С вашего счета списано 3 тыс. рублей. Как мошенники обманывают минчан в Сети

В Минске совершается четверть киберпреступлений от общего числа по стране. Подробнее о таких случаях — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Ежедневно в столичные РУВД обращаются десятки граждан, которые что-то продавали на известной торговой площадке в Интернете, а в итоге лишились денег. Часто среди них оказываются те, кто реализовывал детские вещи, мебель, коляски, реже — компьютерную технику. Так, например, минчанка зарегистрировалась на сайте, чтобы продать одежду для новорожденного. В течение часа на объявление откликнулись несколько пользователей и наперебой принялись слать ей сообщения в Viber. Одна девушка, якобы не из Минска, была гoтoва сию секунду заплатить не только за вещи, но и за их пересылку.

— Вскоре на мой телефон пришло сообщение: «Товар оплачен». Покупательница сбросила какую-то ссылку. Когда я перешла по ней, у меня не закралось ни малейшего подозрения, все тот же сайт, — рассказывает потерпевшая. — Требовалось ввести реквизиты кредитки, что я и сделала. Затем прислали запрос: нужно указать, сколько денег на счете, якобы для того, чтобы убедиться в принадлежности карты. И даже это меня не смутило. Вскоре пришло еще одно сообщение: «Перевод с карты на карту выполнен успешно». Так я лишилась 170 рублей.

На самом деле в доменном адресе страницы, на которую привела потерпевшую ссылка, было несколько лишних букв, то есть она оказалась на так называемом фишинговом сайте — поддельной копии настоящего. Шокированная девушка принялась тут же звонить по номеру, с которого ей писали, но трубку снимала бабушка, живущая в Гродно. Она не понимала, о какой одежде и о каких деньгах идет речь.

Минчанка обратилась с заявлением в милицию. Там установили, что номер телефона действительно принадлежит гражданке 1949 года рождения. Вероятнее всего, мошенники просто использовали его для совершения махинаций, подключив на него мессенджер.

Другая жительница столицы решила избавиться от письменного стола и разместила объявление в Интернете. Покупатель также нашелся быстро, предложил перевести деньги на банковскую карту, но только не «Беларусбанка». Такая была у брата женщины. Пока тот спал, она сообщила ее реквизиты. В течение нескольких минут у родственника похитили более 7 тыс. рублей.

Однажды на мобильный телефон 60-летней пенсионерки позвонил мужчина, представился сотрудником банка и сказал, что от ее имени поступила заявка на оформление кредита, чему та очень удивилась.

— Возможно, ее подали мошенники, поэтому необходимо срочно все отменить, — тараторил звонивший. — Сейчас вам придет SMS с указанием временного пароля и кода авторизации. Сообщите их мне, а я сделаю отмену.

Озадаченная женщина, в голове которой крутились слова «кредит» и «мошенники», тут же назвала все, что попросил якобы работник банка. Когда тот, заверив, что необходимые меры безопасности приняты, отключился, пенсионерка увидела на телефоне новое SMS: банк сообщал, что с ее счета списано 3 тыс. рублей.

Такой способ мошенничества называется вишингом. Предлогом для разговора может быть что угодно. Например, часто «работники банка» интересуются, не терял ли клиент свою карточку, поясняя, что кто-то пытается с ее помощью перевести на другой счет крупную сумму. И что теперь необходимо срочно принять меры для перевода денег на резервный счет, неизвестный злоумышленникам. Для этого владелец кредитки должен предоставить ее реквизиты и идентификационный номер своего паспорта. Примечательно, что многие доверчивые граждане попадаются на эту уловку и передают все данные, с помощью которых впоследствии уводят их деньги.

А иногда потерпевшие лишаются сбережений, передавая свою банковскую карту в пользование другому человеку. Так, 21-летний минчанин коротал вечер с приятелем. Когда алкоголь закончился, тот дал ему свою карту и попросил сходить в магазин купить еще горячительногo. По дороге молодой человек заглянул в салон сотовой связи и решил приобрести себе недорогой мобильник рублей за 200, однако продавец уговорила его взять более новую модель, которая стоила в три раза дороже.

Не зная пин-кода, злоумышленник рассчитался за покупку, проведя платеж около 10 раз небольшими суммами, при этом не требовалось вводить четырехзначный пароль (как ни странно, это не смутило хозяйку прилавка). Вернувшись, приятелю он ничего не сказал, а когда тот уснул, незаметно удалил с его телефона все SMS, подтверждающие оплату в салоне связи. То, что с его счета бесследно исчезли деньги, потерпевший обнаружил спустя неделю и сразу же обратился в банк, а потом и с заявлением в милицию, где быстро установили личность злоумышленника. На момент задержания парень уже успел разбить купленный гаджет.

Известно, что обвиняемый в октябре нынешнего года был судим за хищение с помощью компьютерной техники и получил наказание в виде ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. Однако это не образумило парня. Теперь он ожидает еще одного судебного заседания.

Комментарий специалиста

— В последние годы в Минске наблюдается значительный рост количества регистрируемых киберпреступлений, — говорит временно исполняющий обязанности начальника управления по противодействию киберпреступности ГУВД Мингорисполкома Алексей Новаш. — По результатам 10 месяцев 2020-го по сравнению с аналогичным периодом 2019-го их число выросло практически вдвое — с 2 297 до 4 430.

К основным видам киберугроз следует отнести использование методов социальной инженерии — психологическое воздействие на поведение человека с целью получения выгоды. Прежде всего это доступ к конфиденциальной информации пользователей — логинам, паролям, данным лицевых счетов и банковских карт — с использованием поддельных интернет-ресурсов, внешне схожих с настоящими и находящихся под контролем злоумышленников. Среди других спoсoбoв — взлом учетных записей в социальных сетях, а также выманивание реквизитов банковских карт с помощью телефонных звонков от имени финансовых учреждений.

Кроме того, киберзлодеи устраивают вирусные атаки на серверы предприятий — шифруют хранящиеся там файлы и требуют выкуп за их расшифровку, запускают банковские вирусы-трояны, атакующие серверы и компьютеры oрганизаций с целью установления несанкционированного удаленного управления системой «Клиент-банк» и доступом к счетам для перевода денег на подставные кoмпании.

Жертвами киберзлодеев чаще всего становятся те, кто не имеет достаточных знаний в сфере информационных технологий или легкомысленно относится к угрозам, с которыми можно столкнуться в Сети. А ведь таких злоумышленников изобличить весьма непросто.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ