РУП «Белтаможсервис» исполнилось 15 лет

Накануне юбилея корреспондентам агентства удалось побывать в одном из подразделений предприятия – транспортно-логистическом центре (ТЛЦ) «Минск».

Разместился он на островке между раздваивающейся в районе реки Птичь брестской трассой. Когда-то на этом месте был весьма популярный у минчан и иностранцев мотель.

А кушать хочется всегда

На входе в административное здание нас встретил директор предприятия Константин Журавлев:

– Те, кто не бывал здесь год-два, смогут оценить, как изменилось предприятие за прошедшее время. Мы построили трехэтажный административно-бытовой корпус, здание склада. На данный момент вся зона таможенного контроля состоит из двух площадок: верхней на 46 стояночных мест и нижней на 38 большегрузных автомобилей. Среднесуточный оборот машин – порядка 125 единиц. Часть из них оформляют с колес, а часть выгружают на склад.

 

_MG_0433 

Основные виды товаров, которые поступают на наш ТЛЦ, – это продукты питания, скоропортящиеся товары. На экспорт через нас отправляют лес, пиломатериалы, рапсовый жмых и масло…

– То есть вы обеспечиваете столицу продовольствием.

– Да, и не только Минск, но и многие другие регионы Беларуси. Одним из наших основных клиентов является компания «Евроторг», которая через свой дистрибуционный центр осуществляет поставки по всей стране. На нас приходится наибольшее количество въездов транспортных средств в зону таможенного контроля в столичном регионе, хотя в городе есть таможенные склады временного хранения и транспортно-логистические центры и с большим количеством стояночных мест. Это говорит о популярности услуг предприятия и оценке их качества клиентами.

– Существует ли норматив на обработку одной фуры?

– О каком-то строго установленном нормативе говорить не приходится: грузы, их объем, сопровождающая документация – все разные. Скорость оформления декларации – уже прерогатива таможни. На время проведения всех операций влияет множество других факторов. Но на практике экспортные грузы обычно обрабатываются в течение получаса от заезда машины до ее выезда из ТЛЦ. Для оформления импортных грузов требуется от 40 минут до часа.

– Большинство минчан, приобретающих подержанные автомобили за рубежом, привыкли, что таможенное оформление покупки осуществляется в Колядичах. А вы оказываете такие услуги?

– Оказываем с момента открытия нашего ТЛЦ – с марта 2009 года. Сейчас поток по объективным причинам несколько снизился. Но в то время открытие этого пункта таможенного оформления спасло от коллапса и Минск в целом, и Колядичи, и другие ПТО. Количество ввозимых к нам авто тогда просто зашкаливало, люди сутками стояли в очередях на растаможку. Сегодня при грамотной постановке дела машину можно оформить за 40–50 минут.

– Выбор ПТО – это право владельца автомобиля или ему назначают место оформления в зависимости от ситуации на других площадках?

– Все делается собственником по согласованию с перевозчиком. В Минске имеется три пункта таможенного оформления для работы с физическими лицами, в том числе наш.

Пирожковый экспорт

Как рассказал Константин Александрович, помимо услуг по оформлению экспортно-импортных операций, обработке и хранению грузов, большой популярностью у клиентов пользуются… пирожки.

– У нас есть свой отдел общественного питания. Расположен он в здании Минской региональной таможни на улице Могилевской, – проясняет ситуацию директор. – Оттуда нам привозят выпечку, горячие блюда для буфета. И вот совершенно неожиданно наши пирожки стали настолько популярны у зарубежных посетителей, что водители из Литвы, Латвии, Молдовы, некоторых других стран не только с удовольствием пробуют их здесь, но и обязательно берут коробками с собой в дорогу и чтобы угостить домашних.

Без шума и пыли

Склад ТЛЦ – как матрешка. Здесь под одной крышей в одном здании находятся хранилища трех режимов. Склад общего пользования, где машина с импортным грузом может выгрузить товар для временного хранения. При необходимости груз перемещается на таможенный склад или выпускается в свободное обращение.

– Многие клиенты перемещают товар сразу на склад общего пользования, – рассказывает Константин Александрович. – И уже с него осуществляют дистрибуцию по Беларуси, либо частично забирают себе, либо передают его компаниям, торгующим непосредственно с нашего склада. Нам отдают на аутсорсинг складские услуги и хранение.

_MG_0499

Дальше мы попадаем в святая святых – на склад. Сооружение это весьма интересное. Здесь хранятся товары самого разнообразного предназначения, а все погрузочно-разгрузочные работы выполняют буквально считанные специалисты, и почти в полной тишине.

– Слышал, что здесь даже напольное покрытие особенное.

– То, что вы видите на полу, напоминает линолеум. На самом деле это специальный бетон, на котором не скапливается пыль. Трижды в день производится уборка. Работаем с 9.00 до 21.00 в выходные и праздники.

– И на Новый год?

– И на Пасху тоже. Многие наши сотрудники – люди верующие. Но работа прежде всего. Естественно, мы идем навстречу тем, для кого труд в период религиозных праздников – табу, и меняем их сменами. Но склад простаивать не может никогда. Город ведь и в праздники должен получать товары, особенно продовольственные и скоропортящиеся.

– Кругом автоматика, ручной труд исключен?

– Совсем нет. Есть категории товаров, которые нуждаются в ручной обработке. Кроме того, стоимость перевозки иной раз больше зависит от объема товара, а не от его веса. Например, таковы чипсы или алкоголь. Поэтому перевозчики по требованию заказчика не пользуются поддонами, или, как их еще называют, паллетами. Это дает экономию в кубометрах и в долларах, разумеется. А наши работники должны этот товар разгружать и загружать вручную. Что поделать, это их работа. Но в целом мы стремимся механизировать и упростить все погрузочно-разгрузочные мероприятия.

– Ваши люди – специалисты по одной какой-то технике или нет?

– Оператор 5-го разряда должен владеть всеми видами механизмов, имеющихся на складе.

– Кто готовит кадры?

– Так получилось, что к моменту создания нашего предприятия нужных нам профессионалов в республике не готовил никто. Поэтому все пришлось делать самим. Приглашали людей, имеющих опыт работы на обычных вилочных автопогрузчиках, и уже здесь доводили их навыки до необходимых кондиций. Начинали по зарубежным инструкциям. А теперь уже сложилась собственная школа обучения управления узкопроходными погрузчиками и иной складской техникой.

– Вижу, что грузы на вашем складе размещены в шесть этажей. А как вы их на такую высоту доставляете?

– Есть специальные погрузчики «Вектор-Тойота VT». Если хотите, могу вас прокатить.

Забираемся в кабину странного вида машины, гибрида подъемника и электрокара. Стоило только опустить обеспечивающее безопасность ограждение, как по мановению руки Константина Александровича мы откатились по узкому проходу вглубь хранилища, а затем взмыли под самый потолок. Ощущение необычное. Нет присущего лифту гудения при неспешном движении вверх. Все быстро и почти бесшумно. Под руками водителя – две рукоятки наподобие джойстиков со встроенными лепестками-переключателями, клавиатура и цветной многофункциональный дисплей. На нем отображаются все действия оператора.

– Техника выглядит довольно грозно, – смеется неулыбчивый Константин Александрович. – Но управлять ею при определенных навыках и ребенок сможет.

Детей поблизости не оказалось, поэтому пришлось верить на слово. Однако холодок от прыжка в высоту на погрузчике остался до сих пор.

– Все здесь – с сенсорным управлением, – рассказывает Константин Журавлев. – Стоит убрать руку с джойстика, и машина останавливается. Работать на этой технике в рукавицах, перчатках или с грязными ладонями тоже не получится – машина просто не станет подчиняться. Не подчинится она и нетрезвому оператору.

– Текучесть кадров есть?

– По большому счету, почти нет. Около 80 % сотрудников склада работают со дня открытия предприятия.

– Зарабатывают неплохо?

– Все зависит от производительности труда. Оклад в среднем 4 млн рублей плюс до 300 % премиальных. Считайте сами.

 Все флаги в гости

К рампе склада подъезжает очередная фура. Машину с грузом на 33 паллетах разгружаются минут за 15. Товар размещают в зоне экспедиции и расставляют в ячейках хранения в течение получаса.

_MG_0517

А на парковке выстроились шеренгой десятка два большегрузов. Судя по номерным знакам, это машины из Бреста, Польши, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Сербии, Люксембурга, Германии, Македонии…

– Можно географию изучать.

– Вполне. Бывает даже так, что тягач и прицеп прописаны в разных странах. Как-то к нам привезли автомобиль для Ольги Барабанщиковой. Водитель – из Люксембурга, автовоз – из Франции.

На наших глазах разгружают латвийскую фуру. Водитель Александр Парфенов привез груз алкоголя. На этом ТЛЦ бывает часто.

– Уровень услуг очень хороший, спасибо. Тем более что сравнивать есть с чем. Еще бы ликвидировать очереди на границе…

Замечаем, что груз без акцизных марок.

– Да, до недавнего времени на маркировке зарабатывали наши зарубежные партнеры. Теперь право на данную операцию на уполномоченных складах территории Республики Беларусь получил и «Белтаможсервис», – рассказывает Константин Журавлев. – Это большой плюс и существенный прирост доходов в бюджет.

В юбилей тоже будете работать?

– Само собой.

– Желаем удачи!

 

Фото Тамары Хамицевич

 

Самое читаемое