1200 90

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. «Папа всегда в любом состоянии много работал». Рассказываем про творческую династию Ващенко

Созданные Гавриилом Ващенко панно и витражи для известных зданий считаются хрестоматийными, его имя носит картинная галерея в Гомеле, свыше десятка полотен хранится в Третьяковке. История знаменитой творческой семьи — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Vashhenko Gavriil Haritonovich

Талант до Киева доведет

«Работы Гавриила Ващенко — часть нашей эпохи, — подчеркивает первый заместитель Союза художников Беларуси Наталья Шарангович. — Они впечатляют не столько масштабностью и развернутостью композиции, сколько взвешенностью мыслей, глубиной раскрытия темы, отсутствием надуманности. Монументализм мастера — в его целостности, художественной и человеческой».

«Даже свои акварели Гавриил Харитонович создавал как монументальные живописные работы, — дополняет ее коллега, — зачастую лишая их легкости и прозрачности в пользу выразительности и собирательности образа».

Будущий великий живописец родился в июне 1928-го в деревне Чикаловичи Брагинского района. Он рос без отца, репрессированного в 1937-м. Вместе с мамой (старший брат сражался на фронте) пережил военное лихолетье и едва не погиб во время немецкой облавы. А после войны, окончив семилетку, чтобы помочь семье, поступил в Гомельский железнодорожный техникум, где обеспечивали бесплатным обмундированием и питанием.

На то время приходится первый крутой поворот в судьбе парня, уже дружившего с карандашом и кистью и даже успевшего опубликоваться в «Пионерской правде». На глаза ему случайно попалась газета с рекламой Киевского художественного училища, перевернувшая его спланированную жизнь. Неосознанный вроде бы порыв души побудил Гавриила забрать документы из техникума и на пароходе отправиться в столицу Украины.

G.Vashchanka.1970 Matchyny kryly Palatno alej. 150h90.

Картина «Матчыны крылы» (1970)

Удача или судьба, но молодому человеку, опоздавшему на приемные экзамены, крупно повезло. Директор училища, отставной военный, перенесший тяжелое ранение, посочувствовал ему и попросил преподавателей проверить способности деревенского паренька, одетого в домотканый пиджак, гимнастерку, галифе и с обмотками на ногах. И его приняли.

Испытания на этом не закончились. Поначалу, например, иногородних, не имевших жилья, разместили в актовом зале с выбитыми стеклами. В помещении оказалось настолько холодно, что один из студентов замерз насмерть. Позже директор пустил их ночевать в свой кабинет, а потом стал доплачивать за съемное жилье, куда им пришлось перебираться. Получая крохотную стипендию и талоны на хлеб, питались студенты тоже более чем скромно, по большей части голодая. Зато, несмотря на декоративно-прикладную ориентацию училища, подготовку по живописи в Киеве они получали основательную. Несколько работ 1950 года подтверждают, что Ващенко уже тогда мог бы зарабатывать себе на жизнь живописью.

Давать, а не просить

Окончив училище и около года поработав на Киевской киностудии, Гавриил решил продолжить учебу во Львовском институте декоративно-прикладного искусства на факультете монументальной живописи. Правда, денег на поездку не было. Выручил старший брат, Николай, демобилизованный из армии. Он навестил его в 1948-м и в дальнейшем не раз помогал в трудные минуты.

В вуз он поступил и благополучно его окончил. Львовские годы всегда вспоминал с особой теплотой. Всю жизнь он был благодарен трем самым близким людям: матери, брату и жене.

О том, как познакомились отец с мамой, о своей семье и собственном пути в искусстве рассказал младший сын Гавриила Харитоновича, художник и дизайнер Константин Ващенко, с которым мы беседовали в их семейной мастерской.

Vystavka v Naczmuzee otecz v czentre vnuchka YAna i syn

Гавриил Ващенко с внучкой Яной и сыном Константином

Отца не стало 7 лет назад, но мне в мои 60 до сих пор его не хватает, — размышляет художник. — И сейчас хотелось бы услышать мудрый совет или просто поговорить… Он меня никогда не воспитывал, не учил — делай это или не делай то, мы просто беседовали. Папа всегда в любом состоянии очень много работал. Несмотря на тяжелую болезнь, и в последние дни жизни в мастерской над чем-то трудился.

— Здесь остались работы Гавриила Харитоновича?

— Да, конечно. Большую часть работ я храню тут, где они создавались. Многие находятся в музеях и галереях Беларуси и зарубежья.

— Вам отца не хватает, потому что поговорить по душам не с кем?

— Нет, поговорить у меня есть с кем. Но он, гениальный художник, еще и по-житейски мудр. У него был мощный внутренний стержень. Папа, например, никогда не отвечал на вопрос быстро, тем паче мгновенно, как любят некоторые. У него любое слово получалось продуманным. И работы такие же глубокие, философские.

— Вы говорите о житейской мудрости. В чем это проявлялось? Понимаю, что такая сложная судьба и богатая жизнь не могли не оставить отпечатка. Можете рассказать какой-то конкретный случай или описать в целом.

— Я думаю, что это всё вместе: и сложный жизненный путь, и поддержка родных, успех и разочарование в чем-то. У матери своей папа научился очень многому. В детстве он иногда отправлялся вместе с ней пешком на рынок в соседний райцентр, а то и в Чернобыль за 25 км продавать масло, творог, яйца. На обратном пути Надежда Михайловна заглядывала в церковь помолиться и на паперти могла раздать все заработанные деньги нищим. А на его недоуменный вопрос отвечала: «Дай Бог, сынок, чтоб ты всегда давал, а не просил…» Всю свою жизнь она посвятила сыновьям…

G.Vashchanka. 1985. «Grunvaldskaya bitva» 1

Гавриил Ващенко «Грунвальдская бiтва», 1985

Галерея

— Правда ли, что отец увел вашу маму у своего друга при забавных обстоятельствах?

— В общем-то да. Они вчетвером, папа со своей девушкой, а друг со своей, как-то раз пошли в знаменитый Львовский оперный театр послушать заезжую звезду. После спектакля решили заглянуть в уютную кафешку. И получилось, что папа сел рядом с Матильдой. Поговорить нашлось о чем, и из кафе друг уже уходил вместе с его спутницей, а отец — со своей новой знакомой. Больше они не расставались, а спустя какое-то время поженились. Во Львове родился мой старший брат. А я уже в Кишиневе спустя 8 лет.

— Гавриил Харитонович, по-видимому, всю жизнь трепетно относился к Матильде Адамовне?

— Конечно. Она была девушкой красивой и умной, экономистом по образованию. Мама оградила отца от всех бытовых вопросов, в которых он проявлял некоторую наивность, что даже меня, пацана, это поражало. Не занимался мелочами, не бегал по магазинам, а шел в мастерскую и работал.

— Ограждая его от бытовых житейских вопросов, она сама не работала?

— Работала, много лет преподавала в торгово-кооперативном техникуме. Более-менее зарабатывать отец стал далеко не сразу. Кроме больших объектов типа оформления Дворца химиков в Светлогорске или витражей в Доме учителя в Минске и Доме кино, расположенном тогда в Красном костеле (который, он надеялся, снова вернется в лоно католической церкви), папа заказов особо не брал.

Популярность и относительное финансовое благополучие пришли к нему позже, во второй половине жизни. Поэтому маме приходилось нормально работать. Ну и нас воспитывать.

Gavriil s vnuchkoj YAnoj

Гавриил Ващенко с внучкой Яной

— В именной галерее в Гомеле много работ не только самого Гавриила Харитоновича, но и тех, что передала туда ваша мама. Она их коллекционировала?

— Мама обладала отменным вкусом и собрала собственную хорошую коллекцию. И решила так ею распорядиться. Картины дарили художники, ученики отца, друзья. А Георгий Скрипниченко презентовал свои работы уже конкретно для галереи в Гомеле. При всей внешней презентабельности здания галерея размещается в помещениях бывшего детсада, а само сооружение построено еще немцами.

Вообще, приходя сюда, я еще года два-три после смерти папы ничего не мог делать, абсолютно не было настроения.

Певец Полесья

— Знаю, что вы с отцом любили путешествовать на катере. Откуда он появился?

— Купили в обществе охотников и рыболовов. Он небольшой, 5–6 м, но с мотором. Машины у нас не было, а какие-то пешие походы мы уже практиковали, хотелось расширить их географию. Так возникла идея знакомства с реками Беларуси.

И это оказалось действительно здорово. Сколько бы я потом ни путешествовал, занимался дайвингом, участвовал в гонках на внедорожниках, получая драйв и новые впечатления, но самым лучшим отдыхом считаю те дни, когда мы с ним ходили на катере по маленьким и большим рекам. Это был такой уровень общения с отцом! Мы и на этюды вместе ездили.

G.Vashhenko Z Sinami i unuckoi Alesia— Гавриила Ващенко, подобно Ивану Мележу, можно назвать певцом полесского края?

— Думаю, да. Было время, когда его приглашали в Москву, обещали создать хорошие условия, обеспечить жильем. Но папа даже не думал соглашаться. Он ведь и из Кишинева уезжал, оставив там квартиру, работу в художественном училище, чтобы вернуться на родину. Всегда и в Молдавии, и в Минске писал свое Полесье и дорогих сердцу полешуков, через себя пропустил трагедию Чернобыля…

Отец обладал отменным вкусом, стильно одевался, держался приветливо и с достоинством. Есть версия, что его дед был шляхтичем. Возможно, это чувство стиля от него. Папа любил и знал свою Беларусь.

— Это прекрасно видно по его панно «Просветители», «Грюнвальдской битве», портретам Льва Сапеги, Кирилла Туровского, Франциска Скорины и других.

— У отца немало разных наград и регалий. Его признавали «Человеком года» и «Человеком века» в Кембридже и Америке, присылали соответствующие дипломы и медали, картины находятся почти в 30 музеях мира. Но больше всего он дорожил званием народного художника Беларуси, присвоенным ему в 1988 году.

— Поступая в академию искусств, вы понимали, что вас неизбежно станут сравнивать с профессором и основателем кафедры монументально-декоративного искусства, фамилию которого вам выпало унаследовать?

— Разумеется, и я сразу сделал осознанный выбор: не поступать на монументальное отделение и живопись. Мне не хотелось быть «маленьким» Ващенко. Нам известно много таких примеров. При всем уважении к отцу я решил пойти параллельным путем и выбрал графику. И еще мне нравился дизайн.

K.Vashhenko.2016. Polnolunie. dvp smeshannaya tehnika

Константин Ващенко «Полнолуние», 2016

Кока-кола вскладчину

— В итоге вы создали дизайн-студию?

— Да, когда понял, что мне по душе полиграфия. Хотя вот сейчас, в последние 5–6 лет, снова активно занялся живописью. Но она у меня радикально отличается от папиной, совершенно иной подход. Мне в кайф писать картины, так как я не заморачиваюсь, купят ли работу. Назначаю цену, люди торгуются, а мне всё равно — хочешь бери, хочешь нет.

— А с чего всё начиналось?

— Наша «Дизайн-студия Collection» существует с 1994 года. Организовали мы ее с моим одноклассником и компаньоном Дмитрием Макасем. Начинали с нуля.

До того я прекрасно зарабатывал на иллюстрациях для книг, трудился художником и художественным редактором в журналах «Рабочая смена», «Парус», «Родник», «Фантакрим-МЕГА».

А потом, если вы помните те времена, многое изменилось и жить стало непросто. У нас изначально была идея издавать что-то коллекционное, чтобы заработать, но не на ширпотребе.

— Сразу ориентировались на состоятельных клиентов?

— Действовали без четкого плана. Мы оба такие бизнесмены: я художник, он выпускник РТИ. Просто Дима мой друг, человек крайне порядочный, на которого можно положиться. Договорились, что его прерогатива — финансы, а моя — идеи, дизайн.

Стали развиваться. Сначала было, конечно, непросто. Особенно после книжного бизнеса, иллюстраций скатиться до того, что приходилось сбрасываться на кока-колу и экономить на еде. Но на технику, первые компьютеры всё же смогли заработать.

Gavriil Konstantin Elena V

Гавриил, Константин и Елена Ващенко

— Как искали заказы?

— Первым нашим проектом стал календарь, который по наивности поначалу предлагали банкирам. Нам говорили: да, это красиво, классно, но с кем вы работаете? И получался замкнутый круг! Мы только стартовали, когда никто этим больше не занимался. А от нас требовали опыта и наработок. Но потом мой компаньон предложил брать с собой на встречи журналы с моим оформлением и иллюстрациями. И попал в яблочко. Так удалось договориться с заводом «Керамин». А дальше пошло: календари, каталоги, книги, выставочные стенды, буклеты и так далее, у нас много направлений. Саморекламой почти не занимались, всё на уровне сарафанного радио.

Скорина forever

— В какой момент вы ощутили реальный доход?

— Не скоро, но постепенно увеличивалось и количество, и качество клиентов. Появились банки, авиакомпании, музеи и другие организации. И основной темой сразу же стала Беларусь, хотелось показать, что нам есть кем и чем гордиться.

Всем известно, кто такие Радзивиллы или Скорина. А у нас был представлен, например, Казимир Семенович — великий инженер-артиллерист, родившийся на Витебщине, который изобрел дельтавидное крыло, человек, опередивший время. Многие ли об этом знают? Стараемся по возможности популяризировать не самых раскрученных, но заслуживающих этого личностей.

K.Vashhenko.2017 Knizhnik 848H1968 palatno alej.

Константин Ващенко  «Кнiжнiк», 2017Абук

— Резонансный проект выпуска 20-томного факсимильного издания «Кніжная спадчына Францыска Скарыны» имел успех благодаря вашему оформлению и дизайну. Приступая к работе, предполагали, что она растянется на 5 лет?

— Да. У Национальной библиотеки имелся четкий план, сколько книг в год будет издаваться. Проект классный, подержать оригиналы фолиантов Франциска Скорины в руках было уже здорово. Это очень серьезная работа. Скажем, раньше книги для скана расшивали, теперь этого никто не делает, их просто фотографируют разворотами, с изгибом страниц, а после предстоит кропотливая работа с файлами.

Бумага шведская, смотрите, какая приятная на ощупь. Кожзаменитель итальянский, тоже красивый. А помимо основного тиража выпускались в небольшом количестве и VIP-экземпляры, подарочные, с использованием натуральной кожи, ковки и тому подобного.

— А это что за деревянный ларец у вас на столе?

— Это первый в мире букварь, около 400 лет назад изданный в ВКЛ, экземпляр которого находится в Лондоне. В кофре из дуба три книги: собственно факсимильный букварь, перевод его на современный язык и научные труды на старославянском, белорусском и английском языках.

Мы можем сделать красиво и качественно всё что угодно, будь то полноразмерная копия танка из пенополистирола, выполненная с помощью 3D-резки (для музея Великой Отечественной войны), или копия биплана времен Первой мировой, либо эти шикарные альбомы с работами Георгия Скрипниченко, Мая Данцига.

Bukvar— Ваши дочки тоже пошли по его стопам?

— И мой брат Николай, и обе мои дочери. Старшая, Яна, окончила Белорусскую государственную академию искусств и успешно работает в сфере графического дизайна. Ангелина еще учится на 4-м курсе графики, но уже принимает участие в выставках, иллюстрирует книги. Талантом и подходом к делу точно в деда пошла.

Моя жена Елена, кстати, тоже художник-график. Правда, сейчас больше фотографией увлекается. Друзья, случается, приглашают на охоту, но я предпочитаю любоваться природой и зверьем. Фотоохота скорее по мне. Однажды в лесу, захватив с собой аппарат, снял всего 17 кадров, из которых впоследствии сложилась персональная выставка «Зима. Один день Константина Ващенко». А сейчас продолжаю активно работать над новыми живописными, издательскими и другими проектами.

PS. Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала первому заместителю председателя Белорусского союза художников Наталье Шарангович.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Две легковушки столкнулись на ул. Денисовской

ДТП с участием двух легковых автомобилей случилось днем 23 ноября на ул. Денисовской, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на ГАИ.

photo 2024 11 23 15 52 08

Около 13:15 в районе дома № 47 женщина за рулем BMW не уступила дорогу двигавшемуся во встречном направлении Geely и врезалась в него.

photo 2024 11 23 15 52 06

Водителей, а также несовершеннолетнюю девочку-пассажира последнего из транспортных средств осмотрела бригада скорой помощи на месте происшествия. От госпитализации они отказались.

Фото и видео ГАИ

Более 700 студентов БГМУ отработали в составе студенческих отрядов

В Московском районе стартовали торжественные церемонии закрытия третьего трудового семестра в учреждениях высшего образования. Первым такое мероприятие провел Белорусский государственный медицинский университет, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в пресс-службе БРСМ.

photo 2024 11 22 15 30 05 2

В актовом зале собрались бойцы студотрядов, актив БРСМ, а также руководство учреждения в лице ректора университета Сергея Рубниковича и проректора по идеологической и воспитательной работе Дениса Чернова. Также на церемонии присутствовали и почетные гости — первый секретарь Московского районного комитета БРСМ Егор Никитин и секретарь отраслевого комитета первичных организаций БРСМ системы здравоохранения Беларуси Никита Ткаченок.

В торжественной обстановке они наградили лучших бойцов, комиссаров и командиров студенческих отрядов, представителей принимающих организаций по итогам 2024 года и пожелали студентам новых трудовых свершений в следующем трудовом семестре.

photo 2024 11 22 15 30 06 2

photo 2024 11 22 15 30 04 2

photo 2024 11 22 15 32 03

— Отрадно, что растет не только количество, но и качество студотрядов в БГМУ, бойцы которых участвуют во всех спортивных, творческих, гражданско-патриотических мероприятиях БРСМ, — рассказал Е. Никитин.

С начала 2024 года в Московском районе в составе студенческих отрядов отработали более 5 000 молодых людей по всем направлениям деятельности студотрядов, из них 700 студентов БГМУ.

Перед бойцами студенческих отрядов выступили музыкальная группа Cosa Nostra и солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Анастасия Малашкевич.

photo 2024 11 22 15 30 04

photo 2024 11 22 15 30 07

Фото предоставлено Московским районным комитетом БРСМ