С какими вопросами руководители творческих союзов придут на прием Главы государства

Во время «Большого разговора с Президентом» прозвучало предложение от Белорусской конфедерации творческих союзов о встрече с Главой государства. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Какие проблемы хочет озвучить культурная элита страны на высоком приеме? О чем посоветоваться и что обсудить с Президентом? Готовясь к встрече, представители конфедерации провели круглый стол по развитию творческих союзов Беларуси.

— Конфедерация создавалась для защиты интересов творческой интеллигенции независимой Беларуси, — первым слово взял председатель Белорусского союза литературно-художественных критиков, театровед Ричард Смольский.  Между прочим, ту, советскую, модель отношений творцов и власти развитые западные страны давно адаптировали применительно к себе и не отказываются от нее. Итак, 1991-й. На карте мира появилась Республика Беларусь. Горячие головы предлагали перевести творческую элиту молодой страны на самоокупаемость. Художники, музыканты, артисты были в растерянности. Действительно, как деятелям национальной культуры в новых условиях совместить высокое искусство и искусство зарабатывать деньги? И тогда Николай Еременко, прошедший в войну фронт и концлагерь, народный артист Беларуси и СССР, человек знающий, авторитетный, предложил идею объединения творческих сил. «Если не объединимся — в одиночку сломаемся. И тогда не будет ни искусства, ни культуры». Его услышали на всех уровнях. Белорусская конфедерация творческих союзов, которую он возглавил, в первые годы своего существования получила господдержку. Николай Еременко-старший стал членом Совета Республики Национального собрания. Как непосредственный участник событий, хочу отметить: конфедерация сумела объединить здоровые силы нашей интеллигенции, а они своими талантами активно поддержали молодое государство.

Сегодня у конфедерации немало проблем. Например, был у нас Дом искусства — замечательное место для общения, его знал весь Минск. Там проводили съезды, вечера, встречи с мастерами искусства, работали клубы творческой и научной молодежи. 20 лет назад здание возвратили церкви, и с тех пор своего уютного уголка у творческих работников нет.

Конфедерация — объединяющая сила. В этом качестве она давно состоялась. Сегодня нам важно подняться на новый виток. Если же говорить конкретно о сцене, нужен как воздух закон о театральной деятельности, где была бы четко прописана вся механика отношений, в том числе с негосударственными театрами. Со временем должен появиться и закон о творческих союзах.

***

— Так склалася, што нашы творчыя саюзы дзейнiчаюць паралельна з дзяржаўнымi структурамi. Зразумела, больш плёну будзе, калi мы пачнем усё рабiць разам, супольна, — подчеркнул председатель Белорусского фонда культуры (БФК) Тадеуш Стружецкий. Мы не патрабуем грошаў ад Мiнiстэрства культуры — самi шукаем i грошы, i мецэнатаў. Але творчым саюзам патрэбны пэўныя прыярытэты, бо нашы аб’яднаннi адрознiваюцца ад iншых грамадскiх супольнасцяў. Перайду на канкрэтныя прыклады. БФК шмат гадоў выдае для шырокага кола чытачоў штотыднёвiк «Краязнаўчая газета». Для нас газета стратная: той сумы, што збiраем па падпiсцы, не хапае на выданне. Выдаваць газету далей цi пазбавiцца ад яе?.. Такая ж сiтуацыя з iншымi праектамi, напрыклад з Рэспублiканскiм конкурсам мастакоў тэатра iмя Iвана Ушакова. Кожны год знаходзiм магчымасцi для ўзнагароды пераможцаў. Перастанем гэта рабiць — конкурс знiкне. Таму яшчэ раз падкрэслю: патрэбны партнёрскiя адносiны. Выспела неабходнасць зрабiць дасканалую сiстэму iльготнага падаткаабкладання, што пойдзе на карысць культуры, а нам будзе лягчэй шукаць спонсараў. I яшчэ адзiн важны момант. У творчых саюзах аб’яднаны высокаадукаваныя людзi — эксперты кожны ў сваёй галiне. Чаму чыноўнiкi не раяцца з гэтымi спецыялiстамi, перш чым прымаць лёсавызначальныя рашэннi?

***

— Творческий человек особый, его не всегда удается уложить в прокрустово ложе протоколов и инструкций. Меня, например, мягко говоря, удивляет, что в общегосударственном классификаторе Республики Беларусь нет такой профессии, как композитор. Если профессиональный композитор параллельно с сочинением музыки не работает педагогом или музыкальным руководителем, его можно записать в… тунеядцы. А на самом деле он активно сотрудничает с театрами и оркестрами, поднимает престиж страны. Такое положение дел не только с композиторами, — заметила председатель Белорусского союза композиторов, педагог и композитор Елена Атрашкевич. — Мне кажется, наша конфедерация вместе с государственными органами может решить такую проблему, как отсутствие в стране своего нотного издательства. Оно нужно многим творческим союзам, причем его организация в Беларуси не требует больших финансовых затрат. А сейчас мы зависим от зарубежных издателей, они на нас зарабатывают немалые деньги.

***

— Одна проблема, связанная с музыкой, решается. По поручению Президента в Минске создана «Фабрика фортепиано», которая возрождает популярный советский бренд — пианино «Беларусь». Если делаем пианино, сделаем и издательство, — дополнил председатель Белорусской конфедерации творческих союзов, гендиректор Национального художественного музея, художник и искусствовед Владимир Прокопцов.  Хочу резюмировать сказанное коллегами. Роль творческих союзов трудно переоценить. Это элита, которая продвигает национальную культуру и в своей стране и в мире участвует в формировании облика сегодняшней Беларуси, воспитывает молодежь, поддерживает традиции. Это оплот идеологии. У нас перед глазами пример-символ — Дворец Независимости на пр. Победителей, где в абсолютном единстве оказались белорусская государственность и белорусские искусства — гаранты национальной самоидентификации.

День сегодняшний устремлен в будущее. Идет бурное развитие информационных технологий. Мы думаем: кто такой айтишник? Если молодой человек не ходит в театры, на выставки, не слушает белорусскую музыку, не читает классиков, не знает историю своей страны, ее духовных богатств, он не будет гордиться страной, не будет ею дорожить и своих детей не вырастит патриотами. Потеряем поколение — потеряем страну. Так что наши Михаил Савицкий, Виталий Цвирко, Игорь Лученок, Евгений Глебов, Михаил Бакланов, Владимир Короткевич и многие, кто за ними, по сути, духовники народа.

Разумеется, к Президенту мы пойдем не с протянутой рукой, а с конкретными предложениями, часть которых сегодня прозвучала. Творческие союзы не жалобщики и не нахлебники. Знаем, что среди чиновников немало людей, которые понимают: кроме хлеба насущного современный человек должен получать качественную и разнообразную духовную пищу. Надеемся, нам удастся придать Белорусской конфедерации творческих союзов ускорение. Для всеобщего блага.

Справочно

Белорусская конфедерация творческих союзов создана в 1992 году. В нее входят 13 общественных объединений: союзы художников, архитекторов, дизайнеров, кинематографистов, композиторов, театральных деятелей, мастеров народного творчества, музыкальных деятелей, журналистов, литературно-художественных критиков, фотографов, Белорусский фонд культуры, Гильдия киноактеров. Это около 10 000 человек.

Фото Тамары Хамицевич

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое