1200h90 2

Серийный МАЗ-500, «Баня» Маяковского, скандал на рок-фестивале Тбилиси-80. Этот день в истории: 16 марта

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 16 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1870 год. В России на нижегородском Сормовском заводе пущена первая мартеновская печь

e8ieyc5vq5q

Она была названа в честь ее изобретателя — французского металлурга Пьера Мартена. Печь предназначалась для переработки чугуна и лома в сталь нужного химического состава и качества. Она позволяла контролировать качество металла и вносить в него необходимые добавки.

Мартеновскую печь на Сормовском заводе построил инженер Александр Износков. Она имела небольшие размеры и вмещала всего 1,5 т металла.

С тех пор мартеновские печи стали неотъемлемой частью черной металлургии России, благодаря им проходила индустриализация, с их помощью ковалась победа в Великой Отечественной войне:

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей…

С 1970-х производство мартеновских печей было остановлено, а в 2010-м все подобные печи для выплавки стали в России прекратили работу.

1905 год. Главнокомандующего русской армией Алексея Куропаткина снимают с должности после поражения под Мукденом

Его преемником на высшем посту стал престарелый генерал Николай Линевич, участвовавший еще в Кавказской и Русско-турецкой войнах. Куропаткину же отдали под начало реорганизованную 1-ю Маньчжурскую армию.

Полководческий талант Куропаткина оценивался в советской историографии невысоко. «Не обладая талантом крупного военачальника, проявил нерешительность в руководстве войсками. Боязнь риска, постоянные колебания, неумение организовать взаимодействие отд. соединений, недоверие к подчиненным и мелочная опека характеризовали стратегию Куропаткина, что было одной из гл. причин поражения в рус.-япон. войне 1904-05», — сказано в Советской исторической энциклопедии.

Современные исследователи несколько благосклоннее к действиям генерала и указывают на объективные обстоятельства, не позволившие ему в полной мере реализовать свои тактические замыслы. Это касается и стоившей Куропаткину должности главкома Мукденской битвы — самого продолжительного и кровопролитного сражения той войны.

Вместе с тем вспоминаются слова генерала Михаила Скобелева, сказанные в свое время Куропаткину: «Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решимости и твердости воли… Какой бы великолепный план ты ни разработал, ты никогда не сумеешь довести его до конца».

После заключения мира солдаты на эшелонах возвращались в Россию, но это была уже другая армия — народ понял бездарность своих командиров и взбунтовался.

Николай Воронович «Русско-японская война. Воспоминания», Нью-Йорк, 1952:

«По Сибирской дороге двигался в Россию буйный поток солдатской массы, не признававшей никакого начальства, не терпевшей никаких возражений, привыкшей в Манджурии грабить «китаев» и продолжавшей теперь, по инерции, грабить своих русских лавочников. Деморализация, начавшаяся в армии после мукденского поражения, достигла своего апогея. Злоба, накапливавшаяся месяцами, прорвалась наружу в самых уродливых формах. Не желая разбираться в том, кто являются виновниками их 20-ти месячной страды, запасные вымещали свою злобу на каждом, кто являлся каким-либо начальством или носил «ясные погоны». Начальство, растерявшееся от этого неожиданного бунта столь покорных и послушных до сего «землячков», не умело и не могло успокоить разбушевавшуюся стихию. И потребовались карательные поезда Ренненкампфа и Меллер-Закомельского, чтобы остановить этот двигавшийся с востока бурный поток, угрожавший залить Россию кровью и огнем пожаров».

1930 год. Премьера «Бани» в театре Мейерхольда

135165d0fr

Роль Победоносикова исполнял Максим Штраух, фосфоресцирующей женщины — Зинаида Райх, репортера Моментальщикова — Валентин Плучек, в будущем знаменитый режиссер, а тогда еще совсем молодой актер. В 1953 г. Плучек поставит «Баню» в Московском театре сатиры.

Пьесу Маяковского опубликовали еще до постановки в ноябрьском номере журнала «Октябрь» за 1929 г. Зрители, пришедшие на премьеру, восприняли спектакль равнодушно. Позже актер Игорь Ильинский вспоминал: «Я видел Владимира Владимировича на премьере в театре Мейерхольда… После спектакля, который был не очень хорошо принят публикой, Маяковский, остро переживавший [свой провал], стоял в фойе один и смотрел каждому выходящему из театра прямо в глаза».

«Шестиактная драма с цирком и фейерверком» (согласно подзаголовку), высмеивающая общественные пороки того времени — бюрократизм, приспособленчество, пустословие, «коммунистическое чванство», вызвала резкую критику в советской печати, особенно со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей.

Пьесу в том же 1930 г. еще успели посмотреть белорусские и украинские зрители — во время гастролей театра Товстоногова. А потом по политическим соображениям постановку запретили и сняли из репертуаров всех театров.

Травля достигла цели — через месяц не стало Маяковского, а Мейерхольда через несколько лет арестовали и расстреляли как врага народа.

1965 год. С главного конвейера Минского автозавода сходит первый серийный автомобиль марки МАЗ-500

maz 500 1015789

Это была принципиально новая машина, выгодно отличавшаяся от собратьев по классу. Во-первых, кабину автомобиля расположили над двигателем (капот как таковой исчез). Во-вторых, машину оснастили новым мощным двигателем. На МАЗ-500 устанавливали 5-ступенчатую коробку передач и гидроусилитель руля.

Несмотря на небольшое внутреннее пространство кабины, там было установлено спальное место. Механизм откидывания кабины упрощал обслуживание мотора. Когда «МАЗ» уже вовсю сходил с конвейера, таких грузовиков в Европе почти не было, автозаводы Германии и Швеции только приступали к выпуску подобных моделей.

Что знаменательно, МАЗ-500 полностью проектировался и собирался в белорусской столице. За успешное внедрение в производство данной модели в 1966 г. Минский автомобильный завод был награжден высшей государственной наградой — орденом Ленина.

На основе этого грузовика впоследствии выпустили множество модификаций — и седельные тягачи, и самосвалы, и лесовозы, и даже первый в Советском Союзе магистральный тягач. Однако в процессе эксплуатации МАЗ-500 потребовал доработки. И уже в 1970 г. в серийное производство вышел МАЗ-500А с чуть меньшими (зато полностью европейскими) габаритами, увеличенной грузоподъемностью и максимальной скоростью. Третий и последний раз МАЗ-500 модернизировали в 1977 г. И то незначительно: изменился лишь внешний вид радиатора, а грузовая платформа стала цельнометаллической.

По сей день эти грузовики-труженики, давно снятые с производства, можно встретить на дорогах не только бывшего СССР, но и стран дальнего зарубежья.

1980 год. Группы «Машина времени» и «Магнетик бэнд» становятся победителями первого официального всесоюзного рок-фестиваля

mashinavremeni2024

Рок-фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80» проходил с 8 по 16 марта под эгидой Министерства культуры СССР в столице Грузии и стал важнейшим событием в истории советского рока.

Целью мероприятия был заявлен поиск новых талантов в советской музыке. Хотя участники не воспринимали это событие как конкурс, фестиваль имел конкурсную программу и жюри под председательством Юрия Саульского, в состав которого вошли Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский, Аркадий Петров и другие. Именно жюри определяло тройку победителей.

Первое место разделили московская группа «Машина времени», представившая песни «Хрустальный город» и «Снег» Андрея Макаревича, и таллинский коллектив «Магнетик бэнд», исполнивший песни «Леди Блюз» и «Трубадур на магистрали» своего лидера Гуннара Грапса.

Второе место присудили московской группе «Автограф» (песня «Ирландия, Ольстер», авторы — Александр Ситковецкий и Маргарита Пушкина) и ВИА «Гуне́ш» из Ашхабада (туркменская народная песня «Река Туни»).

Третье место разделили сразу четыре коллектива: саратовский «Интеграл» под руководством Бари Алибасова, грузинский «Лабиринт», украинский «Диалог» Кима Брейтбурга и рижский «Тип-Топ» Иманта Пауры.

В фестивале участвовал и ленинградский «Аквариум». Лавров группа не удостоилась, зато отметилась громким эксцессом. Грузинское телевидение вело видеосъемку фестиваля ровно до того момента, как на сцену вышла команда Гребенщикова. Музыканты нацепили на свои костюмы значки с вызывающими надписями, но этим не ограничились. Во время исполнения песни Гребенщиков лег на сцену, положив гитару между ног. Сева Гаккель поставил на Гребенщикова виолончель, а фаготист Александров изобразил автоматную очередь в сторону зала. Жюри сочло выступление непристойным и углядело в нем намеки на гомосексуализм. Группу дисквалифицировали за неподобающее поведение на сцене. О скандале в Тбилиси стало известно в Ленинграде, причем рапортующие о нем с удовольствием преувеличивали масштабы «бедствия». По возвращении скандальных музыкантов лишили репетиционного места, а самого лидера — должности лаборанта и членства в ВЛКСМ.

В 1981 г. фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом «Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы. Тбилисти-80», в котором были представлены все песни в исполнении лауреатов, за исключением почему-то песен группы «Тип-Топ».

2015 год. На 93-м году жизни у себя на родине в Узбекистане умирает Камолжон Тургунов, последний защитник легендарного Дома Павлова в Сталинграде

08wtwdoc2gk

Дания сопротивлялась фашистам 6 часов, Люксембург — 1 день, Нидерланды — 6 дней, Югославия — 11 дней, Бельгия — 18 дней, Греция — 24 дня, Польша — 27 дней. Дом Павлова в Сталинграде держался 58 дней!

Дом Павлова — жилой 4-этажный дом, в котором держала оборону группа советских бойцов численностью всего около 30 человек. Немцы же думали, что им противостоит целый батальон. И немудрено. «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа», — писал в воспоминаниях маршал Василий Чуйков.

Обороной руководил старший сержант Яков Павлов, отсюда и название дома. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма советских солдат.

Одним из 30 воинов, державших оборону, был стрелок противотанкового ружья Камолжон Тургунов из узбекского села Барданкуль в Туракурганском районе. После Сталинградской битвы он принимал участие в освобождении Украины, Беларуси, Румынии, Венгрии. Победу встретил в германском Магдебурге. Вернувшись домой с двумя ранениями, работал в родном селе трактористом. В Узбекистане ему посвящен документальный фильм «Долгая дорога домой», снятый известным в стране кинооператором и режиссером Давраном Салимовым.

Тургунов умер в окружении любящих его домочадцев. У 93-летнего фронтовика было 14 детей, 62 внука и 85 правнуков. По словам одного из его сыновей, Самигжона Тургунова, отец всех их очень любил, относился с нежностью. Той весной очень хотел побывать на параде 9 мая в Москве, на праздновании 70-летия Великой Победы. Не довелось.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»

Во время съемок «Хозяина тайги» происходило много интересного и необычного. Валерий Золотухин взимал плату с жителей села за право посмотреть на Владимира Высоцкого. А еще исчез бесследно директор группы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

07330a09 ff8c 5d46 a3a1 ce660d811883

О чем кино

В таежном поселке ограбили магазин. Вину за это преступление берет на себя сплавщик леса Ипатов. Тем не менее участковый Серёжкин видит противоречия в деле. Он подозревает бригадира сплавщиков Ивана Рябого. Когда тот пытается уплыть на лодке из поселка, милиционер перехватывает его и обнаруживает краденое. Но выясняется: в ограблении замешан не только Рябой.

Черпал из жизни

Борис Можаев жил на Дальнем Востоке, был специальным корреспондентом газеты «Известия». Ездил по региону. Например, писал о шабашниках. Колхозы, совхозы имели право заключать хозяйственные договоры на строительство объектов (коровники, зернохранилища, школы) с временными трудовыми коллективами. Так появились бригады, которые зарабатывали большие деньги. Не в накладе оставались и заказчики. Председатели хозяйств завышали суммы. В ведомости писали одну, а на руки выдавали другую, имея маржу. Подобные криминальные истории стали основной темой автора. В его копилке появилось много сюжетов, на основе которых он в 1954 году начал литературную деятельность. А в 1960-е написал повесть «Власть тайги». Поступив на двухгодичные высшие сценарные курсы во ВГИК, Можаев создал дипломный сценарий по мотивам этой книги. Экзаменаторам так понравился материал, что они отдали его с рекомендациями на «Мосфильм». Шел 1965-й.

В редакторском отделе вспомнили: режиссер Владимир Назаров родом из Иркутска. Решили, что тема тайги ему может быть близка. Прочитав произведение, он согласился снимать.

fmt 114 24 hozjain.tajgi .1 15 17.169

Ультиматум Золотухина

Сперва в роли милиционера Серёжкина постановщик видел Евгения Урбанского. А Ивана Рябого предложил сыграть Николаю Крючкову. Но 5 ноября 1965-го Урбанский погиб на съемках фильма «Директор». Пришлось пересматривать актерский ансамбль.

Как раз в этот период в Театре на Таганке режиссер Юрий Любимов ставил спектакль по пьесе Можаева «Живой». Автор приходил на репетиции и заприметил Валерия Золотухина. Сценарист решил, что лучшего Серёжкина не найти. Предложил Назарову провести пробы. В итоге артиста утвердили. А тот заявил: «Без Высоцкого сниматься не буду». Актеры дружили, к тому же Владимир Семёнович недавно настоял на съемках Золотухина в ленте «Интервенция». Валерий решил ответить тем же. Постановщик даже обрадовался, понимая: он получит не только исполнителя роли Рябого, но и автора песен для картины.

На главную женскую роль поварихи Нюрки пробовались Людмила Максакова и Людмила Чурсина. Режиссер утвердил молодую жену знаменитого постановщика Ивана Пырьева Лионеллу. Видимо, чем-то был обязан мэтру. Однако та отказывалась, не видела себя таежной стряпухой. Ее уговорил Высоцкий.

Михаил Кокшенов часто играл деревенских простаков, хоть и был коренным москвичом в пятом поколении. Здесь он предстал в образе сплавщика Ипатова.

1050890 1

Исчезновение директора

Натурные съемки фильма проходили летом 1968 года в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края, а также на реке Мане. Постановщик выехал туда раньше, подбирая с оператором подходящие локации. А актеры прибыли после окончания сезона в театрах.

На весь съемочный период многие местные жители перебрались к родственникам и соседям, а свои избы сдали группе за деньги. Высоцкий и Золотухин поселились вдвоем. Владимира Семёновича знали и любили после белорусской ленты «Я родом из детства» и картины «Вертикаль». И конечно, слышали его песни, обожали, а владельцы бобинных магнитофонов переписывали их. Валерия Сергеевича же не узнавали. Чтобы вжиться в образ и не переодеваться на площадке, он постоянно ходил в милицейской форме. Местные решили, что этот слуга закона — охрана знаменитого барда. Дабы увидеть кумира, спрашивали разрешения у Золотухина. Высоцкий не возражал, мог и спеть. А выросший в селе практичный артист сказал: «Даже в зоопарке платят, чтобы посмотреть на зверей. А ты, Володя, — человек!». Валерий Сергеевич не просил у людей ничего, а стал отвечать: «Граждане, не имею права подпускать к охраняемому!» Народ смекнул, и изо всех окрестных сел стали нести за смотрины съестное. «Милиционер» пошел на попятную. Избу актеров заставили корзинами с пирогами, яйцами, салом, крынками с молоком, бутылями с самогоном.

В середине процесса съемок пропал без вести директор группы Алексей Стефанский. Позже выяснилось: убежал в Москву. Оказалось, он отставник, в прошлом служил в одном из местных сталинских лагерей замполитом. Многие заключенные, освободившись, оседали и жили в Красноярском крае. Его случайно встретили бывшие подопечные и припомнили «гражданину начальнику» его отношение к ним: выбили зуб, угрожали зарезать. Стефанский решил не испытывать судьбу и ретировался.

1050884

В картине прозвучали композиции Владимира Семёновича «Дом хрустальный» («Если я богат, как царь морской…»), «Песня Рябого» («Вкалывал я до зари, считал, что черви — козыри, из грунта выколачивал рубли»). А произведение «Протопи ты мне баньку, хозяюшка» записали, но вырезали из-за слов «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас».

Сценарист Можаев за воплощение образа милиционера в сценарии получил существенную денежную премию МВД, за которую ему без очереди продали новую черную «Волгу». А еще он в селе построил матери новый дом. Забавно, что в те же дни спектакль по его пьесе «Живой» в Театре на Таганке закрыла министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Она написала докладную в ЦК КПСС о том, что Борис Андреевич — антисоветчик.

В первый же, 1968 год ленту посмотрели более 28 млн человек. Фильм «Хозяин Тайги» имел продолжение. По сценариям того же автора в 1971-м вышла картина «Пропажа свидетеля». А в 1978 году — «Предварительное расследование». Золотухин в них неизменно сыграл Серёжкина. Высоцкий в лентах не участвовал.

Еще материалы рубрики:

Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов

Подмосковная фабрика стала замком английского лорда. Как снимался фильм «Чисто английское убийство»

В основу сюжета фильма «Два билета на дневной сеанс» легло громкое уголовное дело. Почему детектив завоевал народную любовь

Какая альтернатива есть для любителей русских медсериалов, уставших от саги «Склифосовский»

«Праздник всегда один на всех». Отметили Пасху в гостях у многодетной семьи из Минска

У семьи Туник гости: приехали родственники. Каждый год на Пасху они собираются за праздничным столом. Корреспондент агентства «Минск-Новости» съездила на Пасху в гости к многодетным родителям и узнала, что главное для большой семьи.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 43 47 864 kopiya

Вы не стесняйтесь, — говорит Светлана Туник и приглашает за накрытый стол. — Попробуйте жульен. Как-то приготовила, с тех пор — «коронное» блюдо в нашей семье.

Из разговора с хозяйкой узнаем, что у Туников трое сыновей: старшему Святославу — 25, среднему Данику — 15, младший — 12-летний Сашка. Туники живут в 13 км от Минска в агрогородке Хотежино. Когда-то выгодно купили здесь участок и сами построили дом.

Я выросла в Минске. Но не люблю большой город, не хватает мне личного пространства. И детей трое, как ютиться в квартире? Сказала Виталику однажды: «Поехали из города, тяжело здесь, тесно!» Строили так, чтобы места хватило всем. Человек 30 у нас точно поместятся, — улыбается Светлана.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 45 29 735 kopiya

Познакомились Туники, как говорят, по чистой случайности. Дело было в Турции. Виталик отдыхал сам по себе, Света — тоже.

И на тебе! Он из Минска и я, это же надо было за 2 000 км от дома встретится! — смеется хозяйка. Виталик в ответ расплывается в улыбке.

Жульен вышел отличный. Вдогонку нас угостили шашлыком и полендвицей, которую искусно солит мама Светланы Теофилия Францевна. На десерт — арбуз. После плотного обеда нас проводят по двору и знакомят с хозяйством. Здесь породистые куры, две немецкие овчарки Ада и Герда, лохматые ручные кролики и экзотический кот-сфинкс.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 11 991 kopiya

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 12 133 kopiya

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 12 217 kopiya

Светлана рассказала, что по образованию она — «технарь» и экономист, муж Виталий занимается наружной рекламой. Туники — прихожане храма святителя Николая Японского и активные волонтеры. Как говорит Виталий, познакомились с настоятелем этой церкви восемь лет назад с добрых дел. Теперь Туники радушно принимают гостей-прихожан по большим праздникам.

И День отца праздновали, и Масленицу, и колядовали в Хотежино. Места у нас много, поэтому друзья из прихода любят приезжать к нам, — добавляет Светлана.

Интересно, что мама Светланы — католик и даже, как рассказала Теофилия Францевна, думала крестить дочь в костеле. Но ближайший к дому закрыли на ремонт. В итоге маленькую Свету крестили в православном храме.

В этом году дата Пасхи совпала. А вообще, для нас нет разницы, чья Пасха, так вышло, что в нашей большой семье есть и католики, и православные. Поэтому праздник всегда один на всех, — говорит мама Светланы.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 43 59 950 kopiya

Пока хозяйка хлопочет на кухне, спрашиваем, каково это — быть мамой троих сыновей.

Да, непросто. Наверное, потому, что я женщина. Что самое главное? Научить мальчиков видеть цель и доходить до результата, ставить задачи и проверять выполнение, это дисциплинирует. Но при этом дать им немного свободы. Мы не навязываем, потому что у каждого свой характер, каждый из нас отдельная личность со своим миром. Думаю, в этом вопросе родителям важно и самим быть примером, — сказала напоследок С. Туник.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 51 42 026 kopiya

Фото автора