«Съемка удалась. Никулин был в ударе». Интересные факты о жизни и творчестве замечательного артиста

Родись Юрий Никулин на 40 километров западнее от городка Демидов, что на Смоленщине, он официально стал бы нашим земляком. Но все равно Никулин — земляк по духу и мироощущению. О нем — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Сейчас как джикнет!

— Я извиняюсь, товарищи, придумал эффектную вещь. Люди увидят — ахнут. Самодеятельный фейерверк типа салют.

Тощий юркий головастик — нос торчком, глазки безумные — тащит столик, ставит чемоданчик, достает шутиху. Полет искрометного снаряда, взрыв, бум, бам, тарарам, все перемазаны сажей…

— Не ту зажег, — говорит пиротехник. — Сейчас повторим.

Это было первое появление Юрия Никулина на киноэкране. 1958 год, фильм «Девушка с гитарой».

36-летний клоун Московского цирка еще не знал, что не бывает маленьких ролей, но интуитивно это чувствовал: сам сконструировал образ, нашел пластику, походку, для чего даже кеды купил. Предложил чисто репризные ходы: например, пиротехник поджигает шутиху не спичкой, как в сценарии, а папироской, причем чужой. Режиссер удивился, согласился, восхитился и расширил роль Никулина, введя еще один эпизод.

После выхода музыкальной комедии в прокат кинокритики обругали «Девушку с гитарой», хотя там играли корифеи: Раневская, Жаров, Филиппов, Пуговкин. Единственное, что им понравилось, — эпизоды с лихим пиротехником. Себя Никулин в фильме не узнал: лицо, которое привык видеть в зеркале, голос, дикция… Короче, все было другим. «Думал, что выгляжу нормальным человеком, а тут на экране полный кретин».

Он еще не раз сыграет кретина.

У Балбеса юбилей

Гайдаевская троица появилась ровно 60 лет назад, в 1961 году, в короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс». Леонид Гайдай поверил в Никулина сразу и больше никого на Балбеса не пробовал. Только сказал приклеить длинные ресницы, чтобы выглядел еще смешнее. Финал ленты должен был быть таким: в тачке, которую волокут Трус и Бывалый, сидит Балбес и держит в зубах палку — как собака держала в пасти палку с динамитом. Лето закончилось, и дубль не сняли. Много чего интересного Гайдай при монтаже выбросил в корзину. Но в итоге получилось 9 минут 40 секунд абсолютного шедевра.

Троица стала харизматичной, что Никулина даже испугало: как бы образ не прилип к нему навсегда. Он очень хотел состояться в кино, хотел разных ролей. Однако безграничной любовью всегда для него был цирк. Никулин считал своей профессией смешить людей во что бы то ни стало. Но чтобы народ смеялся не над ним, а вместе с ним. Чувствуете разницу?

Собаку съел

В том же 1961-м артист неожиданно получил первую драматическую роль в фильме «Когда деревья были большими». Пускай Кузьма Кузьмич пьяница, нескладеха, но живой, из плоти и крови, а не маска-типаж.

Все осталось: и уши оттопыренные, и мятый пиджак… Зритель готовился увидеть комедийные трюки. А тут — несмешной Никулин. Жалкий. Жуликоватый до неприятности. Но и такому Кузьме счастья хочется. Так может, он и не тунеядец вовсе, а просто неприкаянный? А может, везунчик: чужая, посторонняя девушка назвала отцом… Сплошная психология. Сложная роль даже для профессионала, а у Никулина-то даже нет актерского образования. На чем выехал?

Съемочная группа наблюдала чудеса абсолютной никулинской органики: директор магазина, с которым киношники договорились о съемке, не признал в загримированном Юрии Владимировиче артиста и едва не сдал его милиции: «А-ну давай отсюда! Ты уже пятый день сюда таскаешься!..» Потом долго извинялся.

Органика, натуральность Никулина проявились и в фильме «Ко мне, Мухтар!». Обычно артисты боятся работать в одном кадре с маленькими детьми и собаками: рядом с ними вся их игра — фальшь и притворство. Но это не про Никулина. Он на съемках собаку съел, то есть переиграл.

Семен Семеныч

Кого считать главным артистом ХХ века на всем русскоговорящем пространстве? Обычно называют фамилии Шукшина, Тихонова, Миронова, Леонова, но чаще Смоктуновского. Это действительно был уникум, мог сыграть все и еще немного. Однако чем дальше мы отходим от ХХ века, понемногу затухает звезда Иннокентия Смоктуновского и разгорается звезда Юрия Никулина. Скептик, вышучивающий человечество, каким запомнился Смоктуновский, уступает место милому недотепе Семену Семенычу Горбункову из «Бриллиантовой руки».

Человек без пафоса и патетики. Достоверно доверчивый. Невзрачный, прозаичный, искренний наивняк: пистолет в авоську с продуктами кладет. «Семен Семеныч!» — «А-а!..» Разумеется, это смешно.

Горбунков на самом деле совсем не прост. Получив пистолет, задумчиво говорит: «С войны не держал боевого оружия». Значит, фронтовик, как и сам артист. (Никулин прошел две войны: советско-финскую и Отечественную.)

«Я не трус, но я боюсь». Все думают, он боится преступников. Чушь. Он боится бесчестья. Когда жена заподозрила его в измене Родине, в тихом, закомплексованном Горбункове просыпается лев: «Как ты могла подумать такое! Ты жена моя, мать моих детей!» Маленький человек. В XIX веке это был чиновник Акакий Башмачкин в гоголевской «Шинели». В ХХ веке — старший экономист «Гипрорыбы» Семен Горбунков. Слегка затюканный совок: ничего не знает про западных шлюх, на бриллианты смотрит с ужасом сквозь прищур. А потом, подвыпив, смело поет про то, что таким, как он, все на свете нипочем: ни дубы-колдуны, ни поганые болота. «А нам все равно!» — бросает вызов порядочный маленький человек.

Съемка удалась

Никулин всегда был лакомым куском для кинорежиссеров. Многие хотели затащить его в свою кинематографическую «постель». Сергей Бондарчук видел его в «Войне и мире» капитаном Тушиным, Леонид Гайдай — Иваном Грозным в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», Эльдар Рязанов — Таппи в «Человеке ниоткуда», Деточкиным в «Берегись автомобиля», наконец, взял на застенчивого следователя Мячикова в «Стариках-разбойниках», но вышла полуудача: наверное, оба перегорели, и «любви» не получилось.

Обычно съемкам Никулина в кино мешала работа в цирке.

Зато в тяжелые 1990-е, когда народ плохо ходил в театр и цирк, Рязанов и Никулин основали на ТВ юмористическую передачу «Клуб «Белый попугай». Почти 10 лет «Попугай» гулял с одного телеканала на другой. Это были посиделки известных людей, которые хохмили, рассказывали анекдоты — создавали приятнейшую во всех смыслах атмосферу. Ведущим, а затем президентом клуба стал Юрий Никулин. Анекдоты он начал собирать в 15 лет. Даже в войну в вещмешке всегда лежала записная книжка с анекдотами. Приставал к коллегам: «Деточка, новенькое что-нибудь есть?». Сам не раз становился живой байкой. Например, когда на съемках «Белого попугая» оторвалась деталь осветительного прибора и упала сверху на Никулина — бац по голове, все в ужасе ахнули, а Юрий Владимирович, кряхтя, поднялся и сказал: «Съемка удалась. Никулин был в ударе».

Фото: Роман Щербенков, rg.ru

Никулинки

  • Отец Никулина был известен в Демидове как организатор Теревьюма — театра революционного юмора. Писал, ставил, играл. Переехав в Москву, стал репортером газеты «Известия».
  • Отец и сын воевали. Юрий Никулин прошел всю войну артиллеристом, вернулся сержантом с тремя медалями. Медаль «За отвагу» дали ему за большое количество сбитых вражеских самолетов.
  • Героя войны отфутболили ВГИК («лицом не вышел»), Щепкинское театральное училище, ГИТИС… Приняла только студия клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Здесь полвека вплоть до смерти в 1997 году Никулин работал — сначала клоуном, потом директором.
  • Никулин — рекордсмен по памятникам, их 10. В Перми, Сочи, Иркутске, Хабаровске, Демидове, Курске, Тюмени увековечены в бронзе он сам, гайдаевская троица, кинокадры с его участием. В Москве также можно найти три большие скульптурные композиции с Никулиным.

Справочно

Почти все лето в Минске будет идти представление Белгосцирка и Московского цирка Никулина «Почти серьезно», посвященное 100-летию со дня рождения великого артиста.

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ