворотах руль остается неподвижным.

В создании машины, которое заняло около 7 лет, была задействована вся конструкторская служба БЕЛАЗа. В дальнейших планах машиностроителей — максимальная автоматизация остальной техники, которая работает в карьерах. Например, погрузчик сможет сам строить 3D-модель горной массы, которую собирается загрузить. Он будет самостоятельно определять порядок действий, соотносить свое перемещение с положением самосвала — в этом поможет GPS-навигация.

— Функции дистанционного оператора сведутся фактически к выдаче указаний о начале работы и дополнительным действиям в особых ситуациях. Один оператор сможет обслуживать 3–5 роботизированных погрузчиков, — делятся планами специалисты.

Справочно

Первый роботизированный карьерный самосвал представила японская компания Коматсу. Самосвалы-беспилотники также выпускает американский Катерпиллер. Кроме того, разработкой занимается Хитачи, но пока самосвалы этой компании в карьерах не работают.

Фото и видео Вячеслава Белуги, Сергея Пожоги

ТОП-3 О МИНСКЕ