«С любимыми не расставайтесь». Почему из фильма вырезали лучшие сцены с Абдуловым в главной роли

Почему авторов фильма «С любимыми не расставайтесь» заставили вырезать лучшие сцены с Абдуловым в главной роли? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Союз молодой пары Мити и Кати распадается на глазах. Всему виной ревность взрывного Мити, которого терзают сомнения в верности супруги. Несколько неосторожных слов, конфликт — и влюбленные разводятся, но не перестают контактировать. Вновь и вновь они возвращаются к теме своих отношений, спорят, ругаются, пытаются выяснить, кто виноват в несостоятельности их брака. Только когда Катя попадает в больницу, герои понимают, что их расставание было ошибкой.

Очень личное

Александр Володин

Наш земляк, уроженец Минска Александр Володин, с драматургами Виктором Розовым, Алексеем Арбузовым изменил советский театр в 1960-е годы. Персонажами его произведений становились не строители коммунизма, не победители соцсоревнований, а обыкновенные люди с их обычными повседневными заботами, женами и мужьями, детьми и друзьями. Люди хотели видеть спектакли именно о себе, получать ответы на вопросы, которые возникали перед ними в обыденной жизни. В 1966 году в журнале «Звезда» вышел рассказ Володина «С любимыми не расставайтесь». Спустя несколько лет номер журнала попал в руки режиссеру Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Геннадию Опоркову, который предложил драматургу переделать литературное произведение в пьесу. Спектакль поставили в 1972-м. Пьесу брали для постановки и театры Москвы, даже пытались интерпретировать. Володин охотно шел на исправления и внесение изменений в свои произведения. Несмотря на то что литератор участвовал в боях на Западном, позже — на Белорусском фронте, дважды был ранен, награжден орденом и медалями, в творчестве он оставался человеком сомневающимся. Сам постоянно вносил правки в уже существующие пьесы, поэтому сложно найти канонические варианты. Ни одна из собственных работ автору не нравилась.

Павел Арсенов

К 1979 году процент разводов в СССР значительно вырос. В назидание молодым парам партия приказала сделать кино, которое поднимает эту деликатную проблему. Вспомнили о пьесе Володина. Режиссер Павел Арсенов не случайно получил предложение снять ленту. Коллеги знали, что он так и не смог пережить развод с актрисой Валентиной Малявиной, которая ушла от него к актеру Александру Кайдановскому. По свидетельству Елены Прокловой, однажды на ее дне рождения он попытался рассказать о своей боли в связи с расставанием, но не нашел слов и решил театрально показать свое состояние. Взял яблоко и вдрызг разбил его о свою голову. А потом сказал: «Вот так примерно я себя чувствую».

Только пары

На роли с самого начала режиссер решил пригласить актеров, которые в действительности состоят в браке. Он не без оснований считал, что муж и жена будут выглядеть гораздо правдивее на экране. Начали с эпизодических ролей. В ленте много проходных сцен, где в суде расторгают браки по разным причинам. Эти эпизоды сыграли подлинные супруги Валерий Носик и Мария Стерникова, Сергей Никоненко и Екатерина Воронина. Валерий и Мария по-настоящему развелись после съемок, а Никоненко и Воронина счастливы и сегодня. Это, к слову, о приметах. Разводились на экране и актеры, не состоявшие в браке: Александр Пороховщиков и Екатерина Васильева, Юрий Назаров и Лариса Лужина, Георгий Епифанцев и Любовь Полехина. Роль судьи исполнила Руфина Нифонтова, прекрасно сыграв женщину, которая в этом зале для бракоразводных процессов повидала всякое за годы работы.

Главной парой в фильме стали Александр Абдулов и Ирина Алферова, исполнившие роли Мити и Кати. Картину считали их семейным бенефисом. В дни съемок они уже три года состояли в браке, слыли самой красивой актерской парой в СССР. Наверное, так и было. С самого начала Абдулов и Алферова договорились никому и ничего не рассказывать о своей личной жизни. Их брак был словно окружен защитной стеной. Но именно это порождало сплетни и пересуды. Завистники называли актерский союз мыльным пузырем и даже авторским проектом Марка Захарова. Всем известно, что позже они расстались, но каждый, пусть ненадолго, смог найти свое счастье.

Интересно, что в ролях второго плана в этой ленте снялись настоящие звезды тех лет. Евгений Евстигнеев сыграл соседа, Борис Щербаков — одноклассника Кати. Их эпизоды запомнились.

Роль новой подруги Мити, Ирины, исполнила Людмила Дребнева. Чем больше она старалась показать настоящую любовь, тем ближе становилась неожиданная развязка с отснятым с ней материалом.

Успокоительный укол

Начало съемок запланировали на март, но в Москве еще не сошел снег. Приняли решение перенести всю работу в Сочи. П. Арсенов в первый же день с криками забежал в холодное море и поплыл. За ним последовал Володин, не произнеся ни единого звука. Оба простыли, но съемки начались вовремя. Поскольку режиссеру тема была знакома до боли, он много работал с актерами, не назидательно объяснял им, чего хочет добиться, почти всё снимал с первого дубля. Это беспрецедентный случай и не в правилах кинематографа. Кроме некачественного актерского исполнения дубль может оказаться технически бракованным, на такой случай должен быть второй. Доснять недостающие кадры позже гораздо дороже. А вообще Арсенов заражал своим темпераментом всю киногруппу. В нем удивительно сочетались сила и нежность. Крупный, черноволосый и отважный мужчина снимал очень тонкие фильмы благодаря такой душевной организации. Любопытно, что следующей его картиной стал детский кинохит «Гостья из будущего».

На площадке случались неожиданности. На протяжении всей картины герой Абдулова эмоционально-экспрессивен, а Алферова в роли Кати сдержанная и скрытная. В финале с ней случается истерика, она рыдает и кричит: «Я скучаю по тебе, Митя!» Актриса так вошла в образ, что пришлось вызывать скорую помощь и делать ей успокоительный укол.

Но финиш работы был омрачен. В рабочей версии оказалось немало лирических сцен героя Абдулова с его новой девушкой Ирой. Автор их сделал очень проникновенными. На заседании госкомиссии по приемке ленты возник вопрос: «Почему Митя от заботливой, нежной, покладистой девушки Иры уходит, решив вернуться к супруге-истеричке?» В результате лучшие сцены отношений Мити и Иры вырезали. Видимо, в комиссии не оказалось тех, кто знал простую истину: от любящих и заботливых часто уходят к тем, кого любят по-настоящему.

Премьера состоялась 7 июля 1980 года в Московском доме кино, более 40 лет назад. Но трогательная история на тему, не имеющую срока давности, долго будет напоминать зрителям о том, что люди — не куклы, сердце — не общежитие и нужно быть деликатнее в отношениях с близкими.

Еще материалы рубрики:

Как снимали фильм «Служили два товарища» и почему оставили лишь треть сцен с Владимиром Высоцким

«Дайте жалобную книгу». Почему безобидный фильм 15 лет пролежал на полке

Почему съемки фильма «Старший сын» запретили, и как киногруппа обошла препоны

«Приступить к ликвидации». Почему Георгий Юматов едва не сорвал съемки фильма после поездки в Вену

«Набрали высоту, и вдруг самолет стал резко падать». Что происходило на съемках фильма «Старшина»

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ