«Семейная жизнь тоже труд, которому нужно учиться»: педагоги и депутат о новом школьном факультативе

В школьной программе учащихся 9-11-х классов появится факультатив «Основы семейной жизни». Корреспондент агентства «Минск-Новости» поинтересовалась у педагогов, нужно ли учить детей, как строить отношения с противоположным полом.

Напомним, соответствующее постановление Министерства образования Беларуси было размещено накануне на Национальном правовом интернет-портале. Согласно документу, занятия по факультативу будут проходить в течение учебного года по одному часу в неделю. Так, по программе 9-классники пройдут подготовку к браку и семейной жизни. Им расскажут о том, как выбрать будущего супруга и для чего вообще нужен брак. В 10-м классе рассмотрят семью как социальный институт, правовую основу брачно-семейных отношений, объяснят, как избежать семейных конфликтов, а также как организовать семейный быт. Учащихся 11-х классов будут знакомить с такими важными темами, как планирование семьи, рождение ребенка, а также им расскажут о роли родителей в воспитании детей, как организовать совместный досуг и сохранить семейные традиции.

Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анна Старовойтова:

— Введение такого факультатива в школах приветствую и считаю оправданным и необходимым. Семейная жизнь — это тоже определенный вид работы, которому нужно учить, как и любому другому. Безусловно, каждая семья воспитывает подрастающее поколение исходя из тех традиций, которые были в ней приняты и заложены. Однако в Беларуси сегодня немало детей воспитываются в неполных семьях. В этой связи очень важна воспитательная роль педагогов.

Особенное внимание в программе курса стоит уделить правовым и экономическим аспектам семейной жизни. Ведь зачастую именно неумение выстраивать семейный бюджет становится причиной раздоров и конфликтов между супругами. Да и молодые пары нередко разбиваются в первые годы жизни как раз потому, что не способны организовать свои финансы, не могут найти согласие в том, как планировать бюджет и в целом будущее семьи. Еще один немаловажный аспект, которому стоит уделить внимание, — сложности в воспитании детей, через которые предстоит пройти родителям, и психология решения конфликтных ситуаций в семье.

Директор средней школы № 22 Оксана Довнар:

— Чтобы включить такой факультатив в учебную программу, необходимо провести большую подготовительную работу, в которой должны быть задействованы не только педагоги, но и психологи, социологи и медики. При этом важно правильно соотносить возраст детей с подаваемой им информацией.

Школа в данном случае выполняет скорее вспомогательную функцию — в дополнение к воспитанию, которое ребенок получает в семье. Однако еще раз подчеркну: одни педагоги этим заниматься не должны, нужно привлекать профильных специалистов.

Отмечу также, что идея ввести факультатив по основам семейной жизни принципиально не нова: лет 20-30 назад такой курс уже преподавали в школах. Заново включать его в учебную программу нужно очень продуманно и аккуратно.

Заместитель директора по учебной работе гимназии № 20, мама троих детей Татьяна Лазарева:

— Введение этого факультатива очень актуально и своевременно. Статистика говорит о том, что сегодня в нашей стране в среднем на 10 браков приходится 6 разводов (эти цифры могут варьироваться в зависимости от типа местности: в сельской разводы случаются реже, в больших городах — чаще). Как следствие, немало детей воспитываются в неполных семьях. Как педагог (ранее преподавала на кафедре психологии в БГЭУ) и многодетная мама, новость о введении факультатива по основам семейных отношений восприняла с радостью. Позитивно откликнулись на нее и старшеклассники, с которыми мне довелось обсуждать эту тему.

В 20-й гимназии уже не первый год действуют профильные педагогические классы, в рамках которых отрабатываются в том числе вопросы гендерной психологии и отношений с детьми. Не все выпускники впоследствии идут в педагоги, однако очень ценно то, что они получают знания по психологии отношений, которые пригодятся им в семейной и профессиональной жизни.

Безусловно, дети во многом перенимают модель поведения своих родителей, и если она далека от идеала, детям требуется помощь — как психологическая, так и образовательная. Никогда курящая мать не сможет убедить ребенка в том, что курение — это вредно: в данном случае у нее нет авторитета.

Подогреет ли факультатив повышенный интерес детей к теме секса? Едва ли. Скорее, станет сдерживающим механизмом. Дети будут учиться воспринимать интимные отношение как благо именно в контексте семьи, а не просто как физиологическую потребность.

Конечно, большое значение здесь имеет и уровень подготовленности самих педагогов. Важно, чтобы они не тушевались при разговорах на подобные темы и понимали, что для детей разного возраста есть соответствующая информация и методы ее донесения.

Директор средней школы № 161 Валерий Стружко:

— Факультатив, бесспорно, очень нужный. В свое время мы с преподавателями Белорусского института правоведения (родителями наших учащихся) пробовали проводить подобные занятия на второй ступени обучения. Люди более старшего поколения наверняка помнят, что в советской школе преподавали курс «Этика и мораль».

Опасения, что факультатив повысит интерес подростков к теме интимных отношений, напрасны. Этот интерес уже спровоцирован Интернетом и телевидением. Поэтому воспитание в рамках курса должно осуществляться очень мудро и ответственно, важны продуманные подходы и к содержанию курса.

А как у них?

* В России в 2017 г. представители РПЦ разработали курс под названием «Нравственные основы семейной жизни». Включить его в обязательную учебную программу школьников предлагала Ассоциация родительских комитетов. В Минобрнауки идею восприняли положительно.

* В Германии уроки сексуального воспитания включены в школьную программу обучения и начинаются с 4-го класса. Для каждого возраста разработана своя методика и темы, которые нужно раскрыть детям.

* В Великобритании программа полового просвещения есть в каждой школе, однако любой родитель может написать отказ от посещения ребенком этих занятий. При этом, по результатам многочисленных опросов, сами британские подростки хотят получать больше информации по этому предмету. Существует несколько версий программы — для светских и религиозных школ. Все они проходят только в форме лекций, не предусматривают контрольных занятий или дискуссий по темам.

* Во Франции половое воспитание является частью школьной программы уже более 40 лет. В 8-9-х классах школа выделяет на этот предмет 40 часов и делает особый упор на вопросах контрацепции и уважения к партнеру.

Читайте также:

«Основы семейной жизни» будут изучать старшеклассники в белорусских школах

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ