С чего начинается Родина и как научить ее любить?

Владимир Николайчук
Автор материала:
Владимир
Николайчук

Не так давно Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал данные опроса, в котором россиян спрашивали, какие поэты для них самые великие. Наряду с Александром Пушкиным, Михаилом Лермонтовым и Сергеем Есениным в перечень великих поэтов попали Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Николай Гоголь и Антон Чехов. Последних к мастерам рифмованных строк преимущественно относили 18-24-летние россияне.

Вспомнил эту историю, когда читал письмо доктора филологических наук, профессора Татьяны Шамякиной Президенту Беларуси. Формальным поводом для обращения стал тот факт, как небрежно и непрофессионально некоторые отечественные государственные телеканалы осветили 100-летний юбилей ее отца — народного писателя Беларуси, академика и Героя Социалистического Труда Ивана Шамякина. Один канал посвятил юбилею классика национальной литературы 3 минуты, другой и вовсе его известнейший роман «Тревожное счастье» приписал Ивану Мележу, 100-летие которого отмечалось практически в эти же дни.

И дело не только в профессиональной подготовке журналистов, считает Татьяна Шамякина, а в нашей общей нынешней культуре. Увы, по ее словам, ждать перемен в ближайшее время не стоит, потому как в новых учебных планах все культурологические дисциплины, которые до этого изучались обязательно хотя бы по выбору, переведены в факультативы, то есть эффекта от них не будет никакого. А это история и теория мировой культуры, культура Беларуси, культура России, античные традиции в славянских культурах и так далее.

«Между тем изучение культуры — это одновременно и изучение истории, формирование эстетического вкуса и патриотизма, — читаем в письме Татьяны Ивановны. — Такие предметы, как политология, этика, культурология, религиоведение, в высших учебных заведениях тоже сокращены. И как всегда чиновники нас, практиков, всю жизнь проработавших со студентами, не спросили, а «спускают» нам такое, что приходишь в отчаяние от удивительной глупости, непонимания элементарных вещей, механистического подхода к учебному процессу».

Заметим, что Татьяна Ивановна рассказывает о подготовке специалистов на гуманитарных факультетах. А что говорить о технических, технологических и других, где гуманитарная и культурологическая составляющие подготовки отсутствуют практически вовсе? А разве возможно без этого вырастить истинных интеллигентов, коими испокон веков слыли у нас инженеры и врачи?

Постоянные разговоры о необходимости воспитывать любовь к Родине ни к чему не приведут, пока не будет отработана методика такого воспитания, считает Татьяна Шамякина. Сейчас, по ее словам, пока всё лишь на уровне заклинаний.

«Нужно создать такой образ Родины, которую не любить нельзя, — пишет Татьяна Ивановна. — И лучшие помощники в создании подобного привлекательного образа — это литература, кино, живопись. Возможно, туризм. Объединить людей, укрепить национальное единство возможно только на основе приобщения к общим национальным ценностям».

Под этими словами доктора филологических наук остается только подписаться.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое