f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

Секретный тоннель Сталина на Сахалин и царица советской культуры Фурцева. Этот день в истории: 5 мая

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 5 мая в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1760 год. В Англии в последний раз применяется в качестве орудия казни шелковый шнурок — привилегия преступника-дворянина

6491138586

Последним, кто был лишен жизни не с помощью веревки, как заурядный простолюдин, а так, как предписывал многолетний обычай для лиц благородного сословия, стал Лоуренс Ширли, четвертый граф Феррерс. Он также последний британский пэр, приговоренный судом к смерти.

Феррерс известен беспутным поведением. Будучи женатым, он имел несколько внебрачных детей. Выходки его были столь эксцентричными, а характер настолько буйным, что супруга графа смогла добиться развода. Редкость для того времени. Как-то в порыве гнева и в нетрезвом состоянии Лоуренс Ширли застрелил своего управляющего. Это Феррерсу не спустили с рук, и Палата лордов приговорила его к казни.

Деньги на тот свет не унесешь, а потому нужно тратить их на этом, решил Ширли. Потому устроил себе шикарную казнь. Лорд прибыл из Тауэра в Тайберн в узорчатой парадной карете, запряженной шестеркой лошадей. Постарался на эшафоте выглядеть в лучшем виде. Он облачился в расшитый серебром светлый костюм — наряд, в котором был на своей свадьбе. Граф Феррерс щедро заплатил палачам за их работу, но они подвели его. Не рассчитали длину веревки. Из-за этого, когда лорд упал в люк, его ноги коснулись земли. Пришлось палачам, дабы прекратить муки несчастного, навалиться на его тело, чтобы задушить в петле. Тем не менее казнь получилась эффектной, что оценила толпа людей, собравшихся поглазеть. А в память о последней «гламурной» казни в Англии шелковый шнурок, отправивший лорда на тот свет, сохранили. Ныне он хранится в музее Тайберна.

1915 год. Родился Евгений Долматовский — автор стихов, ставших всенародно любимыми песнями

dolmatovsky

«А годы летят», «Всё стало вокруг голубым и зеленым», «Комсомольцы-добровольцы»», «Ты ждешь, Лизавета, от друга привета», «Любимый город», «Случайный вальс» — эти и другие песни на стихи поэта и сегодня помнят, любят, поют в дни праздничных застолий и просто тихими вечерами, в кругу семьи.

В далекий край товарищ улетает,
Родные ветры вслед за ним летят.
Любимый город в синей дымке тает.
Знакомый дом, зеленый сад, веселый взгляд…

Перед войной песню «Любимый город», написанную Долматовским и композитором Никитой Богословским для фильма «Истребители», знали все.

Не меньшую популярность обрел «Случайный вальс», созданный Евгением вместе с композитором Марком Фрадкиным в 1943 году:

В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю, о чем…

По словам Долматовского, описанная в произведении история была связана с конкретным эпизодом, рассказанным Фрадкину летчиком Василием Васильевым. Всё это произошло с последним: случайная встреча, любовь с первого взгляда, срочный отъезд из танцевального круга… Как и надеялся летчик, песня прозвучала по радио, и девушка откликнулась. Вот только Васильева уже не было в живых. Он погиб в том же 1943-м во время своего 201-го боевого вылета. Каждый раз, когда звучала эта композиция — а она вошла в эстрадную классику, — поэт вспоминал летчика Васильева, посмертно представленного к званию Героя Советского Союза…

Такими невыдуманными историями, живыми чувствами и переживаниями наполнены многие стихи и песни Долматовского. Будь иначе, не стали бы они нитью, связывающей поколения.

На всю жизнь Евгений Аронович запомнил совет, данный Маяковским. Пролетарский поэт, прочитав странички, врученные ему 14-летним Женей, расхохотался. А потом по-доброму сказал: «Если хочешь писать — пиши только о том, что сам знаешь и пережил, иначе будет смешно получаться».

Юношей по комсомольской путевке Долматовский работал на «Метрострое» — самой громкой московской стройке, о которой тогда много говорили и писали. На глубине в несколько десятков метров, толкая по рельсам вагонетку с выработкой, он слагал стихи о метростроевцах. Его «Песню шахты 12» на разные лады напевали рабочие — и под землей, и на земле.

С 1939 по 1945 год Евгений Аронович в качестве военного корреспондента находился в действующих частях Красной армии. Участвовал в Освободительном походе в Западной Беларуси, в войне с Финляндией. В августе 1941-го попал в Уманское окружение и, получив ранения в голову и руку, его захватили в плен. Он смог сбежать. О гибели двух армий в «уманском котле» он потом писал всю жизнь — и в стихах, и в прозе.

Ни плен, ни ранения не умерили его активность. С частями действующей армии он прошел от Сталинграда до Берлина. В 1945-м как военный корреспондент присутствовал при подписании акта капитуляции Германии. Сражался своим пером. Стихи Долматовского появлялись в «Правде», «Известиях», едва ли не во всех армейских газетах. Недаром же свой день рождения он отмечал в День советской печати!

Евгений Аронович как-то сказал, что, судя по примете, жить он будет долго, ведь на фронте его уже похоронили. Сообщение, что поэт погиб, пришло после того, как он попал в плен. Коллеги даже провели траурное собрание, на которое его мама отказалась идти. Сердце подсказывало, что ее ребенок цел.

Долматовский прожил 79 лет. Мог бы и дольше, если бы не трагическая случайность. Поэт вышел из здания Литературного института, и на него наехала машина. Он не обратился к врачу, отправился на дачу. К электричке подбросил на авто сбивший его водитель. А через два дня Евгений Аронович слег с инсультом.

Он умер 10 сентября 1994-го, оставив после себя более 20 сборников стихов, книгу воспоминаний и прекрасные песни.

1950 год. Совет Министров СССР издает секретное постановление о сооружении тоннеля на острове Сахалин

tunnel 2890114 640

Идея строительства такого тоннеля выдвигалась еще в конце XIX столетия. Но тогда проект признали экономически нецелесообразным.

В следующий раз тему подняли в 1929–1930-х. Однако серьезно вопрос рассмотрели лишь в 1950-м по инициативе Иосифа Сталина.

Совет Министров СССР 5 мая принял секретное постановление о начале изыскательских, проектных и строительных работ по сооружению железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре — Победино с тоннельным переходом через пролив. Секретность обусловлена не только тем, что реализация подобной идеи в 1950-е была на грани чего-то фантастического. Тайна покрывала еще и стратегическую составляющую стройки. Ведь с военной точки зрения тоннельный участок магистрали являлся бы очень выгодным объектом, будучи неуязвимой артерией. В частности, в постановлении значился пункт, предписывающий обязательное возведение ложных ориентиров мнимого тоннеля в радиусе 50 км от проведения работ по возведению тоннеля настоящего.

Проект был в первую очередь предназначен для военных целей, чтобы обеспечить лучшее сообщение между Сахалином и материком для подразделений Красной армии, дислоцированных на острове.

Темпы планируемых работ поражали: окончание строительства намечалось на конец 1953 года, а первый груженый поезд должен был проехать по тоннелю уже в конце 1955-го. И это притом, что детальные инженерные исследования, а также геологические изыскания на территории будущего тоннеля проведены не были.

На мыс Погиби 14 июня 1950-го прибыли первые зодчие — и работа закипела. Строительство велось силами заключенных. Вдоль будущей трассы как грибы после дождя вырастали лагерные пункты, окруженные колючей проволокой и вышками с автоматчиками. Минимум средств механизации вынуждал вести работы при помощи кайла, лопаты и тачки. Фактически круглосуточно. К началу 1951 года в системе «Строительства № 506» насчитывалось 10 лагпунктов (строгого, усиленного и штрафного режимов), в которых содержалось 3 758 зэков (а всего позже прибудут свыше 27 000 человек). Контингент самый разномастный: от сидевших «за колоски» до отпетых бандитов и пособников немецко-фашистских оккупантов. Хватало и врагов народа, осужденных по печально известной 58-й статье.

Жили и спали, можно сказать, на улице. На одного зэка приходилось 1,22 м2 жилой площади (примерный могильный стандарт), и жилье это, как докладывалось в Москву, представляло собой «преимущественно бараки каркасно-засыпные, частично полуземлянки». Заключенные размещались слишком скученно, крыш на бараках не имелось, с потолков текла вода, сыро и грязно, имелись случаи заболевания цингой. При этом недоставало самого необходимого — столов, табуретов, вешалок, умывальников, сушилок, бачков для воды, шаек для бань и самих бань.

Реализацию своей идеи Сталин контролировал лично, периодически звоня из Кремля и напоминая руководителям строительства о сроках и об их личной ответственности. Однако увидеть воплощение грандиозного замысла Иосифу Виссарионовичу было не суждено, так как 5 марта 1953-го вождь скончался.

К тому времени со стороны материка возвели около 120 км железной дороги, на месте предполагаемого начала тоннеля удалось прорыть ствол шахты. Также был насыпан искусственный остров на расстоянии 1,5 км от берега. Со стороны Сахалина (почти за три года) не удалось возвести даже 1 км железнодорожных путей. Обусловлено это худшими условиями работы, нежели на материке. Всё, что получилось сделать, — грунтовая автодорога сообщением Погиби — Ныш.

Вместе со Сталиным умерла и реализация масштабного проекта, который при успешном выполнении мог бы стать одним из значимых мировых событий ХХ столетия. 27 марта 1953-го была объявлена массовая амнистия, и стройка осталась без рабочей силы. Совету Министров СССР оставалось лишь констатировать этот факт принятием постановления о прекращении всех работ. Объекты даже не законсервировали до лучших времен, а просто бросили. О множестве загубленных человеческих жизней, десятках потраченных миллионов бюджетных рублей и об огромных материальных ресурсах предпочли забыть.

Между тем идея сооружения тоннельного перехода или железнодорожного моста через Татарский пролив пережила Союз и поныне не похоронена, о чем свидетельствуют некоторые заявления российских руководителей высокого уровня. Тем более что ни авиация, ни действующая с 1973 года паромная переправа, связывающая Сахалин с материком, не отвечают транспортным запросам региона.

1960 год. Секретарь ЦК КПСС 49-летняя Екатерина Фурцева назначена на должность министра культуры СССР

452

Бывшая ткачиха, комсомольский и партийный работник, первая советская женщина-министр, Фурцева пробудет на этом посту до октября 1974-го — 14 лет!

И хотя интеллигенция иронизировала над культурой министра культуры, вспоминать об Екатерине Алексеевне будут тепло. Ведь хорошего при ней сделано достаточно.

Да, Фурцева не разрешала гастроли в СССР различных зарубежных музыкальных групп, не пропускала некоторые постановки в театрах. Но зато при ней был впервые проведен Международный конкурс артистов балета (1969). Впервые в Союзе проводили недели европейского кино, выставки египетских древностей (1973), работ Святослава Рериха (1960) и Фернана Леже (1964), «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1974) в Пушкинском музее, Марка Шагала в Третьяковской галерее (1974), показали экспозицию музея «Метрополитен» из Нью-Йорка (1974). Было множество музыкальных событий: гастроли Ива Монтана и Симоны Синьоре (1963), оркестров Бенни Гудмена (1962) и Дюка Эллингтона (1971), миланского оперного театра «Ла Скала» (1964). Также шел и обратный процесс. Большой театр побывал на гастролях в США, МХАТ имени М. Горького гастролировал по Европе, Азии и Америке, выставки Пушкинского музея и Третьяковки прошли в Японии.

При Фурцевой в страну возвратились многие произведения из наследия семейства Рерихов, а также художника Савелия Сорина. По ее инициативе в воюющем со Штатами Северном Вьетнаме была создана киношкола, заложившая там основы киноискусства. Сейчас это Вьетнамский институт кинематографии.

Благодаря ей появились Театр на Таганке (1964) и Детский музыкальный театр Наталии Сац (1965), Цирк на проспекте Вернадского (1971) и Концертный зал «Россия» (1971). Новое здание по примеру Театра оперетты и Театра Моссовета получили «Современник» и МХАТ (1973). С подачи министра в 1960-х появились Высшие сценарные курсы и Городской Дворец творчества детей и юношества на Ленинских горах, а также возведено здание Московского академического балетного училища Минкультуры СССР.

При Фурцевой произошли важные назначения. Юрий Григорович стал балетмейстером Большого театра (1964), Анатолий Эфрос возглавил Театр на Малой Бронной (1967), Олег Ефремов — МХАТ (1970), Марк Захаров — Ленком (1973), Борис Равенских — Малый театр (1970).

Екатерина Алексеевна скончалась в 1974-м. Имена многих ее предшественников и преемников на посту министра культуры СССР забылись, а вот Фурцевой осталось. При всех недостатках она была личностью, человеком неравнодушным, болеющим за дело. Ее не просто так называли царицей советской культуры и Екатериной Третьей.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Московском снесли давний недострой. Узнали, что должно появиться на его месте

Недостроенное здание, которое находилось недалеко от пл. Ф. Богушевича, снесли. Работы на «заброшке» остановились более 30 лет назад, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

02 1

Фото с сайта «Бизнес-портал Минска»

Объект незавершенного строительства, размещенного на ул. К. Либкнехта, 43, в последние годы принадлежал УП «Партизанское». Когда-то его планировали использовать как овощехранилище, однако в последующем решили сделать там бизнес-центр. Из-за финансового кризиса идея оказалась незавершенной, а «законсервированное» строение в итоге решили ликвидировать.

В начале мая этого года читатели заметили, что недострой снесли. Выяснилось, что работы выполнил «УКС Запад» — сейчас идет приемка объекта в эксплуатацию. В администрации Московского района уточнили, что планируется возвести на уже свободной территории:

В соответствии с «Градостроительным проектом детального планирования в границах ул. Московской — ул. К. Цеткин — ул. Кальварийской — железной дороги Минск — Молодечно» на площадке в границах участка на ул. К. Либкнехта — К. Цеткин — пр. Дзержинского предусмотрено строительство многофункционального комплекса с сопутствующими объектами. В частности, это административно-офисные, торгово-развлекательные, выставочные и медицинско-оздоровительные объекты, а также точки общественного питания. Также комплекс предусматривает подземный многоуровневый гараж-стоянку на 1 018 машино-мест и котельную.

В настоящее время на «Бизнес-портале Минска» размещена информация по изучению спроса инвесторов по освоению площадки.

В Минске задержали иностранца с закладкой. Это не первое преступление мужчины в Беларуси

Мера пресечения в виде заключения под стражу санкционирована в отношении 30-летнего ранее неоднократно судимого иностранца, которого обвиняют в незаконном без цели сбыта обороте психотропных веществ, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Фрунзенского района.

наркотики наручники тюрьма

Фото носит иллюстративный характер

Вечером возле дома на ул. Чичурина сотрудники наркоконтроля задержали иностранца, который забрал там приобретенную накануне в наркошопе закладку с психотропным веществом. При личном обыске гражданина в кармане куртки был найден сверток с 4-СМС.

В отношении задержанного возбудили уголовное дело.

Обвиняемый нигде официально не трудоустроен, на территории Беларуси не имеет регистрации, в 2024 году дважды привлекался к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 205 УК («Кража») и ст. 317-2 УК («Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления»), имеет не снятую и не погашенную в установленном законом порядке судимость, — прокомментировал заместитель прокурора Фрунзенского района Андрей Сербун.  Ему предъявлено обвинение в незаконных без цели сбыта приобретении и хранении психотропных веществ, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 УК. Вину гражданин полностью признал. В отношении него санкционирована мера пресечения в виде заключения под стражу.