Сентябрьский стресс. Разбираем, как адаптировать ребенка к школе, и даем полезные советы родителям

Перешагнув порог школы, первоклассник попадает в совершенно незнакомые условия. Каким бы долгожданным ни был этот день, ребенка сначала ждет стресс и только потом — новые друзья и знания. Какие трудности могут возникнуть у малышей при адаптации к школе и как с ними справиться? Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала специалист городского Центра здоровья Дарья Кравченко.

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

Сколько длится адаптация

Первое, что стоит запомнить родителям, — адаптация у всех людей проходит по-разному. Кто-то быстрее вливается в коллектив, знакомится с новыми условиями, а кому-то необходимо продолжительное время. Как правило, на то, чтобы приспособиться к новым условиям, у детей уходит от 2 месяцев до полугода.

Адаптация – перестройка организма на работу в изменившихся внешних условиях. Этот процесс включает в себя две составляющие: физиологическую и психологическую.

Физиологическая адаптация

В физиологической адаптации выделяют несколько этапов:

  • Острая адаптация. Она длиться первые 2–3 недели. Это самый тяжелый период для школьника. В это время организм ребенка отвечает на все новое сильным напряжением всех систем. В итоге в сентябре школьник может даже заболеть.
  • Неустойчивое приспособление. В этот период организм ребенка находит близкие к оптимальным вариантам реакции на новые условия.
  • Относительно устойчивое приспособление. В это время организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

Первые недели обучения

В это время у ребенка, как правило, заметны довольно низкие показатели координации различных систем организма между собой. Кроме того, период характеризуется низким уровнем работоспособности и, напротив, высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы.

Начиная с 5–6-й недели обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности. Затем снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу школьных нагрузок.

К сожалению, иногда родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации и психологически давить на первоклассников. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к контролю поведения.дети рисоватьСоциально-психологическая адаптация

В период психологической адаптации у ребенка появляется новая социальная роль — ученика, что, несомненно, вызывает стресс и тревогу. Условно по степени адаптации учеников можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти малыши относительно быстро осваиваются в новом коллективе, общаться со сверстниками им нетрудно. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны и приветливы.

Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию. Период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: вчерашние детсадовцы не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем. Зачастую их реакция — слезы и обиды. Как правило, такие дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия ученики адаптируются к требованиям школы и учителя.

Третью группу составляют дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи и порой неадекватные требования педагога и родителей. Надо подчеркнуть, что недовольство взрослых, упреки и наказание за низкую успеваемость только ухудшают ситуацию.

В возрасте 6–7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном возрасте, столкнувшись с неудачами, ребенок испытывал обиду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 6–7 лет интеллектуальное развитие школьника, его способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Только родительская любовь и вера в своего ребенка помогут избавиться от подобных комплексов. Если воспринимать ребенка таким, какой он есть, поощрять за достижения и заслуги, напоминать о его талантах, но и не забывать о чувстве меры, можно помочь избежать развития комплексов при адаптации.

Советы для родителей первоклассников:

  • Ребенок, особенно дошкольного возраста, привык считывать информацию со своих родителей. Поэтому перед походом в школу как никогда важно не нервничать самим.
  • Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школе, необходимо установить с ним контакт. Интересуйтесь его чувствами, эмоциями, не обесценивайте их, оказывайте ему поддержку.
  • Важная задача — помочь ребенку сформировать положительные ожидания от школы. Воздержитесь от оценки преподавателей или одноклассников, школы и школьной программы, даже если негативная оценка обоснована. Создайте положительный образ школы в глазах у ребенка.
  • Замечайте достижения ребенка, даже если они незначительны. Не сравнивайте его с другими детьми.
  • Помогайте с домашним заданием, но в меру: давайте возможность почувствовать ответственность за работу, самостоятельность в действиях.
  • Постройте режим дня школьника. Составьте расписание с обоснованием его последовательности. Не забудьте выделить время для отдыха.
  • Если так случилось, что ребенок огорчен и молчит, — не допытывайтесь, дайте ему время успокоится и все рассказать самому.
  • Помните, что стресс — это нормальная реакция организма на любые изменения. Ребенок учится преодолевать трудности, важно научить его гордиться собой и не обесценивать прилагаемые им усилия.

Соблюдая эти несложные правила, можно если не избежать стрессовых ситуаций при адаптации ребенка к школе, то значительно уменьшить степень их влияния на детскую психику.

Смотрите также:

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ