Руководитель Камерного драматического театра Н. Башева: «Без трудностей непонятно, куда идти дальше»
Совместимы ли театральное искусство и бизнес, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у основательницы и художественного руководителя Камерного драматического театра Наталии Башевой.
— Когда девять лет назад вы создавали театр, наверняка опасались, что проект окажется нерентабельным. Окупилось ли вложение сил и средств?
— Тогда мы открывали Камерный духовный театр при издательстве Белорусского Экзархата. Занимались духовно-просветительскими проектами, много гастролировали по стране. Со временем стали развиваться, и митрополит Филарет благословил меня на создание коммерческого театра. Конечно, были трудности. Они и сейчас возникают, но без них непонятно, куда идти дальше. У нас достаточно большой штат — около 30 человек. Это не только актеры, но и администраторы, художественно-техническая служба, помощники режиссера, монтировщики, костюмеры. Сотрудничаем с артистами других театров, звездами телевидения и кино. Никогда не были антрепризным театром. В репертуаре уже около 20 спектаклей. У нас хорошие взаимоотношения с Союзом писателей Беларуси, выступаем на сцене Дома литератора уже третий год.
— Как оказалось, творчество и бизнес совместимы?
— Когда на первом месте идеи, мысли, которые хочется донести до широкой аудитории, и понимаешь, зачем тебе нужны деньги, то всё совместимо. Хотим зарабатывать для того, чтобы создавать красивые костюмы, декорации, приобретать качественную аппаратуру для сцены. Есть хорошее белорусское выражение: «Маліся Богу і працуй». И тогда всё будет. Правда, на большие деньги театру рассчитывать не приходится. Может, они и не нужны. Это искушение.
— В репертуаре много комедий и мелодрам. Ориентируетесь на вкусы зрителей?
— Конечно, учитываем их интересы. Опыт показывает: человек одинаково любит смеяться и плакать, быстрые яркие эмоции и рассуждения о жизни, своем предназначении. Стараюсь, чтобы даже в самых смешных комедиях присутствовала многоплановость. Плоские спектакли не ставим. Театр создавала как средство общения с коллегами и зрителями. Прежде всего задаю вопрос себе: о чем бы хотелось поговорить с людьми? Реалии таковы, что мы стали мало общаться друг с другом, не хватает физического контакта. Разговоры нужны, чтобы жить, развиваться, дарить друг другу радость. Театр — это ковчег, где люди собираются, беседуют, испытывают совместное волнение по какой-то общей причине. Во многих постановках лейтмотивом звучит мысль: чем больше у человека хороших воспоминаний, тем длиннее его жизнь. Поэтому наша цель — получать радость от того, что делаем, и видеть ее отображение в глазах других.
— Ощущаете ли конкуренцию и как боретесь за внимание публики?
— Недавно участвовала в круглом столе, где обсуждали этот вопрос. Конкуренции между коммерческими и государственными театрами нет. А вот между плохим и хорошим спектаклем она должна быть. Чем больше театров, тем выше планка. Только качественные постановки могут привлечь зрителей. Стараюсь развивать конкуренцию внутри своего театра.
— Вы организовываете театральный форум «Сила жизни» для подростков и молодежи. Что это за проект?
— Это сердце нашего театра, с него всё начиналось. Постановки духовно-нравственной, социальной, патриотической направленности. В репертуаре шесть спектаклей, которые затрагивают темы наркомании, алкоголизма, суицида, аборта, игромании. После просмотра устраиваем ток-шоу с участием врачей, психологов, сотрудников милиции, священников. Разговариваем, разрушая стену между зрителями и актерами, детьми и взрослыми, учениками и учителями. Театр сотрудничает с комитетом по образованию Мингорисполкома, посещаем школы и социальные учреждения.
Нравится ставить детские и подростковые спектакли. Дети не умеют врать. Если ребенку не нравится постановка, он может забросать актера бумажками или будет постоянно смотреть в телефон. Если же его душа откликнулась, он горы свернет, даже поможет персонажу, которого нужно спасать. Дети — лакмусовая бумажка. Они проверяют на состоятельность режиссера, актера, сценариста, художника и всех работающих над проектом.
— В прошлом году вы создали первое в Беларуси иммерсивное шоу, предложив зрителям поучаствовать в постановке. Насколько минчане оказались готовы к такому эксперименту?
— Иммерсивное шоу — это постановка, где нет границы между зрителем и актером. Роли получают и те, и другие. Принимая условия игры, посетители становятся полноправными участниками сюжета, от них зависят и его повороты, и финал. Было дико интересно попробовать абсолютно новый жанр. Для актеров это очень трудная работа, нужна полная самоотдача. Зритель, находясь в нескольких сантиметрах от артиста, должен верить ему. Для людей это пока незнакомый формат, поэтому шоу делаем не так часто, как хотелось бы. Да и цена билетов выше, чем на спектакли, поскольку предполагается банкет. Но наши ожидания оправдались.
— Чем удивите в новом сезоне?
— Представим три премьеры. Спектакль по пьесе украинского драматурга Аси Котляр «Мамки» — про трех подруг, которых жизнь временно развела: их дети воюют по разные стороны баррикад. Но судьба сведет женщин в подвале во время бомбежки. Эта история о том, как благодаря таким мамкам сохраняется мир на земле.
Готовим и «Малые супружеские злодеяния» по пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта. Теплый мелодраматический триллер. Можно посмеяться и попереживать. Главные роли сыграют звезды театра и кино Игорь Денисов и Светлана Никифорова. К Новому году делаем музыкальное шоу «Щелкунчик». Его представим на сцене Дворца культуры МАЗ.
— О собственной сцене мечтаете?
— Конечно. Об этом думает каждый уважающий себя режиссер. Главное — есть потенциал. Вокруг собрались те, кого можно назвать командой с большой буквы.
— Как удается совмещать работу руководителя, режиссера, а еще преподавать в театральной школе и Белорусской государственной академии искусств?
— Сейчас у меня новый директор. Он пришел из бизнеса, рассчитываю на развитие. Творческая и административная работа не должны быть совмещены. А вот педагогическая деятельность — это моя подпитка. В академии не я преподаю студентам, а они мне. Время идет, всё меняется, молодежь подсказывает, куда двигаться дальше. Мое жизненное кредо: «В пути вперед я не задумываюсь о пути назад». Так сказал герой фильма «Гаттака», который мне очень нравится.
Справочно
Наталия Башева родом из Горловки (Украина). По первой профессии художник-керамист. После окончания училища поступила в Макеевский инженерно-строительный институт на архитектора. По распределению поехала работать в Витебск. Через два года поступила в Минский театрально-художественный институт. Работала режиссером в Купаловском театре и ТЮЗе. После ушла в издательство Белорусского Экзархата, при котором и создала свой театр.
Фото Сергея Пожоги