Серый кардинал побед, или Какую роль играет детский спортивный психолог в школах и секциях

Тренер — это и отец, и советник, и друг в любом виде спорта. Кроме того, еще и психолог. Но с недавних пор за психическое состояние спортсменов стал нести ответственность отдельный специалист. Почему за двойку по математике нужно отстранять от тренировок и как правильно критиковать юные дарования, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала детский спортивный психолог футбольной школы Николая Мурашко Дарья Мельхер.

Фото из архива Д. Мельхер

 

Спортивный психолог & тренер

В обществе до сих пор крепка мысль: «Да какие у детей могут быть сложности?» Проходит время, и оказывается, что спортсмену не хватает уверенности, здоровой агрессии, мотивации. Не умеет отстоять свое мнение, анализировать действия, а то и вовсе безответственный. А это нужно было закладывать в детском возрасте, всего лишь решая задачи психологической подготовки, — рассуждает собеседница.

Уточним: тренер может делегировать часть полномочий спортивному психологу. Однако основой успешной работы является тесное сотрудничество между тренером и психологом, ведь они работают в одной связке.

— Задача спортивного психолога — помочь сделать работу тренера более эффективной на каждом этапе, — объясняет Дарья. — При этом не заходить в зону ответственности тренера и без ведома последнего не работать с детьми. Мы помощники тренера, а не заместители. В спорте бывает, что помощники тренера не соблюдают субординацию, — это приводит к непониманию и даже отторжению взаимодействующих сторон. В нашей школе эта проблема решена, мы одна команда, где каждый знает свою роль и задачи.

Рабочий процесс спортивный психолог строит в интерактивной форме.

С футболистами иначе не получится: от монотонного разговора со словесами они заскучают, а то и вовсе заснут, — с улыбкой отмечает Дарья и уже серьезно продолжает: — Именно благодаря интерактивным и игровым формам занятия детей удается раскрепостить, научить выражать свое мнение, не стесняться. Задача психолога — развивать уверенность, способность к самоанализу, помогать в формировании самооценки. Ведь в возрасте от 7 до 10 лет ребята как раз учатся взаимодействовать в группе, определять в ней свои социальные роли. И моя задача — адекватно выстраивать этот процесс, чтобы не допустить появления явных изгоев, над которыми остальные будут подтрунивать.

Форма такого тренинга позволяет быстро и увлекательно научить маленького спортсмена анализировать.

Скажем, провел упражнение, а потом разбираешь: что было сложно, что удалось быстрее и легче, чем на предыдущем занятии, — приводит пример Дарья.

 

Работа с родителями

Помимо групповых занятий спортивный психолог ведет и индивидуальные. В том числе с родителями юных дарований.

— Родитель — главный авторитет в жизни ребенка. Но бывает, что авторитет работает не на пользу, — рассказывает специалист. — К примеру, классический страх допустить ошибку у спортсмена появляется зачастую как раз по вине родителей. Они хотят, чтобы их чадо было суперуспешным, но вместо поддержки начинают критиковать. Начиная с разбора полетов дома и заканчивая тренировкой, где особо активный папа перекрикивает тренера. Но если постоянно форсировать события, давить на ребенка, сравнивать с товарищами по команде, на выходе получим психологическую проблему. Вместо удовольствия — постоянный страх совершить ошибку, скованность, забитость. Ребенок будет ходить на занятия как на каторгу, ведь родительское око не дремлет.

Встречаются и такие мамы и папы, которые постоянно всем недовольны. Им и газон неровный, и тренер некомпетентный, и ребенку мало времени уделяют. А самого ребенка спрашиваешь — ему всё нравится.

 

Здоровая критика

Проигрыш — это всегда обидно и досадно.

Дети особенно остро реагируют на проигрыш, ведь они хотят быть победителями всегда и во всем. В противном случае это и непонимание, и даже слезы. Всего этого можно избежать, если дать правильную установку еще перед матчем, поставить адекватные задачи на игру, — говорит Дарья. — Не только поставить цель выиграть, но и дать установку технического и тактического характера. Скажем, отработка определенных приемов, комбинаций. При таком раскладе команда менее остро воспримет возможный проигрыш.

Да, проиграли, досадно. Но при этом выполнили ряд других поставленных задач. Детский спорт — это прежде всего развитие, отработка навыков. Долг тренера — объяснять, что важен не только результат, но и качество работы. И уж тем более не орать благим матом и вгонять спортсменов в еще больший негатив. Особенно когда речь идет о детях, у которых за плечами небольшой соревновательный опыт.

 

Звезд с неба не хватать

Но и захваливать тоже не стоит. Это больше касается родителей, многие из которых убеждены, что их чадо — самая яркая звезда на спортивном небосклоне.

— Нужно разделять понятия «уверенность в себе» и «завышенная самооценка», — поясняет спортивный психолог. — В последнем случае может возникнуть следующая ситуация. Ребенок показывает определенный уровень, его перехваливают. Он считает себя суперзвездой. Но проходит время, и остальные начинают его догонять. И вот тут «суперзвезда» может, что называется, раствориться в пространстве. «Как так, я же всегда был лучшим?!» А потом родители будут удивляться, как получилось, что подавал большие надежды, а второго Пеле из сына не вышло.

Всегда есть над чем работать. Даже если юный спортсмен демонстрирует невероятные таланты. Обратная связь и с тренером, и с родителями должна быть сбалансирована. С одной стороны, нужно похвалить за успехи, с другой — отметить, что еще следует подтянуть.

К слову, в футбольной школе Николая Мурашко могут и отстранить от тренировок за двойку по математике, например. Точнее если двойка не исправляется уже неделю.

— Спорт не должен быть в ущерб образованию, — подчеркивает Дарья и с улыбкой добавляет: — Чтобы не ходили потом шуточки про необразованных спортсменов.

 

 Напоследок

Одни выбирают вид спорта по типу темперамента. Другие, наоборот, «корректируют» темперамент видом спорта. Что правильно?

Темперамент — это уже заложенные особенности нервной системы, серьезные правки внести не выйдет, — объясняет собеседница. — Безусловно, можно стать более ответственным, организованным, выносливым. Есть техники, которые помогут вспыльчивому игроку стать сдержаннее. Но холерик во флегматика все равно не превратится. Поэтому вид спорта правильнее будет выбирать в том числе и по типу темперамента. Тому же меланхолику будет некомфортно в футболе, когда ты ответственен не только за себя, но и за команду в целом. А холерик заскучает за шахматами.

Фото носит иллюстративный характер

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ