Школьники разучились писать красиво. Заменит ли компьютер чистописание?

Новые технологии настолько сильно вносят свои корректировки в наши привычки, что ученые начинают бить тревогу: люди разучились писать от руки, предпочитая шариковой ручке клавиши компьютера!

В школах по всему миру постепенно отказываются от традиционного письма. Скажем, в Финляндии — уже никаких прописей, школьники учатся писать только печатные буквы, уделяя все больше времени урокам на компьютере. В США в некоторых штатах уроки чистописания сделали необязательными. Интересно, а у нас тоже теряется, казалось бы, еще вчера незаменимый навык? В вопросе разбирался корреспондент «СБ«.

ФОТО PROBIZNESMEN.RU

Да, учителя отмечают грустную тенденцию: новое «компьютерное поколение» не только стало хуже писать — у детей попросту даже не развита мелкая моторика. А главное, они не понимают: зачем такой архаичный метод им во взрослой жизни, если есть компьютер? Учитель начальных классов гимназии № 29 Минска Наталья Дрейман показывает прописи разных лет:

— У первоклашек чаще всего одна большая проблема: плохо развиты глазомер и мелкая моторика, они не умеют штриховать, вылезают за контуры разукрашек. И хотя педагоги не рекомендуют самостоятельно учить детей письму (как правило, их потом приходится переучивать), все–таки с некоторыми навыками ребенок уже должен быть знаком в таком возрасте.

Наталья Дрейман.

В первом классе по программе на письмо выделяется 3 урока в неделю. Начинают с самого простого: учат правильно держать ручку, осанку, располагать под наклоном тетрадь. И только потом вводят первые элементы: палочки, крючки. Как только начинают изучать буквы, сразу же их прописывают в прописях, учатся выводить соединения элементов. Главное — пример учителя. Именно его ровный каллиграфический почерк становится образцом.

То, что в первом классе стали чаще появляться проблемы с чистописанием, отмечает и учитель 1 «Г» класса гимназии Галина Дылько. Но считает, что корень проблемы не в детях:

— С самого раннего возраста с ребенком нужно заниматься, развивать моторику: резать ножницами, рисовать, лепить из пластилина. И конечно, не стоит забывать, что в первую очередь перед нами еще совсем малыши.

Галина Дылько.


В практике учителей встречалось всякое. Бывало, дети даже не знали, как взять в руки ножницы. А иногда родители просто не видели необходимости в красивом каллиграфическом письме: ведь есть же компьютер… Сегодня, к счастью, такие случаи — скорее исключение: мамы и папы готовы дома помогать ребенку освоить основы чистописания.

А что в вузах? Студенты забросили ручку и бумагу и «строчат» на ноутбуках? Преподаватели говорят: нет, далеко не все. Конспект, написанный от руки, все–таки помогает пропустить материал через себя, осмыслить. Особенно важно не просто сохранить навык письма, а еще и развить его до ровного каллиграфического почерка в педагогическом вузе, чьи выпускники факультета начального образования уже через несколько лет сами будут учить чистописанию школьников. Ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования Национального института образования, автор букваря и прописей для первоклашек Ольга Тиринова рассказала, что в учебном плане факультета начального образования БГПУ есть специальная дисциплина «Каллиграфия»:

Ольга Тиринова.


— Для учителя начальных классов красивый почерк — одна из обязательных профессиональных составляющих. Студенты проходят весь путь обучения чистописанию, так сказать, на себе: знакомятся с правильным начертанием всех букв алфавита, пишут в обычных ученических тетрадях для первых и вторых классов с разлиновкой в узкую линейку, изучают методику перехода на письмо в широкой линейке. Еще один важный аспект работы — обучение письму на классной доске. Это совсем другое умение, которое будущий учитель должен освоить так же хорошо, как и письмо в тетради.

Впрочем, даже в столь традиционном методе, как ручное письмо, не обходится без изменений. К примеру, долгое время считалось что безотрывность — важное свойство, которое ускоряет выработку графического навыка. Однако результаты научных исследований медиков и физиологов говорят об обратном: это противоречит детской физиологии. Практически у всех на начальном этапе освоения навыка письма наблюдается чрезмерная напряженность и скованность различных мышц. Чем больше стараются дети, тем раньше устают. Поэтому ребенку здесь необходимо чередовать усилие и расслабление. По словам Ольги Тириновой, это не единственный пример того, как взгляды на традиционное письмо меняются со временем:


— Скажем, более 10 лет назад в Национальном институте образования был изучен вопрос о формировании каллиграфических навыков у учащихся начальных классов. И на основании полученных результатов в 2008 году принято решение об упрощении начертания отдельных букв и исключении из учебной программы требований безотрывного письма…

В общем, вопрос об отказе от письма ручкой у нас пока даже не ставится. Как и о том, что набор слов на компьютере в школе приоритетнее. Слишком уж тесна связь между письмом, развитием мелкой моторики руки и интеллектом — отказ от каллиграфии не приведет ни к чему хорошему. В конце концов, красивый почерк и написанное от руки письмо — это просто красиво и приносит удовольствие! Чем не аргумент, чтобы снова взяться за ручку?

КОМПЕТЕНТНО

Заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии БелМАПО, доктор медицинских наук, профессор Владимир Пономарев убежден, что ручное письмо активирует важную функциональную деятельность нашего мозга и стимулирует мышление:

— В неврологии есть такое понятие, как биологическая обратная связь. У правшей центр письма расположен в левой лобной доле головного мозга. Письмо — это своеобразная интеграция различных участков мозга, ведь задействуется не только центр письма: речь, внимание, мышление, восприятие… У человека все доли и оба полушария связаны сетью ассоциативных волокон, и если одна функция будет выпадать, то и все другие высшие корковые функции будут в той или иной мере страдать. В этой связи полный переход к набору текста с помощью компьютера с точки зрения современной медицины является большой ошибкой. Ведь письмо — одна из древнейших функций человека наряду с устной речью. Это все равно что ломать биологию организма. Уход от ручного письма одинаково плохо скажется и на ребенке, и на взрослом сформировавшемся человеке — это своеобразная зарядка для мозга, когда задействуются все его участки.

Стоит ли говорить, что письмо от руки способствует лучшему запоминанию информации, развивает логическое мышление, укрепляет память, улучшает концентрацию? Еще один неоспоримый довод в пользу традиционного письма — его активно используют как один из методов реабилитации. Медики давно уже сделали вывод: практически нет таких болезней, где бы не помогала каллиграфия. Активно используют письмо и для восстановления пациентов после инсульта или тяжелой черепно–мозговой травмы. Положительно показала себя методика и при работе со страдающими аутизмом.


КСТАТИ

Британская почтовая компания Docmail опросила 2 тысячи человек, и оказалось, что каждый третий респондент не писал ни строчки в течение полугода! А шведские лингвисты и вовсе делают совсем не утешительные прогнозы: традиционное письмо исчезнет через 50 — 75 лет. Профессор лингвистики и фонетики Упсальского университета Свен Оман считает, что мир стоит на пороге возврата в устную культуру и готовиться к этому стоит заранее.

Докторами из Флориды доказано, что дети, которые получали дошкольное образование, лучше учились в школе и с легкостью решали различные жизненные задачи, нежели те, кто не имел никаких учебных навыков. А все потому, что с помощью письма от руки формируется способность к познанию, развивается моторика и стимулируются различные нервно–мышечные процессы. Другой пример — из Пристонского университета и университета Калифорнии, где изучали методику ведения конспектов у 300 студентов. Выяснилось, что те, кто записывал лекции в тетрадь, одновременно еще и анализировали информацию, отбирали важное, пытаясь переформулировать и осмыслить. В отличие от тех, кто механически стучал по клавишам ноутбука.

Самое читаемое