1200h90 2

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Каким рисует наш город художник Василий Сумарев

Картины замечательного белорусского художника Василия Сумарева реалистичны и мастерски написаны, порой напоминая лубок или пасхальное яйцо. Ироничная интонация, добрый юмор и мажорный колорит на таких полотнах превращают даже пейзаж или бытовую сценку в праздничное действо. О творческой династии Сумаревых — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

12ya 4Отец-фронтовик и сын-«сапер»

«Мы родом из детства», — заметил великий романтик Антуан де Сент-Экзюпери. И этот афоризм — словно ключ к разгадке творчества Василия Сумарева. Будущий заслуженный деятель искусств Беларуси родился в Минске в 1938-м в доме на улице Белорусской, превратившемся потом в «красный квадрат», населенный соседями, родными и им самим в трех лицах, на его знаковой картине «Мой дом».

Родители Фёдор и Марфа Сумаревы работали на железной дороге. Через три года в семье вслед за старшим сыном и дочерью Тамарой появился младший, Лёня, а через несколько дней началась Великая Отечественная.

Отца поначалу на фронт не взяли, с «железной» бронью перебросив вглубь России, чтобы в тылу обслуживать железные дороги, обеспечивать передвижение эшелонов с продовольствием, оружием, ранеными. Только в 1944-м, после освобождения Белоруссии, Фёдору Васильевичу удалось отпроситься на фронт и повоевать, довелось освобождать Шяуляй.

А Марфа Васильевна со свекровью и детьми всю войну провела в оккупированном Минске. Как большинство мальчишек той поры, Вася был непоседой и озорником, доставляя ей немало хлопот и огорчений.

Однажды старшие ребята подначили меня: брось, мол, кирпич вон туда, — вспоминает Василий Фёдорович. — Там, рядом с водокачкой, огороженной колючей проволокой, стратегическим для немцев объектом, лежали прикрытые еловыми лапками ящики ядовито-зеленого цвета с противопехотными минами. А что такое для 4-летнего пацанчика тяжеленный кирпич? Я поднял его, поднес и чуть ли не под ноги себе кинул.

Помню яркий всполох перед глазами, острую боль в ноге, кровь… На взрыв и крики прибежала мама, стиравшая белье на Свислочи. Соседка отодрала от чистой рубашки мужа кусок материала, меня перевязали и понесли в ближайшую амбулаторию. И представьте, раненые немцы, увидев окровавленного мальчика, пропустили нас вперед без разговоров, были и среди них нормальные люди.

Кстати, ту же самую водокачку охраняли не боевые солдаты, а старики, как нам казалось, 35–40 лет. Мы, пацаны, к ним подходили и просили: пан, дай бом-бом, то есть конфету. Они давали, звали к себе, угощали еще чем-то. Запахи еды были пьянящими. Безвкусный, как дерево, хлеб казался яством с голодухи.

Чего я только не вытворял! Лучше всех стрелял из рогатки. А как-то раз бросил в костер найденный снаряд, осколками сильно поранил руку. Или, скажем, полез за яблоками через ограду, а проволока оказалась под напряжением. Меня ударило током, да так, что с трудом откачали. Отец, вернувшись с войны, шутил: «У тебя, сынок, ран больше, чем у меня, фронтовика!»

12ya1 2Летал с трамплина и рисовал

— Отец показывал вам свои рисунки, сделанные на фронте?

— Да, он был прекрасным столяром, учил меня и брата делать всё своими руками и рисовал еще до войны, как любитель. Помню, на вертикально срезанных березовых чурках с корой копировал работу «Охота на тигра» грузинского художника Тоидзе. Я, мальчишка, очень восхищался им.

На фронте папа был командиром отделения армейской разведки и сапером. Воевал геройски, при сравнительно небольшом росте обладал немалой физической силой, брал немецких языков на полголовы выше себя и вернулся домой с двумя орденами Славы и медалями. И, кстати, нас с братом приучал к спорту. На картине «Мой дом» отец стоит справа, с орденами, а я подтягиваюсь на турнике.

— Так вы еще и спортом занимались?

— Конечно. Я и сегодня каждое утро делаю гимнастику, прогуливаюсь 2–3 раза в день.

А в юности великолепно прыгал на лыжах с трамплина. Причем на первый из них, еще деревянный, оборудованный в огромном котловане напротив «Коммунарки», поднялся, когда учился в 8-м классе. Там тренировались ребята постарше, и мне, пацану безбашенному, настоящему хулигану, тоже захотелось попробовать. Летали с него недалеко, метров на 25. Зато там меня заприметил тренер, увидев, что я не боюсь падать и интуитивно группируюсь.

Взял в секцию, стало что-то получаться, допрыгался до юношеского разряда. В то время я за зиму ломал по три пары лыж, постоянно их на что-то выменивая. Были, например, послевоенные, от станкового пулемета, потом охотничьи, короткие и широкие, которые мне особенно нравились. А когда, наверное, в 1960-х годах, построили трамплин в Раубичах, мы начали прыгать там, я выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Но в это время уже учился в театрально-художественном институте, ездить приходилось далеко, и между спортом и живописью пришлось выбирать.

— Ваш выбор оказался и логичным, и судьбоносным, и счастливым. А с чего всё начиналось?

— Как-то раз в 1952-м я поднялся на чердак нашего дома и увидел там рисующих ребят: Кима Шестовского, Кима Ефремова и Алика Евелевского. Они копировали какой-то сюжет из истории Древнего Рима. И это было великолепно, удивительно похоже! Захотелось что-то изобразить и мне. Начал с карандаша, постепенно перешел к краскам и холсту.

Потом Ким Шестовский поступил в художественное училище, и я вслед за ним. Показывал ему свои работы, затем мы вместе учились в театрально-художественном институте. Это был мой лучший друг, я провожал его в последний путь.

13ya2 1Счастливый дворец

— Кто был вашими учителями в театрально-художественном институте?

— Иван Стасевич, Май Данциг, Иван Ахремчик, Петр Крохалев. Кто-то из них прошел войну. Они жаждали поделиться своими знаниями, относились к нам очень тепло, человечно. Земля им пухом. Я иногда думаю: когда попаду в мир иной, дай Бог мне вести детскую изостудию, потому что там уже столько моих воспитанников…

— Создать детскую студию изобразительного искусства вы решили сами?

— На последнем курсе института я уже работал с детьми, мне это очень нравилось. После окончания вуза в 1965-м взял направление в 90-ю школу. Год там отработал и одновременно организовал изостудию при Дворце культуры камвольного комбината, которой руководил более 25 лет.

Молодость полна энергии. Мне хотелось, чтобы дети занимались и спортом, и живописью. Мы сами делали мольберты, я оборудовал хорошее освещение, рисовали стоя, поэтому у меня не было сутулых ребят. Иногда брал на занятия собаку Ласку, котят или кроликов, устраивал конкурс рисунков на асфальте перед дворцом и в микрорайоне, учил детей стрелять из лука.

— Через ваши руки за это время прошли свыше 1 000 воспитанников. Многие стали известными художниками?

— Не все, конечно. Четверо моих очень талантливых учеников уже в ином мире. Кто-то действительно добился успеха и признания, как те же Игорь Бархатков, Роман Заслонов, Андрей Задорин и другие. Я дал им всё, что у меня было, ничего не скрывал. Считаю, если у тебя есть какие-то знания и опыт, ты должен их передать детям, ведь жизнь по-разному складывается у всех.

— Вы и с вашей будущей женой познакомились во Дворце культуры?

— В 16 или 17 лет, окончив школу. Она работала билетером у нас во дворце, и мне запомнилась милая черноглазая девушка в зеленом свитере. А потом привела в мою студию свою племянницу. Мы познакомились поближе и со временем поженились. Родились замечательные дочери.

Наталья Ивановна была и красивой, и умной, и талантливой, и прекрасной мамой и хозяйкой. Но вот уже без малого год, как ее нет… Наверное, такие люди и там, на небесах, нужны. Психологически мне очень непросто. Сам занимаюсь хозяйством, уборкой, готовлю, стираю, ведь у дочерей свои семьи и своя жизнь. Хотя мы, конечно, часто видимся. Они мне помогают, обсуждаем творческие вопросы.

13ya1 1Не «Домом» единым

— Василий Фёдорович, в запасниках Национального художественного музея много ваших картин?

— 24 работы. В постоянной экспозиции находились новогрудский пейзаж «Земля моей матери», «Мой дом», который и сейчас там.

— Ни одна посвященная вам публикация не обходится без упоминания этой знаковой работы. Вдохновившись ее успехом, вы могли бы, наверное, в этой технике работать и дальше, получая заслуженные лавры?

— Еще несколько работ в подобной стилистике я сделал, потому что это воспоминания моего детства. Например, «Жаркий день. Тренаж пожарников», она сейчас где-то в России в музее. Кстати, как они сами мне объяснили, правильно называть их «пожарные» или «огнеборцы». В такой же стилистике написаны «Свадьба», «Скоро 8 Марта», «Праздник зимы на Тракторном поселке», еще несколько картин. В каждой из них есть элементы ребячества, детского восприятия.

— Все они получили признание?

— Практически все печатались в серьезных всесоюзных и зарубежных журналах, книгах по искусству, выставлялись. К слову, когда я принес эскиз «Моего дома» на наш белорусский выставочный комитет, некоторые известные художники надо мной посмеивались. Мол, это же детский рисунок, а ты делал такие вещи, городские, индустриальные пейзажи, фигуративные картины!

— Но кто-то же вас и поддержал?

— Михаил Андреевич Савицкий, и я ему благодарен по сей день. А потом приехала комиссия из Москвы заключать договоры к 100-летию со дня рождения Ленина. Увидев мой эскиз, предложили мне договор и в экспозиции Всесоюзной выставки «Мой дом» поместили во вводный зал. Только тогда ее признали и здесь.

Вообще, у меня много разноплановых работ. Начиная каждую из них, я изначально задумываю, в какой цветовой гамме она будет написана, ищу язык, стилистику, ритмику. И никогда не добиваюсь фотографической точности, это уже не искусство. Холст не обманешь, и розу в противогазе не нюхают.

— Вы, как коренной минчанин, часто пишете пейзажи, жанровые сцены, посвященные родному городу?

— Конечно. Столица на большинстве моих картин так или иначе присутствует, хотя чудесные пейзажи и история Новогрудка или трагедия Чернобыля тоже не оставили меня равнодушным. А так, скажем, «Мой дом» я писал на Белорусской улице, «Жаркий день» — рядом с Червенским рынком. Одна из последних — вид на улицу Сурганова после дождя из окна моего дома. Сейчас продолжаю работу над серией «Времена года», посвященной Минску.

Гран-при за «Плащаницу»

13ya 2По стопам знаменитого отца пошли его дочери, став самобытными и тоже известными художницами, со своим узнаваемым почерком и нетривиальным взглядом на мир. Обе окончили Республиканскую школу-интернат по музыке и изобразительному искусству им. И. О. Ахремчика, затем академию искусств, много работают и выставляются. Екатерина Сумарева, получившая в декабре прошлого года за масштабную картину «Плащаница 2020» Гран-при на первом триеннале живописи, графики и скульптуры, организованном Белорусским союзом художников, рассказывает:

— Это почетно, я очень ценю свою награду. Сейчас в связи с пандемией сложно вообще участвовать в выставках, тем более масштабных. Требовалось, чтобы работа, по моим ощущениям, перекликалась с сегодняшним днем и происходящим вокруг. И вот я сделала «Плащаницу 2020», можно сказать, вскочила в последний вагон, отдав ее в экспозицию.

В декабре 2020 года я была приглашена в арт-резиденцию в Черногорию, и именно там меня настигла приятная новость о победе на триеннале и Гран-при. Для меня это чрезвычайно важно. Приятно осознавать, что работа, посвященная нашей новейшей истории, нашла отклик у специалистов и обычных людей. Моя плащаница — это зашифрованное послание, символ страдания и надежды.

— Родившись в творческой семье, вы с Дашей могли бы не стать художницами?

— Вряд ли. Я с детства знала, что стану художником, не было плана Б. Это наш осознанный выбор, подготовленный самой атмосферой, средой, в которой мы воспитывались. Помимо примера отца, и мама нас постоянно заинтересовывала, делала всё возможное, чтобы мы развивались в этом направлении, рисовали.

— Как вы считаете, художественные гены существуют, способности передаются по наследству?

— Конечно, это всё существует, — вступает в разговор Дарья. — Но некоторые люди просто поцелованы Богом, как наш отец. У меня имеется преподавательский опыт работы с детьми, и я знаю, что если есть желание и цель, то прекрасно развиваются даже сравнительно скромные способности.

«Голубая веранда» в цветочном раю

Дарья Сумарева-Копач нашла себя в более реалистической, классической манере, пишет прекрасные натюрморты с цветами, пейзажи, портреты и очень любит творчество отца:

— Мне нравятся многие его работы. Особенно, наверное, «Голубая веранда», написанная на даче и вдохновляющая меня. Благодаря маме с ее эстетическим вкусом у нас там прекрасный сад. Папа строил дачу 30 лет, от фундамента до крыши, окон и дверей. А она декорировала и создала чудесный и уютный уголок, свой мир, цветочный рай.

— Наталья Ивановна училась на филфаке и играла в театре БГУ, мечтала стать актрисой. Но как и она взялась за кисти?

— Мама вела драматический кружок, — говорит Екатерина, — в котором мы с сестрой также играли. Она была эрудированным, насмотренным человеком, знавшим историю искусств, увлекающимся этим. В один прекрасный момент мы сказали: мама, ну давай, дерзай, попробуй!

И первый раз она взялась за кисти именно на даче. Сначала немного растерялась, но, положив на холст первые мазки, словно открыла в себе какую-то энергию. И вот тут остановить ее было невозможно. Все уголки своего сада, любимые цветы-растения, своих внуков — весь свой мир ей хотелось поместить на холст. А мы просто любовались и восхищались ее видением. Творчество нашей мамы самобытно, талантливо. Это наивное искусство, непосредственное, небанальное, искреннее.

— Даша, ваш муж — известный скульптор. Вы познакомились во время учебы в академии искусств?

— Он уже ее окончил, а я училась на 2-м курсе, мы познакомились в общей компании. Виктор Копач родом из деревни Копачи на Гродненщине, и у него очень интересный путь в искусство. Муж до сих пор тепло вспоминает своих родителей, работавших в колхозе, которые, вместо того чтобы оставить младшего сына при себе как помощника, сами помогали ему 10 лет учиться в Минске, сначала в училище, потом в академии.

Сегодня его скульптуры, монументальные работы установлены в 26 странах, в некоторых даже не по одной. В соавторстве с Алексеем Сорокиным они сделали большое панно для станции метро «Площадь Франтишка Богушевича».

13ya4— И дети ваши равняются на вас?

— Старший сын уже работает дизайнером. Средний учится на 1-м курсе в академии искусств на кафедре скульптуры, дочка — в Республиканской гимназии-колледже искусств им. И. О. Ахремчика. У нее счастливое детство, рисует в свое удовольствие, ей это нравится. Вроде что-то получается. Продолжится ли династия? Время покажет, но все предпосылки для этого есть.

Справочно

После окончания вуза Василий Сумарев взял направление в школу. Год там отработал и одновременно организовал изостудию при Дворце культуры камвольного комбината, которой руководил более 25 лет.

Фото из архива семьи Сумаревых

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Пункт пропуска «Берестовица» открыли после реконструкции

Пункт пропуска «Берестовица» на белорусско-польской границе открылся 14 февраля после реконструкции, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

000022 1739521405 695855 big

Пункт пропуска «Берестовица» один из наших крупнейших таможенных объектов. Сейчас по инициативе польской стороны движение здесь приостановлено, но мы воспользовались этой паузой и сделали серьезную реконструкцию, создали замечательные условия для службы пограничников, таможенников в пункте пропуска. Но самое главное комфортные условия для пересечения границы, — подчеркнул председатель Государственного таможенного комитета Владимир Орловский.

Он также добавил, что сейчас, к сожалению, конструктивного диалога с Литвой, Польшей и Латвией нет. По их инициативе денонсирован ряд соглашений в таможенной сфере, контакты поддерживаются минимальные — только между таможенным сменами в пунктах пропуска. 

Есть надежда, что с улучшением двухсторонних отношений будут восстанавливаться и таможенные. Мы готовы к оформлению любого грузо- и пассажиропотока. Есть сотрудники, есть соответствующая техника. Надеемся на улучшение ситуации и открытие границ, — отметил В. Орловский.

Что касается пункта пропуска «Берестовица», его последнее обновление осуществлялось в 2007 г. Нынешняя же реконструкция была запланирована заранее. По ее итогам транспортные потоки разделены на въезд и выезд, создана канальная система для следования большегрузов на выезд из Беларуси, оборудованы четыре канала для движения транспортных средств. Кроме того, обновлен канал для автобусов, следующих на выезд. Построено новое здание для оформления пассажиров. В нем находятся два зала вместимостью по 60 человек, а также рабочие места для таможенной и пограничной служб. Помимо прочего, обновлены модули для работы таможенной и пограничной служб, навесы на легковом и грузовом направлениях на въезд и выезд, возведены два новых весогабаритных комплекса с динамическими весами и подвышенным модулем.

В пункте пропуска специалисты полностью заменили дорожное полотно, модернизировали инженерные коммуникации, системы видеонаблюдения, локально-вычислительных сетей и сетей связи, наружное освещение.

После проведенных работ пропускная способность пункта пропуска составит 3,9 тыс. автомобилей в сутки: 2,8 тыс. легковых, 850 грузовых, 250 автобусов.

Фото БЕЛТА

Выставка фотографий Анатолия Дрибаса «Страна моей мечты» откроется в Минске 18 февраля

Открытие выставки Анатолия Дрибаса «Страна моей мечты», приуроченной к Году благоустройства, пройдет в Национальной библиотеке Беларуси 18 февраля, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу учреждения.

af kraina majoj mary

А. Дрибас состоит в Белорусском общественном объединении фотографов, народном фотоклубе «Минск», является заслуженным журналистом Беларуси, автором и соавтором многочисленных печатных изданий, посвященных истории, культуре, знаменитым памятникам архитектуры республики, урбанистическим и пейзажным панорамам страны.

Его снимки можно увидеть в ряде тематических альбомов и энциклопедий, вышедших в издательствах «Белорусская энциклопедия им. П. Бровки», «Беларусь», «Народная асвета», а новые работы часто публикуются на страницах газет «Минский курьер», «Вечерний Минск» и журнала «Родная прырода».

На выставке «Страна моей мечты» представлены фотографии областных городов Беларуси, сделанные в 2020–2025 гг., на которых можно увидеть в том числе и столичные улицы.

На открытие в 17:00 вход свободный. Посетить экспозицию можно до 20 апреля.