1200h90 2

СЕМЬЯ С ИСТОРИЕЙ. Вспоминаем харизматичного художника Арлена Кашкуревича

Его экспрессивные гравюры и иллюстрации к произведениям классиков по-своему удивительны, отличаются уникальным авторским почерком и безукоризненным вкусом. Работы по праву вошли в сокровищницу современного отечественного искусства, экспонируются на республиканских и международных выставках, хранятся в музеях и собраниях коллекционеров в разных странах. О вдохновении, о любви, о семье, о друзьях народного художника Белорусии и не только — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Arlen Kashkurevich

Арлен Кашкуревич

Будущий народный художник Белорусии в юности неплохо рисовал, но не грезил искусством. В столичное художественное училище поступил лишь со второй попытки и не сразу понял, в чем его призвание.

Белорусский график с детства дружил со спортом. Занимался боксом, тяжелой атлетикой, полюбил акробатику, участвовал в республиканских и всесоюзных соревнованиях и мечтал о цирке. Увлечение нашло отражение в работах мастера и помогло познакомиться с девушкой, которая стала его музой.

Творческие гены передались детям по наследству. Младший сын Арлена Михайловича — Федор (Тодар) ярко заявил о себе в живописи. Но в итоге отдал предпочтение музыке, реставрирует аутентичные инструменты, создает собственные проекты. Старший — художник-нонконформист Игорь выбрал свой путь в искусстве и живет то в Берлине, то в Минске, разбирая архивы отца.

— Игорь, родители вашего папы и он сам — коренные минчане. Это сказывалось на его творчестве?

— Безусловно. Его друг Олег Целков, живущий в Париже и учившийся вместе с ним в институте, свой каталог, подаренный в 1980-х, подписал так: «Арлену, вечному минчанину, от перекати-поля». Отец был человеком кабинетного типа, интровертом.

— Однако он серьезно увлекался спортом, что ставит под сомнение его интроверсию.

— Да. Это, скорее всего, артистическая сторона его натуры. Он хотел выступать в цирке, где нужна акробатика.

Otkrytka s Pero

Открытка с Пьеро

— Арлен Михайлович рассказал в автобиографии, что после школы не знал, чем заниматься, и пошел учиться в индустриально-строительный техникум, который бросил. Выходит, поначалу не очень хотел быть художником?

— Как сказать… Он из семьи служащих, которые не имели отношения к искусству. Но моя бабушка, его мама, делала куклы, шила. В художественное училище ему помог поступить отчим. Однако уверен: тот, кто родился художником, все равно рано или поздно им станет и возраст здесь неважен. В Берлине я рисовал с пожилыми людьми и открыл много талантов после 90 лет. Одна дама начала в 96 и признавалась, мол, не думала, что это так увлекательно. Причем прожила до 101 года, писала интересные картины, выставлялась. Каждый из нас в глубине души художник, только у одного это проявляется, а у другого нет.

Знакомство в стойке на руках

— Ваш папа умел играть на баяне и гитаре, был артистичной натурой.

— Гитара присутствовала всегда. Городская культура его интересовала. Он — меломан, собирал пластинки, слушал совершенно разную музыку — от классики до современного рэпа. Утренняя гимнастика у него проходила под Баха или Вивальди.

— А в комплекс входили акробатические элементы вроде стойки на руках?

— Да, и на голове тоже. И меня им научил. Отец был продвинутым акробатом и при знакомстве с моей мамой продемонстрировал это удачно. Она посещала вечерние курсы в художественном училище. Как-то вечером сидела одна, рисовала гипсовый слепок. Вдруг тихонько открылась дверь, и кто-то неслышно подошел к ней сзади на руках. Увидев эту картину, мама очень удивилась, но не испугалась. Судя по всему, такой неординарный ход произвел на нее впечатление.

Arlen Kashkurevich Poczeluj Iudy 1

«Поцелуй Иуды», Арлен Кашкуревич

— Людмила Александровна заканчивала иняз?

— Да. Она бобруйчанка, у нее тоже имелись артистические склонности. Играла на пианино, интересовалась искусством, знала художников, собирала репродукции картин, которые чаще всего вырезались из журналов. В юности скрупулезно, аккуратным почерком записывала высказывания художников, музыкантов в блокнотик. Я недавно, работая над семейным архивом, его нашел.

Мама — человек волевой и сильный, в семье всегда доминировала. А папа по характеру мягкий, говорил о себе, мол, я такой застенчивый, трудно контакт находить с людьми. Они друг друга уравновешивали. При этом оба были на редкость педантичны, и если кто-то из наших гостей опаздывал на три минуты, ему могли даже не открыть дверь.

— Родители поженились, когда отец учился в БГТХИ?

— Да, по-моему, в июле 1955-го. Я родился в 1957-м. Помню, как он иллюстрировал книгу поэм Янки Купалы, у него тогда своей мастерской не было. Мы жили в старом барачном доме с печным отоплением на улице Чкалова, сейчас там находится Дворец культуры железнодорожников. Тогда о папе сделали первый документальный фильм как о молодом и талантливом художнике. В одном из эпизодов он режет гравюру, а я, пацан лет пяти, подхожу и внимательно за этим наблюдаю. Работа ему всегда попадалась интересная и увлекательная. Он редко как художник занимался халтурой ради заработка. Его творчество было с полной отдачей.

Arlen Kashkurevich s zhenoj v Islandii

Арлен Кашкуревич с женой в Исландии

Страна фьордов и ангел-хранитель

— Почему Арлен Михайлович в качестве дипломной работы иллюстрировал роман мало кому известного у нас исландского писателя Халлдора Лакснесса «Атомная станция»?

— Может, ему посоветовали или сам выбрал, но тема интересная. Лакснесс — лауреат Нобелевской премии. Моих родителей пригласили погостить в Исландию, возможно, благодаря тому, что писатель придерживался левых убеждений, симпатизировал Советскому Союзу и увидел иллюстрации к своему произведению. Сам он был в преклонном возрасте и жил в доме престарелых. Однако мама и папа встретились с его женой и тепло пообщались. Страна фьордов с ее фантастическими пейзажами, свободолюбивыми и работящими людьми их поразила. Они всю жизнь вспоминали, что попали словно на другую планету, где природа показывает всю красоту и мощь, а человек знает свое скромное место. Повзрослев, я проштудировал все романы Лакснесса, есть блестящие переводы на русский и белорусский языки.

— Окончив в 1959-м театрально-художественный институт, ваш отец 10 лет преподавал там графику. Он жалел о потерянном для творчества времени?

— Папа мог бы уйти в любой момент. Хотя за 10 лет такое занятие, как преподавание, настоящего художника может немного утомить или разочаровать.

— Вашу маму он считал своим ангелом-хранителем?

— Да. Ее доминирование принимал как должное. Она часто ему позировала, есть много ее портретов, в том числе маслом, натурных зарисовок. Любовь к ней отец пронес до гробовой доски. Она всю жизнь трудилась на одном месте, преподавала немецкий язык в БГТХИ.

Igor Kashkurevich portret Eleny SHidlovskoj

Портрет Елены Шидловской. Игорь Кашкуревич

— На недавней выставке в Национальной библиотеке, посвященной 90-летию со дня рождения Владимира Короткевича, видел замечательные иллюстрации Арлена Кашкуревича к «Дикой охоте короля Стаха». Они дружили с Короткевичем?

— У них одно время была закадычная дружба. Товарищеские отношения поддерживал с Алесем Адамовичем, Янкой Брылем, другими белорусскими классиками. Мы часто отдыхали в Доме творчества «Королевищи», там и встречались. Что касается друзей, отец придумал игру: делал для них и близких знакомых новогодние открытки с латинскими афоризмами и новым сюжетом, обязательно включавшим Пьеро (с ним он себя отождествлял), манипулирующего сердцем как символом любви. Вырезал гравюру, печатал ограниченным тиражом и рассылал по почте в качестве поздравления с праздником. Так было каждый год на протяжении почти всей его творческой биографии.

Русова и «Воскрешение Казимира»

— В 1990 году вас и ваших родителей пригласили в Западный Берлин, где организовали большую выставку работ семьи Кашкуревич. После этого остались в Германии?

— Нет, позже. И я не остался, у меня паспорт белорусский и разрешение на постоянное жительство в Германии. Просто на каком-то этапе судьба свела меня со Штефани, она из Западного Берлина. Мы поженились в 1998-м, нашему сыну Фридриху Теодору Арлену почти 21 год. До коронавируса я жил там, но в Минск приезжал несколько раз в год на пару недель. Здесь наследие моих родителей, оно обширно, и им надо заниматься.

— Вам удалось реализоваться там как художнику?

— Да. Я сменил пять мастерских, окреп интеллектуально. К 40 годам становление личности завершается, по времени это совпало. Мои картины выставлялись и хранятся в некоторых галереях и частных коллекциях, скульптуры из камня украшают город Франкенберг, скульптурный объект «Рождение вселенной» стоит в берлинском Центре экологии. Я занимался там и попутными работами, касавшимися искусства. Например, преподавал живопись около 18 лет в одном частном доме для престарелых людей, которые не могли двигаться. Это большой опыт. Узнал много судеб, овладел немецким языком. Правда, «Фауста» в оригинале не читал (смеется).

Igor i Agniya Kashkurevichi 1

Игорь и Агния Кашкуревичи

— Ваша бурная молодость — это нонконформизм, авангардное искусство, знаменитая галерея «Шестая линия», перформансы совместно с легендарной художницей Людмилой Русовой, в том числе нашумевший проект «Воскрешение Казимира». Ваша вторая жена ведь тоже была интереснейшей личностью?

— Конечно. Мы с Людмилой познакомились прямо в коридоре БГТХИ, она училась на отделении монументальной скульптуры и была фигурой неуемной, экспрессивной, очень чувственной. Такой сгусток возбужденных нервов. Русова ввела меня в мир андеграунда, потом мы с ней поселились в частном доме за городом, в Ефимово, где устраивали пикники, своего рода пленэры, где собирались художники, поэты, люди искусства. Я там создавал сад скульптур с использованием старой колхозной техники с чертами конструктивизма, серьезно работал с камнем. «Воскрешение Казимира» было посвящено Малевичу. С Русовой у нас скорее был творческий союз, семья не стояла первым номером в программе. После 18 лет плотного общения мы решили разойтись. Люда почувствовала бóльшую свободу, независимость, сделала массу интересных самостоятельных проектов. Но я горжусь временем, которое с ней прожил, многое в себе смог увидеть благодаря такой сильной личности.

Рукописи все-таки горят

— У вас с братом Тодаром около 6 лет разницы?

— Да, я родился в 1957-м, он — в 1963 году.

— Он тоже оканчивал БГТХИ, писал интересные сюрреалистические картины. Сейчас больше занимается музыкой?

— Тодар живет в Ракове в собственном доме. В свое время заинтересовался этнической музыкой, воссоздает инструменты, в частности дуды, по музейному образцу. Сам на них играет, увлекся джазом. У него есть несколько готовых проектов, два диска, один из них с музыкантами из Литвы. Брат весь в творчестве. Мы с ним разные, нередко спорим, однако я назвал своего сына в честь него и отца.

Todar Kashkurevich

Тодар Кашкуревич

— В ноябре в Национальном центре современных искусств прошла выставка «Рукописи горят», где экспонировались и работы вашей дочери Агнии и первой супруги Елены Шидловской. Имя этой самобытной художницы и поэтессы помнят немногие…

— К сожалению, она рано ушла из жизни. Лена была в нашей среде молодых художников своего рода символом свободы и раскованности, некоторой отстраненности от бытовых тем, бабочкой, порхающей над серой действительностью. Могла жить то в общежитии, то в мастерской, то на квартире, ничуть этим не тяготилась. Признавалась: если бы попала в компанию хиппи, чувствовала бы себя комфортно. Мы познакомились во время учебы в художественном училище и поженились, когда нам было по 20 лет, а наша Агнеша уже готовилась появиться на свет. Жили вместе сравнительно недолго, но это было яркое время, и я благодарен судьбе за него.

— Мама родилась в Смиловичах, училась и жила в Минске, а потом вернулась домой, — вступает в разговор Агния Кашкуревич. — Работала художником-оформителем, преподавала рисование и белорусский язык в сельских школах, проводила экскурсии, активно участвовала в организации музея в деревне Дукора Пуховичского района. Она — начитанный и интересный человек, к 16 годам проглотила серию ЖЗЛ и всего Достоевского из дедушкиной библиотеки. Умела создать творческую атмосферу вокруг себя. Сохранилось не так уж много ее живописных картин, по-своему интересных и необычных. Как и стихов, которые при жизни не публиковались.

Мама вдохнула в меня понимание красоты. Я тоже пробовала рисовать, училась на дизайнера. На этой выставке были представлены семь моих работ. Но основное увлечение — это художественная фотография. У меня есть две серии, посвященные Лошице, планирую сделать презентацию, возможно, и набор открыток. Однако графику не забываю. Это все, скажем так, поиски гармонии.

Р. S. Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала первому заместителю председателя Белорусского союза художников Наталье Шарангович.

Фото автора и из архива семьи Кашкуревич

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Известны победители женского и мужского чемпионата страны по индорхоккею

Заключительные матчи чемпионата страны по индорхоккею прошли во Дворце спорта в Минске 8 февраля, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

000028 1738936579 694423 big

Фото носит иллюстративный характер

Женский турнир стартовал в декабре-2024. До этапа плей-офф команды провели три тура. Лидером стал «Минск», не проигравший ни одного поединка. В полуфинале, который проходил во Дворце спорта, соперницами столичного клуба стали игроки гродненского «Ритма». Встреча получилась сверхнапряженной: четыре периода победителя не выявили — 4:4. В серии послематчевых буллитов чаша весов качнулась в сторону коллектива из Гродно.

В матчах за третье место (серия до двух побед одной команды) минчанки играли с неудачником другого полуфинала — «Викторией» из Смолевичей. В первом матче была ничья (2:2) и вновь серия буллитов, которая завершилась неудачей для столичной команды. Во второй игре «Виктория» создала преимущество в два мяча (2:0). В третьем периоде тренерский штаб «Минска» заменил вратаря полевым игроком. У подопечных Дмитрия Жуковского было немало моментов, чтобы отличиться 2-3 раза. Но мяч упорно не шел в ворота. Коллектив проиграл и занял четвертое место. Победителем впервые в истории женского чемпионата страны по индорхоккею стал «Текстильщик» из Барановичей, одолевший «Ритм».

— Во время регулярного чемпионата все шло по плану. Но поражение в полуфинале от «Ритма» стало для нас холодным душем. Девочки рассчитывали, что легко пробьются в финал. Увы… Основная причина неудачи — слабая реализация своих моментов. То же самое можно сказать и про матчи за третье место. Плюс после поражения от гродненской команды тяжело было настроить подопечных на матчи против «Виктории». Но и в них были шансы выиграть. Для нас такой результат должен стать уроком. Помимо техники нужно усиливать психологический аспект. Надо верить в себя, партнеров, тренерскую установку, — отметил Д. Жуковский.

По его словам, у команды сейчас отпуск на несколько недель. Тренировки возобновятся в марте — игроки будут готовиться ко второй части чемпионата по хоккею на траве.

В мужском чемпионате «Минск» также выдал впечатляющую серию побед, которая позволила занять первое место. Однако в полуфинале фавориту дала бой молодежная команда «Минска». Старшие не без труда выиграли — 6:4. В финале столичный клуб сошелся с извечным соперником — брестским «Строителем». Для выявления сильнейшего пришлось провести максимальное количество игр (3). Первая из них завершилась в пользу «Минска» (5:3), во второй в серии буллитов оказались сильнее хоккеисты с берегов Буга. В решающем противостоянии столичный клуб отработал максимально эффективно (4:2). Это 11-я победа коллектива в чемпионате.

Наставник победителей Сергей Дроздов заметил, что интриги турниру добавила команда «Жетысу» из Казахстана. Гости показали хороший уровень. Есть договоренности, что в следующем сезоне выступит сильный российский клуб «Динамо» из Екатеринбурга.

— Финальная серия получилась интересной для зрителей и нервной для тренеров. Во втором матче чуть-чуть не дотерпели, чтобы сохранить победный счет 6:5. Но похвалю и «Строитель», который выдал классный хоккей. Они выбрали персональную опеку наших игроков, и план сработал. Наши атаки развивались не так быстро, как мы хотели. А еще у брестчан проблема с арендой зала в родном городе. Негде им играть. Если бы не это, явно подготовились бы к турниру на порядок лучше, — заявил С. Дроздов.

Фото БЕЛТА

Заставил актера сменить фамилию. Как Роговой снимал картину «Баламут» по сценарию Бодрова-старшего

Перед тем как утвердить актера на главную роль в фильме «Баламут», режиссер заставил его сменить фамилию не только в титрах, но и в паспорте. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1 1

О чем кино

Пётр Горохов из деревни Дядьково приезжает в Москву поступать в престижный экономический вуз. Ему это удается волей случая. Во время общения со сверстниками он попадает в комические и поучительные ситуации, постигает жизнь и влюбляется в студентку из Кубы. Но из-за неуживчивого характера и постоянных попыток добиться истины, которая порой никому не нужна, получает прозвище Баламут.

Поверил в успех

В 1974 году Сергей Бодров поступил на сценарный факультет ВГИКа, а по окончании вуза, в 1978-м, принес свою первую сценарную заявку «Студенты и студентки» на Киностудию имени Горького. Он вложил в нее личные впечатления, так как приехал в Москву из провинции. Предложение приглянулось главному редактору, и тот дал добро на написание сценария. И даже подключил к работе будущего режиссера фильма Владимира Рогового, человека с интересной судьбой. Пройдя фронт, в 1946 году он пришел на экономический факультет ВГИКа и в 1950–1960-е занимал должность директора картин на московских киностудиях. Однако все больше понимал: его призвание — режиссура. Но в Белокаменной без профильного образования ему не давали снять ленту самостоятельно. Позволили только выступить в качестве второго постановщика, а это скорее организатор производства, нежели творческая единица. В 1966-м он отправился в Минск, начал работать на «Беларусьфильме», где мечта сбылась. В нашей республике ему поверили и дали возможность сделать собственную ленту — «Годен к нестроевой». Получилась обаятельная картина! Вернувшись в Москву, Роговой узнал: дирекция Киностудии имени Горького высоко оценила его белорусскую ленту и приняла решение доверить съемки фильма «Офицеры» с Василием Лановым и Георгием Юматовым в главных ролях.

Готовая картина сразу поставила Владимира Абрамовича в один ряд с советскими киноклассиками.

Постановщик любил эксперименты, пробовал себя в разных жанрах и давно искал сценарий студенческой комедии. Так они и познакомились с Бодровым. В написанном материале режиссера устраивало далеко не все. Он кое-что исправил и предложил ввести в ленту музыкальные номера с незатейливыми студенческими песнями. Сергей сопротивлялся, пока не понял: Роговой не собирается менять жанр, а просто хочет задать интонацию повествованию.

Забавно, что, когда сценарий был готов, никто на студии не верил в успех картины. Написанное считали легковесным, ординарным. В. Роговой же обладал особым чутьем на предстоящий успех. Он единственный считал, что фильм «выстрелит». Режиссер даже ориентировочно предсказал, сколько зрителей посмотрит ленту в кинотеатрах за первый год.

h280 38949900 1

Без долгих поисков

Поскольку основные персонажи в фильме — это студенты, постановщик отправился на актерский факультет ВГИКа. Выбрал третий курс, руководителем которого была Татьяна Лиознова, режиссер картины «Семнадцать мгновений весны». Переговорил с ней. Дал студентам ознакомиться со сценарием. На следующем занятии они раскритиковали литературную основу, назвали ее несмешной и плоской. Роговой внимательно выслушал. Записал в блокнот отдельные мнения. А потом стал рассказывать, как он видит готовую ленту. Его повествование увлекло молодых людей, после чего он пригласил всех на пробы.

Главную роль Владимир решил доверить Вадиму Фейгельману. Худсовет возражал. Во-первых, он коренной москвич и совсем не похож на деревенского парня. Во-вторых, когда в титрах увидят его фамилию, тем более не поверят, что герой из русской глубинки. Режиссер сопротивлялся. Он настоял на том, чтобы юноша сменил фамилию на «Андреев». Вадим так и сделал. Что примечательно, актер снимается под ней по сей день. В итоге его и почти всех сокурсников утвердили на роли экранных одногруппников.

Преподавателя английского языка сыграла Евгения Симонова, а преподавателя высшей математики — мастер эпизода Эммануил Геллер.

Известным артистам достались роли селян. В них перевоплотились Роман Филиппов, Юрий Чернов, Виктор Шульгин. Иностранную студентку сыграла кубинка Норис Поластре. Больше она в кино не снималась.

airbrush image enhancer

Пять рублей за название

Сцены в аудиториях и коридорах вуза снимали в Московском институте управления. Несколько эпизодов — на ст. м. «Ждановская» (ныне «Выхино»). Сцены в деревне и загородные прогулки запечатлели в Домодедовском районе Московской области.

Вадиму Андрееву больше всех доставалось от режиссера. Роговой за словом в карман не лез, мог обозвать бездарью. Но потом по секрету ему признался: специально костерил, чтобы у студента при вхождении в кадр глаза горели! Фильм снимало творческое объединение студии, которым руководила Лиознова. Она по долгу службы отсматривала материал и тоже не давала Андрееву спуска. Актер признавался, что халатно относился к просьбам постановщика. Обещал похудеть, но не вышло. Также должен был научиться ездить верхом. Однако всякий раз, приходя на конюшню, заставал тренера в подпитии и в поисках собутыльника.

В ленте есть комедийная сцена, в которой герой Вадима Юрьевича до плеч погружается в прорубь после бани.

В это время к нему подходит бывшая одноклассница и не дает выйти, болтая без умолку. В прорубь опустили бочку с горячей водой. Андреев погрузился. А девушка из-за образовавшейся наледи всякий раз падала и не могла приблизиться к нему в кадре. На морозе вода быстро остыла. В бочке пришлось находиться более часа. После съемок артист еле пришел в себя.

На заключительном этапе название «Студенты и студентки» показалось постановщику неуместным. В группе он объявил конкурс: 5 рублей тому, кто придумает новое. Выиграл один из осветителей!

Фильм имел успех. За 1979 год его посмотрели свыше 40 млн человек, как и предсказывал Роговой.

Еще материалы рубрики:

Опасность, дедукция, интрига. Что ждать от новых сезонов сериалов «Первый отдел» и «Шеф»

Романы на съемочной площадке, разводы знаменитостей. Как работали над фильмом «Июльский дождь»

Почему Эльдар Рязанов бросал стулья в юных артистов, снимая фильм «Дорогая Елена Сергеевна»

Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро

Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия