«Самое сложное – смириться с тем, что их век намного короче». Дрессировщица рассказала, как работает с собаками

Есть ли у собак артистические способности и сколько времени требуется, чтобы научить их всего одному трюку, рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» дрессировщица Белгосцирка Лилия Максименко.

Мы встретились на репетиционном манеже. Она сидела в обнимку с двумя огромными пушистыми бобтейлами Марго и Линдой, а те старательно полировали ей щеки языками. Еще 5 маленьких собачек — помесь китайской хохлатой, пуделя и болонки, разместившись на тумбах, послушно ожидали команды.

Лилия работает дрессировщицей более 20 лет. Правда, к делу всей жизни ее привела не мечта, а череда случайностей, которые и сыграли решающую роль в судьбе артистки. Началось всё с первой собаки, девушка нашла ее в подвале многоэтажки, где жила со своей семьей.

— Кто-то ее просто выбросил. Назвала Белкой. Потом у нее появились щенки. В квартире стало слишком много животных. И маме приснился сон, что их купят в цирке. Я поверила в ее видение и привела питомцев к дрессировщице цирка, но ее не устроил их внешний вид, не подошел к сценическому образу. Зато она предложила мне стать служащей по уходу за собаками и разрешила привезти своих, а также в свободное время учить их трюкам. Я о таком и мечтать не могла! Цирк обожала, ходила на все программы, но была уверена, что человеку с улицы не стать его артистом.

Первые тренировки вчерашняя школьница проводила в подвале. Потом перебралась на репетиционный манеж. Туда собак приводят из вольеров строго по расписанию, они не должны пересекаться с другими животными, чтобы исключить конфликты и стрессовые ситуации.

От простого к сложному

Процесс дрессировки начинается, когда щенку исполняется 2 месяца. Сначала его обучают базовым командам, которые знают даже домашние животные: «сидеть», «дай лапу», «ходи змейкой». После трюки усложняются: прыжки через обруч, на скакалке, кувырки… Но и эти упражнения для собак вполне естественны. А вот сальто и стойку на передних лапах они в повседневной жизни точно не делают. Правда, у них так хорошо получается, как будто они всё умеют с рождения. Пес Элвин, к примеру, с легкостью прошел круг по манежу на передних лапах.

— На подготовку одного трюка в среднем уходят год–два. Даже если щенок не очень талантливый, я всё равно его чему-нибудь научу. Одна собачка способна только запрыгивать в обруч, но зато как четко!

Иногда новые трюки подсказывают сами питомцы. Впоследствии эти фишки становятся у животных любимыми. Всё тот же Элвин дает артистке пять, а красавица Линда по-особенному кланяется.

— Главное — подметить особенность и похвалить собачку. Один щенок очень любил уцепиться зубами за брюки и повиснуть. И я эту его страсть использовала на сцене: когда прыгала через скакалку, он выбегал, хватался за нее, а я начинала вращать ее вместе с ним по кругу. Дети в зале всегда смеялись.

Налаживать контакт и дрессировать помогают лакомства. Любое новое движение, которое животному удалось выполнить хорошо, сопровождается угощением.

— Сегодня купила сосиски, — показала нераспечатанную упаковку Лилия. — Еще мясо любят, печенье. За вкусняшку всё сделают.

Судя по довольным мордам животных, замерших в ожидании деликатесов, репетиции им в радость. Они воспринимают их как развлечение и возможность поиграть.

Испытание сценой

Перед тем как четвероногий артист первый раз выйдет на сцену, он должен привыкнуть к манежу: сперва хорошенько его обнюхать. Затем просто постоять за занавесом во время выступления более опытных товарищей, чтобы его не смущали яркий свет и шум. Постепенно новичка вводят в номер: сперва на один трюк, потом на несколько.

— На представлении они всегда волнуются больше, чем на репетиции, потому что нервничаю я. Конечно, меня не трясет, как осиновый лист, и мозги не отключатся, как было на моей премьере. Тогда я просто впала в ступор и собаки сами побежали и повели меня на трюк. Сейчас такого нет, но всё равно переживаю: хочется показать, что умеют делать собаки лучше всего, чтобы зрителям понравилось.

Как и в жизни, на сцене не всегда всё гладко. Сегодня на репетиции трюк со скакалкой, через которую одновременно прыгали Лилия и ее пушистый подопечный, получился. Но случалось и по-другому.

— Однажды на выступлении я запнулась и остановилась, а собачка продолжала прыгать по кругу уже без меня. Зал был сражен наповал. Муж (Андрей Ильин — руководитель номера. — Прим. авт.) предложил сделать эту ошибку частью номера, но я не хотела потерять классный трюк.

Ваш выход, карамель и нуга

Лилия продолжала нас удивлять: бобтейл Марго бежала по манежу на задних лапах и ни разу не ошиблась в счете, ровно 3 круга, ни больше ни меньше. Видимо, и среди животных бывают педанты.

— Есть собаки, за которыми даже следить не надо, они всю жизнь работают как часы. А есть очень своеобразные экземпляры, со странностями. Был у меня пес по кличке Агент, очень талантливый, но изредка вдруг вставал на задние лапы и смотрел на меня взглядом, в котором читалось: «Что ты от меня хочешь? Я всё забыл». Из этого состояния его выводил только шоколадный батончик. Он его очень любил, но почти никогда не получал: вреден для здоровья. Правда, такой прием срабатывал только с ним одним.

Тяжесть расставания

На вопрос, кто же все-таки главный в стае, дрессировщица лишь улыбнулась:

— Я для них мама. Отношения в группе складываются независимо от меня. Они сами выбирают вожака, а иногда и изгоя. Все разборки происходят в вольере, во время номера они послушно сидят на тумбочках. Бывает, потасовки заканчиваются печально: одну собаку загрызли до смерти. Теперь, когда кого-то начинают изводить, отсаживаю от всех для его же безопасности.

Артистка выступает уже с третьим по счету составом. Выход на пенсию у ее подопечных разный — кто-то и в 10 лет продолжает выступать. После завершения карьеры какие-то собачки остаются жить в цирке, кого-то Лилия забирает домой, кого-то отдает друзьям. Ей всегда тяжело прощаться с каждым, особенно при трагических обстоятельствах.

— Недавно от укуса клеща умер бобтейл: подцепил во время гастролей в Баку. Мы обнаружили болезнь в первый же день, начали лечить, но спасти не смогли. У него просто стали отказывать все органы, — со слезами на глазах вспоминает Лилия. — Для меня каждая смерть — это трагедия. Как такое можно пережить? Самое сложное в профессии дрессировщика — смириться с тем, что век собаки намного короче человеческого. Но всех, кто ушел, я помню, их невозможно забыть.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ