Рост экспорта превышает 200 % за 8 месяцев 2022 г. Как в компании «АМКОДОР» справляются с санкциями
Об импортозамещении, сотрудничестве с Россией, секретах противостояния западным санкциям и о том, как прорваться в мировые лидеры во время глобального кризиса, корреспонденту агентства «Минск-Новости» в эксклюзивном интервью рассказал исполняющий обязанности генерального директора ОАО «АМКОДОР» — управляющая компания холдинга» Андрей Яроцкий.
Несмотря на глобальный экономический кризис, продажи «АМКОДОРа» растут третий год подряд. К концу 2022 г. в холдинге рассчитывают прибавить не менее 130 % к показателям года предыдущего.
— Мы растем на хорошей базе. Темп роста в прошлом году был 173,6 %, а в 2020-м — 155,4 %, — раскрыл секрет успеха А. Яроцкий. — Дает свои плоды производственная политика, которую мы избрали уже давно. Мы выпускаем не только импортозамещающие машины. На наших собственных предприятиях производятся и комплектующие для них. В 2021 г. в холдинге изготовлено более 140 наименований новой импортозамещающей наукоемкой продукции. За 8 месяцев 2022 г. еще 100! В их числе — манипуляторы для машин лесопромышленного комплекса. Мы единственные на постсоветском пространстве создали свою «головку» для харвестера (лесозаготовительного комбайна). Она полностью разработана нашими специалистами. Уже изготовлен опытный образец, он проходит испытания. По их результатам будем запускать в производство опытно-промышленную партию.
По словам А. Яроцкого, холдинг очень активно осваивается в России. Там уже работают два его завода, еще два — на стадии строительства. Свое пятое предприятие в РФ «АМКОДОР» будет развивать в Липецке. Тесные контакты выстраиваются между холдингом и регионами России. Частые гости на предприятии — губернаторы российских регионов. Посещая «АМКОДОР», они всегда поражаются номенклатуре продукции и модельному ряду, которые белорусский холдинг предлагает потребителям. Это более 130 моделей только самоходной техники, не считая прицепных рабочих органов. В целом система холдинга производит 23 700 наименований продуктов.
Комплекс лесопромышленной техники, который холдинг выпускает сегодня, позволяет серьезно увеличивать не только объемы производства, но и поставки за пределы Беларуси. За 8 месяцев 2022 г. темп роста экспорта превышает 200 %. В целом холдинг экспортирует более 65 % производимой продукции. Свыше 90 % экспорта составляют поставки в Россию. Сегодня это основный рынок для техники «АМКОДОР».
— С конца февраля по апрель 2022 г., когда шло перестроение международных логистических потоков, у нас были сложности с производством и реализацией, — пояснил А. Яроцкий. — Мы больше рассчитывали на поставку нашей продукции в ЕС. Машины лесопромышленного комплекса пользовались повышенным спросом именно там. Соотношение цены и качества у нас великолепное. Наша техника на 30–40 % дешевле европейских аналогов. И поставлялась со сроками изготовления 180 дней в противовес 360 дням у европейских производителей. «АМКОДОР» становился очень серьезным игроком на европейском рынке. Наш холдинг входит в семерку мировых лидеров по объемам производства лесопромышленной техники и в тройку — по номенклатуре продукции (модельному ряду машин) для лесопромышленного комплекса. Об этом в Беларуси мало кто знает.
«Неспортивная игра» Запада
Похоже такая серьезная заявка белорусов на лидерство не понравилась крупным мировым игрокам. В поставках комплектующих на «АМКОДОР» был европейский импорт. И санкции ЕС ударили по самым маржинальным и критически важным компонентам, например, по тандемным мостам. Они попали под запрет первыми. Во всем мире тандемные мосты считаются изделиями двойного назначения. В них много сопряженных деталей, передающих крутящий момент: тормоза, гидравлика. Чтобы просчитать такую сложную систему, нужны сильные инженерные компетенции и школа. Видимо в Евросоюзе предполагали, что положат белорусского конкурента на лопатки, заблокировав ему импортные поставки тандемных мостов. Но на «АМКОДОРе» сохранена инженерная школа. Опытные специалисты с большим стажем работы передают свои знания молодежи.
В июне 2020 г. в холдинге был создан научно-технический центр, который замкнул на себя науку и технологии. Конструкторы обеспечены самыми современными компьютерными программами для проектирования машин. Идет приток инженерных кадров, особенно молодых. Люди видят, что их идеи будут реализованы в металле, как только они разработают конструкторскую документацию. Для творческой реализации инженеров, наверное, сейчас самое лучшее время. Проектирование для импортозамещения сложнейших узлов и компонентов в короткие сроки стало возможным благодаря концентрации всех ресурсов.
— Сегодня «АМКОДОР» выпускает все необходимые элементы трансмиссий для производства машин, — рассказывает А. Яроцкий. — Мосты ведущие, управляемые, неуправляемые, однобалочные, тандемные. Свои коробки переключения передач — гидромеханические, гидрообъемные. На семитонном погрузчике установлена гидромеханическая передача с автоматическим переключением. Это высочайшая технология мирового уровня. Причем она обеспечена не только конструкторскими решениями, но и оборудованием, необходимым для производства таких узлов и деталей. Наши конструкторы сумели создать и свои тандемные мосты! И в результате санкций ЕС «АМКОДОР» стал третьим производителем в мире, а Беларусь — третьей страной после США и Германии, которая их производит.
«Не рой другому яму»: как просчитались конкуренты
— Видимо, санкциями европейские производители надеялись убрать нас как конкурента, — продолжает А. Яроцкий. — А вышло наоборот, ведь западные компании очень много зарабатывали на поставках нам комплектующих. Из-за санкций они наши закупки потеряли, и я не знаю, чем они это будут компенсировать, потому что сегодня мы уже вообще ни в ком не нуждаемся. Машины, в которых были импортные компоненты из ЕС, на сегодня уже все переработаны. У нас свои цилиндры, гидравлика, литье, обработка металла. Мы выпускаем весь модельный ряд техники либо полностью на собственных комплектующих, либо на поставках из Союзного государства и дружественных стран. «АМКОДОР» стал самодостаточным производителем, который обеспечивает свою технику собственными комплектующими и запчастями.
Что дает глубина переработки техники? Продукция холдинга и прежде была высокомаржинальной, но когда он стал выпускать машины на собственной компонентной базе, их маржинальность выросла в разы. И сегодня уровень добавленной стоимости, которая остается в Беларуси, поражает даже специалистов предприятия. Так что недобросовестная конкуренция Запада, включая введение санкций, себя не оправдала.
— Я знаю, что все предприятия Министерства промышленности активно включились в работу по отказу от импортных комплектующих, — отметил А. Яроцкий. — На сегодня все стали намного сильнее, намного мобильнее. Я думаю, мы с достоинством выдержим эти испытания. А наш холдинг поставил для себя задачу выйти на первое место в мире по лесопромышленной технике. Уже разработаны и производятся в цехах ее новые модели, которые мы планируем показать в самое ближайшее время. Они предназначены не только для основных рубок. В конце декабря 2022 г. мы выпустим машины для рубок ухода и санитарных рубок. Мы хотим, чтобы лес нормально рос и вызревал. Поэтому огромные умственные и финансовые усилия направлены на то, чтобы в Беларуси развивать не только машиностроение, но и компонентную базу к такой технике. Это будет серьезнейший шаг для импортозащищенности и независимости нашей страны и Союзного государства в области машин лесопромышленного комплекса.
Фото Тамары Хамицевич
Смотрите также: