Рост числа пассажиров в метро – достижение или проблема для минской подземки?

Об этом и о многом другом – в беседе с начальником Минского метрополитена Ростиславом Юреней.

– Сегодня подземным транспортом пользуются около 40 % столичных пассажиров. Новые станции или бешеный ритм жизни тому причиной, но объемы перевозок растут с каждым годом…

– Да, это так. В 2013-м услугами минского метро пользовались в среднем около 900 тыс. человек в день, а в апреле нынешнего года этот показатель достиг более 970 тыс. Мы перевозим почти 39 % всех столичных пассажиров. Думаю, в начале осени метрополитеном будет пользоваться в среднем миллион пассажиров в сутки.

– Предприятие к этому готово? Достаточно ли подвижного состава, не «лопнет» ли пересадочный узел?

– Еще в начале года рассчитывали с сентября сократить интервал движения на первой линии в часы пик до 1 минуты 45 секунд. Но для этого нужны еще 25 вагонов (помимо тех, что были куплены к пуску «Малиновки»). Пока этот вопрос не решен: приобретение недешевое, каждый вагон обходится бюджету примерно в миллион долларов. Что касается пересадочного узла, ресурсы его модернизации исчерпаны.

– Одно время предлагалось пустить пассажиров вкруговую: с «Октябрьской» на «Купаловскую» через эскалатор, а в обратном направлении – через пешеходный тоннель. Или наоборот…

– Опыт работы метрополитена показывает, что заставить людей идти в направлении, которое мы считаем оптимальным, невозможно. Это вызывает только недовольство.

– Еще недавно предприятие испытывало дефицит машинистов, некоторых других категорий работников. Что-то изменилось?

– Машинистов сегодня достаточно. Готовим последнюю группу из 25 человек и больше пока не набираем. Не хватает путейцев – тоннельных рабочих, монтеров пути, электромонтеров, рабочих строительных специальностей. Еще около 80 человек нужно набрать в службу охраны. В целом по предприятию дефицит кадров – около 700 человек.

– Настроена ли молодежь на долгосрочную работу в метро? Какие рычаги привлечения и закрепления трудовых ресурсов есть на предприятии?

– Средняя зарплата на предприятии около 6,9 млн рублей, самая высокая – 11,3 млн – у машинистов с опытом, самая низкая – у станционных работников, в частности, контролеров. Как правило, люди, давно работающие в метрополитене, не уходят. А вот молодежь, столкнувшись с трудностями, зачастую ищет другие места приложения своих сил. Многие даже без опыта работы и высокой квалификации сразу хотят получать большие деньги. Тем не менее текучесть кадров на предприятии не очень высокая: за прошлый год – 8,7 %. Возможно, ее удалось бы сократить, если бы у нас появилось второе общежитие или была возможность выделять работникам арендные квартиры. В нашем единственном общежитии живут 462 человека, еще 80 работников с семьями ждут заселения туда. Всего на очереди на улучшение жилищных условий – 380 работников с семьями.

– Как пассажиры оценили работу метро в дни чемпионата мира по хоккею?

– Особых замечаний не поступало. Но еще до спортивного форума некоторые горожане критиковали объявления автоинформатора на английском языке и произношение диктора. Но мы сотрудничаем с лингвистическим университетом, и перевод для нас делали носители английского языка. Кстати, пока снимать эти объявления не будем: Год гостеприимства продолжается.

– Минчанам пришлось по душе сокращение интервалов движения в межпиковые часы: днем поезда ходили каждые три минуты, а вечером – каждые пять. Горожане интересуются, почему бы такое удобство не сохранить?

– Мы отслеживаем пассажиропотоки. Если потребуется, внесем изменения. Но пока нет необходимости сокращать интервал во внепиковое время. Кроме того, это слишком большие затраты, особенно на оплату электроэнергии. Во время чемпионата нам пришлось пропускать в будние дни почти на 100 поездов больше, чем в обычное время, по субботам – на 315 поездов, по воскресеньям – на 374.

– В год 30-летия минской подземки в городе должен появиться музей метро…

– Хотим открыть его к концу года. Он будет на станции «Могилевская», где для экспозиции оборудуют два больших помещения. Это оригинальный проект. Интерьер музейных залов стилизован под вагоны поезда метро, с подсветкой, интересным оформлением экспонатов. Их у нас хватает: это и огромное количество фотографий, и документы, и оборудование, бывшее когда-то в ходу, и печатные издания… Рассчитываем, что в музее будет дежурить человек, который сможет рассказать и показать посетителям все самое интересное. Вход в залы планируем сделать через турникет: бросаешь жетон – добро пожаловать.

– Ваши пожелания работникам метро накануне юбилея…

– Труд метрополитеновцев не из легких. Помимо того что перевозить людей подземным транспортом – это уже большая ответственность, она дополняется серьезными требованиями к квалификации специалистов всех уровней и особыми условиями труда. Желаю каждому члену нашего коллектива крепкого здоровья, стабильности, уверенности в завтрашнем дне и чувства удовлетворения от того, что занимаются очень важным для людей делом.

 

Самое читаемое