С арт-кафе и временными выставками. В ноябре на ул. К. Маркса откроют новый корпус художественного музея

Новый корпус Национального художественного музея Республики Беларусь на ул. К. Маркса планируется ввести в эксплуатацию в ноябре 2019 года, сообщил генеральный директор музея Владимир Прокопцов. Журналисты агентства «Минск-Новости» побывали в гостях в музее по случаю его 80-летия – круглую дату отмечали 24 января.

Трехэтажное здание № 24 на ул. К. Маркса хотим отдать под временные выставки. С главным корпусом его свяжет галерея, однако будет возможность изолировать строение и проводить там мероприятия до глубокой ночи, пояснил В. Прокопцов. Внутри него предусмотрен климат-контроль. Сейчас для размещения привозных выставок, например, из Третьяковской галереи, мы вынуждены убирать работы с постоянной экспозиции, из-за чего плановые экскурсии попросту разваливаются. После завершения ремонта в новом корпусе можно будет принимать выставки любого уровня. Кроме того, там откроются арт-кафе с полноценной кухней и сувенирный магазин.

Ранее в доме № 24 размещалось общежитие БГУ, которое к чемпионату мира по хоккею 2014 года намеревались перепрофилировать в гостиницу. Однако на самом высоком уровне было решено отдать здание художественному музею. Оно войдет в комплекс музейного квартала, в котором также постройки № 20 и 22 на ул. Ленина, № 25 на ул. Кирова.

 Лайфхак для золушек 

Государственная картинная галерея БССР была создана 24 января 1939 года в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров. Однако реально она открылась лишь 8 ноября того же года. В привычном для нас виде музей существует с ноября 1957 года, когда он переехал в современное здание. На фоне небогатого, восстающего из пепла Минска, это строение выглядело просто роскошно. Несмотря на то, что столица за эти десятилетия существенно преобразилась, музей и сегодня выглядит прекрасно: это единственное в городе здание, где можно пройтись по дорогой мраморной лестнице. Работники художественного шутят: если бы Золушке пришлось терять туфельку в столице, то только у нас!

Также сохранились бронзовые крепления для вишневых ковровых дорожек, которые в 1950-х еще застилали, но впоследствии от этой романтичной задумки отказались.

Шедевры на курорте

Путешествие корреспондентов агентства «Минск-Новости» по музею началось неформально: первым делом нас пригласили в святая святых – запасники, которые от посторонних надежно защищены кодовыми замками.

— Музей – это не только экспозиции, а еще и огромное количество произведений, хранящихся в фондах. В художественном музее в 30-ти коллекциях насчитывается порядка 30 000 экспонатов, — отметила старший научный сотрудник научно-фондового отдела Алла Василевская.

Движемся служебными коридорами, по которым не ступала нога случайного посетителя. Доступ сюда открыт лишь реставраторам и хранителям коллекций. По пути, вдоль стен — огромные рамы. Сюда выставляют те из них, которые готовят к реставрации.

На каждой двери табличка: живопись, графика, иконы, декоративно-прикладное искусство… и даже ювелирные украшения, которые спрятаны в неприступном металлическом сейфе. Каждый год в музей поступает 200-300 произведений. Дляя их хранения нужно выделить место, однако площадь ограничена, поэтому шедевры проходят строгий отбор. Кроме того, им необходимо создать условия. За «погодой в доме» следит умная компьютерная система. Например, для живописи идеально  55 % влажности и 18 градусов по Цельсию. При таком климате, а он для картин, что для людей настоящий курорт, полотна не будут стареть и покрываться кракелюрами (трещинами).

Алла Василевская хранитель коллекции живописи Беларуси, в которой собраны произведения 19-20 веков. Главный принцип, по которому она формировалась – художники должны быть уроженцами Беларуси. Правда, волею судеб их творческий путь связан и с другими культурами: русской, американской, европейской.

В коллекцию входит 611 полотен 22 художников. Коллекция молодая. Решение о ее создании было принято в 2010 году. До этого многие из произведений входили, к примеру, в собрание русской живописи. Тут есть произведения Ивана Хруцкого, Витольда Бялыницкого-Бирули, Станислава Жуковского и других авторов. Сегодня коллекция активно пополняется произведениями парижской школы. Еще 10 лет назад, когда она только формировалась, мы могли лишь мечтать о том, что у нас когда-нибудь появятся произведения Михаила Кикоина, Штайге Царфина, Осипа Любича.   Конечно, все работы, которые входят в коллекцию, обладают высочайшим художественным уровнем. Но говорить о ценности этой коллекции еще рано, поскольку она представляет собой лишь отдельные цитаты, — поясняет А. Василевская.

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Многие произведения из этого собрания музею подарили спонсоры. Работники НХМ уверены: меценаты делают это из чувства патриотизма. В последние годы белорусы стали более внимательно относится к своим традициям, культуре, истории.

— Например, в Национальной картинной галерее Армении раньше не было ни одного произведения Ивана Айвазовского. А теперь их 200, из которых только 2 купил музей. Остальное подарили армяне, живущие по всему миру, — дополняет ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы НХМ Надежда Усова. – Такие же тенденции намечаются и в Беларуси.

— Моя главная «хранительская» мечта – однажды увидеть в этой коллекции живопись Марка Шагала. Именно о нем все постоянно спрашивают. Пока есть только его графика в другой коллекции, — делится А. Василевская.

 Арт-детектив

До Великой Отечественной войны картинная галерея БССР владела 3 000 произведений искусства. Во время немецкой оккупации они были вывезены в Германию. Впоследствии вернуть на родину удалось лишь 500 шедевров. Огромная заслуга в пополнении фондов музея принадлежит второму директору учреждения Елене Васильевне Аладовой. К примеру, зал живописи Российской империи 18-19 веков благодаря ней украшает портрет Екатерины II конца 1770-х—1780-х типа «Рослин-Рокотов».

История о том, как для нашего музея было добыто это полотно, рассказана самой Аладовой, — вводит в курс Н. Усова. – Елена Васильевна увидела картину, будучи в Российском музее. Его директор отбыл в командировку. Аладова пообщалась с заместителем и убедила его отдать портрет императрицы Минску. У них, мол, изображений Екатерины II и так хватает, а у нас нет ни одного. Понимая, что история авантюрная, Аладова в тот же день наняла работников, которые забрали полотно и отправились с ним в Минск. Когда вернулся директор, был жуткий скандал. Но в итоге передачу произведения оформили как братскую помощь Минску.

О каждом произведении, которое нашло место в экспозициях музея, можно говорить часами – и не только о их художественных достоинствах. С некоторыми связаны чуть ли не детективные истории.

Многие удивляются, когда видят у нас «Неравный брак» Василия Пукирева: «Он ведь в Третьяковской галерее!». Это копия, ее в Москве также отыскала Аладова – у Дуровых. Когда очистили, нашли подпись Пукирева. Выяснилось, что копия авторская, сделана несколько позже, чем та, что в Третьяковке. Наша больше по размеру и немного светлее, также отличается орнамент на ризе священника, — говорит экскурсовод.

В музее, рассматривая экспонаты, без преувеличения можно провести целый день – изучать древние белорусские иконы, сарматские портреты, подарки иностранных делегаций, керамику Пабло Пикассо, советское искусство…

К 80-летию художественного открылись еще две интересные выставки: «Живописные мелодии»  к 100-летию белорусских художниц Валерианы Жолток и Раисы Кудревич и «Открытие настоящего». На последней из них детально и поэтапно показано, как «приводят в чувства», дают вторую жизнь старинным творениям.

Фото Сергея Пожоги, видео автора

ТОП-3 О МИНСКЕ