Самосвалы подъезжают каждые несколько минут: как столичный снегосплавной пункт справляется с сугробами
Нынешняя зима не скупится на осадки, и на этой неделе столицу в очередной раз накрыло снегом. С городских улиц его продолжают вывозить. Одна часть отправляется на площадки временного складирования, другая — на принудительное таяние. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» посмотрели, как работает столичный снегосплавной пункт в эти дни.
На снегосплавном пункте оживленно. Самосвалы подъезжают буквально каждые несколько минут. Больших очередей на разгрузку мы не увидели, но работники рассказывают, что они здесь случаются. Услугами снегосплавного пункта пользуются около 50 предприятий и организаций как государственной, так и частной формы собственности. Самые крупные поставщики снега — дорожные службы Заводского, Ленинского и Партизанского районов.
Снежную массу в Минске принимают на расплавку ежедневно и круглосуточно. На снегосплавном пункте работают 16 человек, по 4 в смену. Это оператор дробилки, водитель погрузчика, уборщик и контролер контрольно-пропускного пункта.
Контролеру КПП скучать не приходится: спецтехника идет постоянным потоком, каждому из водителей, прежде чем разгружаться, нужно внести отметки в документы. Интересуемся у одного из них, откуда он доставил белоснежную массу. Говорит, с площадки у «Чижовка-Арены». И добавляет, что за неполные шесть часов с начала рабочего дня это его пятый рейс.
На часах начало третьего. Заглядываем в кабину оператора, чья задача — контролировать работу снегодробилок, останавливать их, когда нет машин со снегом, и следить, чтобы на установку не попадали бетонные полусферы, части бордюров и другие сопутствующие отходы, которые могут повредить оборудование.
Оператор рассказывает, что с начала его смены, то есть с 8 утра, снегосплавной пункт принимает уже 82-ю машину. И это не предел.
Сам процесс переработки снега выглядит довольно просто. Из самосвалов его выгружают на дробилки, где слежавшиеся сугробы измельчаются, падают в резервуар с теплыми сточными водами и, смешиваясь с ними, плавятся. Снегосплавной пункт оснащен песколовками, с их помощью отсекается осадок, который по мере наполнения извлекают и отправляют на захоронение на полигоне, а жидкость самотеком идет по трубам на очистную станцию. Там она проходит доочистку и затем сбрасывается в Свислочь.
Как рассказала заместитель начальника производства «Минскочиствод» предприятия «Минскводоканал» Наталья Полякова, нынешний сезон работы снегосплавного пункта стартовал раньше обычного: снег здесь начали принимать 29 ноября, хотя в прошлые годы объект открывался 1 декабря. Это связано с погодными условиями: конец осени отметился обильными снегопадами.
За это время здесь принято около 55 тыс. м3 снежной массы. Для сравнения: за всю прошлую зиму расплавили 84 тыс. м3. В среднем ежесуточно сюда привозят около 2,5 тыс. м3 снега, что эквивалентно 166 кузовам самосвалов объемом 15 м3. Такой объем — половина проектной мощности пункта. Но день на день не приходится. В декабре бывало, что снегосплавной пункт был загружен почти на полную мощность.
Еще каких-то 10 лет назад снег в Минске вывозили только на площадки для временного складирования. Там сугробы могли лежать до лета, пока не таяли естественным образом. Но город продолжает расти и развиваться, свободных площадей, которые можно задействовать под снежные полигоны, становится все меньше. Кроме того, такие площадки после эксплуатации каждый раз нужно приводить в порядок. Ведь туда попадает не только снежная масса, но и всевозможный мусор, а также соль с песком, нефтепродукты с проезжей части.
О том, чтобы снег растапливать, в столице задумывались давно. В 2012 году в качестве эксперимента на улицах Партизанского района работала снегоплавильная машина. Правда, она не оправдала ожиданий. Тогда городские власти решили создать стационарный снегосплавной пункт, который успешно функционирует с декабря 2016-го.
Конечно, мощности этого объекта недостаточно, чтобы растопить снег со всех городских улиц. Да и возить его сюда экономически целесообразно не из каждого района. Но так как растапливать снег выгодно и экономически, и экологически, в Минске решили строить дополнительные снегосплавные пункты. Для них подобрали две площадки — в районе ул. Карвата и пер. Софьи Ковалевской. Сейчас идет проектирование. Предполагается, что каждый пункт будет рассчитан на переработку 7 тыс. м3 снежной массы в сутки, что на 2 тыс. м3 больше, чем плавит уже существующий.
Фото Сергея Лукашова
Смотрите также:

