С 1 января «ипэшникам» в Беларуси запретят торговать без сертификата качества. Аналитики предрекают чуть ли не массовое закрытие вещевых рынков, продавцы в панике, покупатели – в недоумении
В декабре мне довелось побывать на Варшавском рынке Бреста. Сарафанное радио разнесло по округе: с нового года базар закрывается, а весь ассортимент распродается по дешевке. Спешите!
На месте слух подтвердился. Картину увидела удручающую – торговые боксы открыты через один, покупателей нет, да и за тех, немногочисленных, случайных или по наводке заглянувших, продавцы чуть ли не дерутся. В хорошем смысле. Учтивы, внимательны и очень откровенны – с каждым готовы поговорить по душам, обсудить свои печали.
– Дешевле уже нигде не найдете, отдаю по себестоимости, лишь бы затраты отбить, – поясняет продавец-хозяин.
И действительно, за 1.000.000 можно купить две пары польских (по заверениям) зимних сапог, женское платье – за 300.000, а пуховик за 700.000.
– По новым ценам, с учетом экспертизы, народ покупать товар не станет. И мне невыгодно. Как дальше жить – не знаю, – пожимает плечами предприниматель. – Это ведь не столица, где работу найти проще.
В столице, вернее, на прилегающем к ней рынке «Ждановичи» атмосфера царит примерно такая же. Правда, окончательного и бесповоротного «гейм овер» не ощущается – сворачиваться собираются не все, но большинство. При этом обещают, что с начала нового года все здесь замрет.
Торг, несмотря на повсеместный дисконт и скидки, течет вяло. Разве что над вещами по бросовым ценам, теми, что свалены в кучи, кружат бережливые горожане.
Будем откровенны: среднестатистическому, не самому взыскательному покупателю с невысоким доходом по большому счету все равно, к сколь цивилизованной модели торговли мы стремимся при помощи всевозможных реформ. Ему не интересно знать, какие тяготы приходится выносить бизнесменам, чтобы товар оказался на прилавке. (Они ведь тоже не терзаются мыслями о том, легко ли их клиентам достаются деньги на покупки, так что все честно). Обыватель приходит на рынок и желает, чтобы имелся выбор, вещи не стоили баснословных денег и хорошо носились. Очевидно, что отживающий свое формат продаж из палаток и боксов должен остаться в 1990-х. Но и в бутиках всех одеваться не заставишь. Понадобится время, чтобы и те и другие приноровились к новым условиям. Главное, чтобы антагонизм этот не привел к следующему: спрос на товар есть, а предложения нет, то есть чтобы ниша простых и доступных по цене вещей внезапно не опустела.