Только ли для самовыражения лепят, творят, малюют мастера кисти и резца
Чувство сродни восторгу Аладдина, попавшего в волшебную пещеру с сокровищами, всегда охватывает меня при посещении мастерской серьезного живописца или ваятеля. Чудесными картинами обычно увешаны стены и заставлен пол, а скульптурами — столы, стеллажи и полки.
Но восхищение неизбежно сменяется сожалением вперемежку с горечью, когда осознаешь: те, для кого это великолепие, по идее, создается, могут вообще о нем не подозревать. А если увидят, то неизвестно когда и в очень усеченном объеме, допустим, на тематической или персональной выставке.
Да, художник не может сидеть сложа руки и обречен на беспрерывное самовыражение, коль скоро «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех…», как писал Пастернак. Но если работа не продана, получается, что работал мастер «в стол» или «на склад», который ему самому не приносит дивидендов, а разбирать придется когда-нибудь его потомкам и наследникам.
Именные галереи, скажем, М. Савицкого и Л. Щемелёва или музеи-мастерские З. Азгура и И. Миско в столице позволяют ценителям прекрасного получить хотя бы частичное представление о творчестве мэтров. Время от времени там проводятся интересные выставки. Кто-то из мастеров резца и кисти лепит, творит, малюет на заказ, а то и сотрудничает с солидными зарубежными галереями, и это двойная удача.
Но, скажем, только в Минске около ста скульпторов являются членами Белорусского союза художников, заказов на всех не хватит. Есть еще и молодые и талантливые, не успевшие туда вступить, а им, как говорится, тоже надо кормить семьи…
Постоянные экспозиции Национального художественного и других музеев тоже не резиновые, поэтому в запасниках хранится очень много замечательных работ, возможности полюбоваться которыми нет у рядового зрителя. И уж если открывается новая выставка, настоятельно советую: спешите видеть!
Сейчас, в июле, в главном музее страны, например, экспонируются коллекции картин нашего знаменитого земляка Валентина Губарева и русских живописцев братьев Маковских, произведения из стекла Владимира Мурахвера, графика из фондов заповедника «Михайловское», на подходе около 50 работ участников легендарного «Бубнового валета»… Не пропустите!