Руками трогать: что можно увидеть в музее городского пассажирского транспорта

В столице открылся музей городского пассажирского транспорта. Чем он уникален и что входит в стоимость билета, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Музей находится на пр. Партизанском, 6, где расположены несколько филиалов ГП «Минсктранс».

Здесь можно почувствовать себя и водителем, и пассажиром минувшего века и узнать о том, как работали несколько поколений минских транспортников.

Уже больше месяца экспозиция доступна для посетителей. Правда, торжественное открытие состоится ближе к концу года. Возможно, его приурочат к 15-летию ГП «Минсктранс» (день рождения предприятие отметит 26 ноября), силами сотрудников которого музей и создавался.

Предыстория

Экспозицию собирали больше 10 лет в основном энтузиасты – работники предприятия. Но лишь несколько лет назад экспонаты перевезли в просторное помещение, где раньше размещались производственные цеха. После длившейся не один год масштабной реконструкции здесь все изменилось до неузнаваемости.

Музей был почти готов принимать посетителей еще в 2017-м. Тогда здесь уже проводили встречи ветеранов предприятия, экскурсии для детей, работников и гостей «Минсктранса». Оставалось лишь завершить ремонт в некоторых помещениях, утвердить прейскурант цен на билеты, сделать отдельный вход (его пока нет, но, по словам сотрудников музея, этот вопрос прорабатывается).

О том, что тогда представляла собой экспозиция и как ее собирали, мы писали больше года назад.

Каким будет музей городского пассажирского транспорта?

С тех пор тоже произошли некоторые изменения.

Руками трогать

Сегодня музей городского пассажирского транспорта — это более 1 000 экспонатов, многие из которых смело можно назвать раритетами, и более 2 000 кв. м площади, включая основной экспозиционный зал, 2 выставочных зала, открытую площадку техники и актовый зал на 160 мест, где можно проводить различные мероприятия – от собраний до концертов.

Но главное: интересных экспонатов не счесть. Для тех, кто постарше, это возможность вспомнить, на чем ездили в детстве или молодости; для молодежи — открыть для себя целый мир, кажущийся сегодня нереальным. Ведь здесь отражены основные этапы развития общественного транспорта в Минске и представлены все виды — от конки до электробуса.

Наш музей комплексный, подчеркивает его заведующий Денис Бутин. Запрет «руками не трогать» не для наших посетителей. Мы предлагаем им не только смотреть на экспонаты и читать о них информацию на табличках, но и ощутить себя пассажирами или водителями средств передвижения разных лет. На днях у нас появился тренажер из автошколы — водительское место от «Лады-8»: сиденье, рулевое колесо, рычаг переключения передач, педали и капот. Это наглядный пример интерактива: в роли водителя интересно будет попробовать себя и детям, и взрослым, никогда не сидевшим за рулем. И, кстати, везде можно фотографироваться — отдельной платы за это не берем.

Представлены и другие интерактивные зоны, например, инфокиоск, мини-кинотеатр.

Под открытым небом

Особая гордость музея — самая большая в стране коллекция раритетных транспортных средств. Здесь тоже можно всё потрогать, зайти в салон и присесть в кабине за руль, сделать селфи.

На открытой площадке демонстрируются 24 единицы подвижного состава: автобусы, троллейбусы и два трамвая «РВЗ-6М2» и «Татра-Т6В5» («ЧКД-Т3М»), которые два года участвовали в фестивале «Улица Бразил» в Минске (в память об этом событии на крыше «Татры» остался расписанный «гребешок»).

Эти вагоны привезли сюда не так давно. Их уникальность не только в том, что они ушли в историю, но и в способе доставки.

Транспортировка — очень сложный процесс, поясняет Д. Бутин. Вагоны доставляли на специальных трамвайных платформах. Достаточно сказать, что рабочие выехали с вагонами из трамвайного парка в 18:00, а отсюда только в 7 утра. То есть операция длилась 13 часов.

Среди самых уникальных экспонатов этой части выставки — первый минский троллейбус «МТБ-82Д» и автобус «ЛиАЗ-677».

За последний год коллекция автобусов пополнилась экспонатами, предоставленными коллекционером Василием Терешко на долговременное хранение.

«ПАЗ-672» уникален тем, что это один из самых массовых автобусов в мире, рассказывает заведующий музеем. Производился сначала на Павловском автобусном заводе, потом на Курганском. А «КАВЗ-685» часто использовался в советское время как школьный, часто возили на таком студентов на картошку. Скоро В. Терешко предоставит из своей коллекции автобусы «Кубань» и «ГЗА-651».

А вот еще один экспонат, появившийся недавно: микроавтобус «РАФ», вызывающий у многих людей старшего поколения ностальгические воспоминания.

У кого-то он ассоциируется со скорой помощью, у других — с первыми маршрутками, говорит Д. Бутин. В 1980-м они обслуживали иностранцев во время Олимпиады в Москве. А вообще это самый массовый микроавтобус в СССР. Большинство этих машин производили в Елгаве.

По словам собеседника, на открытой площадке для раритетной техники со временем появятся навесы. Хорошо бы. Таким экспонатам нужны более комфортные условия.

Кино и транспорт

В импровизированном автосалоне в актовом зале музея тоже появилось кое-что новое, в том числе благодаря коллекционеру. Например, «Запорожец» ЗАЗ-968, который называли ушастым, или чебурашкой.

Или самый массовый американский внедорожник Второй мировой войны «Виллис».

Это, правда, новодел на базе «ГАЗ-69», но есть оригинальные детали от американского «Виллиса» и полностью соблюдены технические характеристики и габариты этого автомобиля, поясняет Д. Бутин. Эти машины и многие другие экспонаты из коллекции В. Терешко часто используются в художественных и документальных съемках.

А в соседнем зале разместилась временная тематическая выставка мотоциклов и велосипедов. Глядя на редкие экземпляры, пыталась вспомнить, в каких фильмах видела нечто подобное. И не зря.

Да, на некоторых из этих мотоциклов ездили в кино Безруков, Певцов, Лиза Боярская, словно прочел мою мысль заведующий музеем. Например, на трофейном Zundupр 1936 года. Мы сделаем соответствующие таблички, где укажем, в каких фильмах снималась эта техника. Она, кстати, на ходу.  

Не исключено, что на экранах засветились и немецкие BMW 1944 и 1946 г. выпуска.

Здесь и «Неман», выпущенный в Гродно в конце 1930-х годов (в составе Польши), и уникальный «ИЖ-350» 1950-го в идеальном состоянии с голосистым клаксоном, и первый советский мотороллер «Вятка» 1958-го. Таких «Неманов», к примеру, в мире остались единичные экземпляры.

А вот и первый велосипед минского велозавода 1953 года выпуска, и первый мотовелосипед 1962 года: к велосипеду добавили двигатель, бак для топлива и получили своего рода мопед.

Фото автора и предоставлены музеем

Самое читаемое