«Руками трогать!» В Минске проходит выставка картин, сюжеты и образы которых изучают на ощупь

В Национальном художественном музее проходит выставка картин «И чувствуя, видеть…», созданных белорусским художником Василием Зенько при содействии незрячей пианистки Марии Рудко. Автор арт-проекта рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, что побудило его обратиться к инклюзивному искусству и в чем специфика создания тактильных картин.

— Живописные полотна, сюжеты которых незрячие люди могут изучить руками, пока еще большая редкость для нашего культурного пространства. Чем вызван ваш интерес?

— В 2017-м я принял участие в работе первой инклюзивной творческой лаборатории белорусско-шведского проекта «ИнкАртЛаб», которая проходила в Национальном художественном музее. Это был полезный опыт общения с людьми, имеющими инвалидность, в том числе незрячими и слабовидящими. Вместе с Машей Рудко мы провели тогда интересный эксперимент. Она руками «считывала» мою картину «Подсолнухи», а поскольку с обратной стороны полотна был установлен микрофон, у этого процесса было еще и звуковое сопровождение. Своеобразная музыка движущихся по картине пальцев.

Тогда и родилась идея сделать отдельный проект для людей с инвалидностью по зрению. Тем более что этому способствует моя авторская техника — объемная, рельефная, контурная. По словам Маши, ей не составило труда понять и воспроизвести в воображении сюжет моих «Подсолнухов».

 — В вашем инклюзивном арт-проекте сочетается живопись и литература. Вы сознательно усложнили себе задачу?

— Ошибочно думать, что тактильные картины обязательно должны быть какими-то примитивными. Хотелось сделать что-то действительно стóящее, способное обогатить внутренний мир незрячего человека. Я обратился к творчеству белорусского поэта Алеся Рязанова, которое близко мне по мировосприятию. Создал семь иллюстраций к его «пунктирам» — коротеньким стихотворениям, всего в несколько строк, но которые при этом рождают яркие, будящие воображение образы (аналог японских хокку). Благодаря особой текстуре мои картины хорошо «считываются» на ощупь. Кроме того, в верхней части каждого полотна шрифтом Брайля (в виде выступающих точек-мазков) воспроизведен сам «пунктир» на белорусском языке. То есть незрячий человек сначала читает короткий стих, а потом изучает его живописно-рельефное воплощение.

— Сколько времени ушло на создание этой серии работ?

— Почти год. Конечно, не круглосуточной работы, в основном писал вечерами. Создание такого проекта требует много времени, и спешить здесь не стоит. Все должно быть максимально выверено, иначе картина останется недоступной для восприятия незрячим человеком. С тем же шрифтом Брайля не всё просто. Я сначала для эксперимента сделал два холста, и Маша приезжала их оценить. К иллюстративному решению у нее вопросов не было, а вот шрифт посоветовала сделать помельче, поскольку считывался он сложновато. Я переделал. Надо сказать, было непросто воспроизводить этот шрифт на картинах. Нужно очень четко выдерживать расстояние между точками, причем каждая из них наращивается в несколько подходов.

— Какова специфика работы над образами тактильной картины?

— Они должны быть простыми, ясными и доступными. «Войну и мир» расписывать на холсте нельзя, потому что человеку с инвалидностью по зрению будет сложно «сложить» эту картинку воедино. Честно сказать, наряду с созданием проекта шла работа над самим собой. Убирая все лишнее, упрощая композицию, переосмысливаешь свое творчество, понимаешь, что некоторые вещи на самом деле и не так нужны, как казалось. В лаконичности есть своя сила.

— Какие отзывы получаете от зрителей?

— Самые разные. Есть люди, которые родились незрячими, и они не знают, как выглядят те же птицы или пчелы. Так что для них это возможность сформировать новые образы. А есть утратившие зрение позже, и выставка помогает вернуть зрительные воспоминания о предметах. К сожалению, сегодня в Беларуси для незрячих и слабовидящих адаптировано очень мало произведений искусства. И это надо исправлять. Посетители моего арт-проекта признаются, что для них очень важна возможность побыть наедине с искусством, не прибегая к посторонней помощи. Так они чувствуют себя полноправными участниками выставки, и им это приятно.

Надо сказать, в большом восторге от экспозиции и обычные посетители музея, особенно школьники. Когда им говорят, что эти картины не только можно, но и нужно трогать руками, два раза повторять не приходится.

— Будет ли продолжение?

— Мы с Машей это обсуждали, она готова помогать дальше. Хотим обратиться также к творчеству других поэтов, белорусских и не только. Есть идея добавить аудиодескрипцию, сделав проект еще более многогранным. Что касается выставки «И чувствуя, видеть…», думаем продолжить экспонировать ее и в Минске, и в других городах.

Выставка «И чувствуя, видеть…» продлится в Национальном художественном музее до мая 2019 года.

Фото Павла Русака

ТОП-3 О МИНСКЕ