1200h90 2

Школьные учебники: чем не угодили действующие и в чем будет особенность новых

В Беларуси до 2020 года должны появиться 185 новых учебников для средней школы, над созданием которых сегодня трудятся авторы.

О сроках использования учебной литературы, новых букварях и хрестоматиях, а также роли репетиторов в образовательном процессе после обновления учебного книжного ряда корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.

Создание новых учебников связано с обновлением содержания образования – пояснил начальник методического центра Национального института образования Григорий Чемоданов.Изменения в учебные программы внесены в 2015 году. Внедрение в образовательный процесс новых программ осуществляется поэтапно: в 2015 году – 1, 5, 10-й классы; в 2016-м – 2, 6, 11-й классы и так далее. В соответствии с изменениями в учебных программах поэтапно обновляется и учебная литература.

1 copy

Новые учебники будут создаваться в соответствии с концепцией базового учебника. Несомненно, ныне действующие требуют совершенствования. Они должны быть более доступными для ученика, вызывать интерес к учению. Для создания качественного учебника в Беларуси имеется достаточный опыт, несмотря на то что национальное учебное книгоиздание молодо (печатать учебники в республике начали в 1993 году.Прим. авт.). Критика в адрес наших учебников справедлива. Но следует учесть, что в советской школе они, прежде чем заслужить авторитет, стать классическим образцом, проходили 8–10 переизданий.

По словам эксперта, все действующие учебники соответствуют учебным программам по всем предметам, так как это обязательное требование, предъявляемое к ним.

– В то же время следует признать: в нынешних учебниках имеются недостатки и недоработки и по содержанию, и по форме, – сказал Г. Чемоданов. – Прежде всего это перегруженность содержания учебника текстовым учебным материалом, второстепенной информацией. Нередко учебник написан сложным языком, содержит большое количество терминов. Задача, которая стоит перед нами, – создать учебник, соответствующий возрастным и психологическим особенностям учащихся. Помимо того, он должен обеспечить мотивацию к учебе. В соответствии с концепцией базового учебника предполагается разработка электронных приложений, содержащих дополнительную информацию, что позволит сделать сам учебник более компактным. Требуются изменения также в оформлении учебников. Они должны стать более привлекательными и в то же время отражать основы современных научных знаний.

По мнению начальника научно-исследовательского центра Национального института образования доктора педагогических наук Василия Русецкого, еще одно важное направление при обновлении учебной литературы – обеспечение практикоориентированности учебника.

Учебник должен помогать ученику действовать в новых, проблемных ситуациях, для которых невозможно заранее разработать соответствующие модели поведения, – отметил В. Русецкий. – Компетентность учащегося должна проявляться в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества.

2 copy

По словам представителей Национального института образования, вопросы, связанные с содержанием учебников, постоянно задают родители и учителя.

Не будем забывать, что современное общество развивается очень динамично и всю новую научную и социальную информацию просто невозможно поместить в учебник, да это и не требуется, – считает В. Русецкий. Авторы учебников стараются отобрать наиболее важную с точки зрения развития личности информацию, соответствующую современному уровню мировой науки, учесть опыт других стран, прежде всего наших соседей.

Министр образования Беларуси Михаил Журавков на итоговой коллегии ведомства отметил, что активное участие в создании учебников можно наблюдать только со стороны Минского государственного лингвистического университета. А как же остальные вузы?

В конкурсе на создание учебников принимают участие также сотрудники БГУ, БГПУ им. М. Танка, Витебского, Могилевского, Полоцкого государственных университетов и других учреждений высшего образования, – сообщил Г. Чемоданов. – Активность того или иного вуза зависит от учебных предметов, которые заявлены на конкурс, а также от профиля вуза.

Напомним, в конкурсе (а новые учебники создаются на конкурсной основе. – Прим. авт.) рассматривается не все содержание учебника, а только некоторые его разделы. После того как конкурсная комиссия определит победителем тот или иной авторский коллектив, созданный им новый учебник начинают готовить к печати.

Годен до

И у учебников есть свой срок годности, или срок фондирования. Как пояснил Г. Чемоданов, длительность использования литературы зависит от количества часов по тому или иному учебному предмету.

К примеру, срок фондирования букваря для начальной школы – 3 года, – уточнил специалист. – Учебники по истории, информатике, географии используются 6 лет (так как на эти предметы в учебной программе выделено в среднем по одному часу в неделю. – Прим. авт.).

А вот срок использования учебника по математике равен 4 годам, потому что часов на математику выделено больше. Данные сроки касаются непосредственно литературы. Но и сама учебная программа периодически пересматривается. Как пояснил В. Русецкий, содержание обновляют в среднем раз в 5 лет:

Стоит добавить, что при необходимости внесения корректив ждать целую пятилетку никто не будет. Оперативная информация вносится в учебную программу по мере необходимости.

3 copy

Будет ли осуществляться апробация новой учебной литературы

Вновь созданные учебники проходят опытную проверку в школах, – уточнил Г. Чемоданов. – В ней могут участвовать ученые, методисты, но самые главные эксперты – учителя. Их не менее 10 из разных регионов, в том числе из сельских учреждений образования. В ходе опытной проверки содержание действующих учебников анализируется путем анкетирования учителей, учеников, родителей, посещения уроков и так далее. По результатам опытной проверки эксперты пишут заключения, которые выносятся на обсуждение специалистов. В нем принимают участие авторские коллективы, эксперты и сотрудники Национального института образования. Рекомендации экспертов передаются авторам, которые впоследствии, при переиздании учебника, обязаны их учесть.

Позволят ли новые учебники не прибегать к помощи репетиторов

Нет ни одного средства, которое является 100-процентной гарантией поступления в вуз, – считает В. Русецкий. – Для достижения результата необходим комплекс условий: эффективная учебная программа, качественные учебники, мастерство и квалификация учителя, желание и мотивация ученика.

Коллегу дополнил Г. Чемоданов:

Многие поступают в вузы без помощи репетиторов. А если ученики в силу различных причин не усвоили материал, их родители стремятся наверстать упущенное с помощью услуг репетиторов. Может ли помочь школа в таких случаях? Определенно, да. На это, например, нацелено профильное обучение, которое организуется в старших классах.

Напомним, профильное обучение в Беларуси введено с 2015 года. Теперь в 10–11-х классах любой ученик имеет право выбрать до трех предметов для изучения на повышенном уровне. Кроме того, в 9-м классе можно посещать так называемый обобщающий факультатив. Он должен помочь ученику с выбором профиля обучения и, соответственно, предметов, необходимых для поступления в высшее учебное заведение. Кстати, до 2008 года такая практика уже существовала.

4 copy

PS. Цена вопроса

Отразится ли обновление учебников на их стоимости? Начальник планового экономического управления Национального института образования Тамара Краснокутская отмечает, что изменений в этой сфере не предусматривается.

Что касается платы за пользование учебниками, она не будет существенно различаться для новых и переизданных, – заверила специалист.

Фото из архива Национального института образования

Фото из Сети

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Соболенко легко разобралась с румынкой на турнире в США

В 1/16 финала престижного турнира серии WTA-1000 в американском Майами белоруска Арина Соболенко 22 марта легко обыграла 102-ю ракетку мира, румынку Елену-Габриэлу Русе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

screenshot 1 1

Арина Соболенко. Фото из архива НОК

Первый сет завершился со счетом 6:1, а затем румынская теннисистка отказалась от продолжения борьбы, сославшись на травму.

Еще одна представительница Беларуси, 35-летняя Виктория Азаренко, накануне уступила чешке Каролине Муховой. Проиграв первый сет вчистую, во втором она снялась с матча из-за травмы.

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как из песни про лучок и картошку появилась «Лизавета», и кто исполнил ее страннее всех

Фронтовая песня «Лизавета» из фильма «Александр Пархоменко», написанная в 1942 году, позже прозвучала в исполнении многих, но одна интерпретация кажется крайне странной. Подробности читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

uluchshenaya kopiya

Выбора не было

В период Великой Отечественной советские кинематографисты из Москвы, Ленинграда, Минска, Киева работали в Ташкенте и Алма-Ате.

Именно в столице Узбекистана осенью 1941-го режиссер Леонид Луков начал работу над лентой «Александр Пархоменко» по роману Всеволода Иванова. По сюжету в 1918 году западные республики молодой советской страны оккупировали немцы. Как мы знаем, тогда они похозяйничали и в Беларуси. События же в картине разворачиваются в Украине. Командир одной из дивизий 1-й Конной армии Ворошилова сражается с немцами, а заодно с примкнувшими к ним бандами гайдамаков, белогвардейцев и с формированиями Махно, которого сыграл Борис Чирков. Зрителям после дилогии о молодом большевике Максиме непривычно было видеть артиста в роли отрицательного персонажа. Он пошел на такой шаг намеренно — не хотел оставаться в одном амплуа. Но, когда изучил снимки деяний банды, поговорил с теми, кто знал о подлинных исторических событиях, собирался отказаться. Махно непонятен, маниакально жесток и изворотлив. Однако Луков смог убедить артиста. Тем более на эвакуированной студии особого выбора ролей не было.

В ожидании поэта

Понятно, что цель этого фильма — поднять боевой дух солдат на фронте. Ведь существовала явная параллель: и в 1918-м, и в дни съемок в 1942 году красноармейцы сражались все с теми же немцами. Лента демонстрировала, что враг не так уж непобедим!

437156

Эпического богатыря Пархоменко сыграл Александр Хвыля. Его веселого адъютанта, вчерашнего матроса-анархиста Васю Гайворона, перешедшего на сторону Красной армии, воплотил на экране наш земляк, уроженец Могилёвской губернии Пётр Алейников. Именно он должен был петь песню в сцене свадьбы. Изначально она называлась «Песней Гайворона». Мелодию взялся создать композитор Никита Богословский. И сделал это довольно быстро. Музыканту еще не было и 30 лет, но работал он очень плодотворно. Однако возникла неувязка. День съемок эпизода приближался, а текст для новой песни отсутствовал. Его обещал сочинить поэт Евгений Долматовский. Писатель в качестве военного корреспондента находился на фронте и не спешил ехать в Ташкент. Тогда Богословский не выдержал. Решил, что сам справится с текстом. Оказалось, в отличие от дара музыкального литературным он обладал на любительском уровне. Решил так: поскольку речь о свадьбе, достаточно зарифмовать фразы о всякого рода снеди, и написал:

Лучок да картошка, огурчик соленый,
Мировая закуска в огороде растет!
Что нужно нам в жизни?
Лишь садик зеленый,
Свой зеленый садик-огород.

К удивлению, многих, текст понравился режиссеру, хотя, по воспоминаниям музыканта, Алейников хихикал над прочитанным. На репетициях попробовали спеть песню, выяснилось: мелодия, основанная на народных интонациях, не вяжется со словами. Да и вообще звучит нелепо.

Пришлось ждать Долматовского. Приехал он через две недели и сочинил такие строки:

Ты ждешь, Лизавета,
От друга привета.
Ты не спишь до рассвета,
Все грустишь обо мне.
Одержим победу,
К тебе я приеду
Hа горячем боевом коне.

Этот текст сделал песню более патетичной. Поэтому отказались использовать ее в сцене свадьбы. Она прозвучала в другой части картины. В кадре ее поет персонаж Алейникова. Дублировал вокал солист Большого театра Виталий Власов.

kadr s ranevskoj kopiya

Долгая жизнь

Роли второго плана в фильме сыграли многие в ту пору знаменитые артисты. Например, запомнилась Фаина Раневская в образе таперши с папиросой за пианино. Борис Андреев стал в ленте анархистом, а Татьяна Окуневская — любовницей Махно. Видно, не только Чирков решил поэкспериментировать с персонажами плохишей.

Картину демонстрировали в кинотеатрах неоккупированных советских городов и, конечно, в Москве. Представьте: шла война, а в кинозалах побывали на просмотре фильма более 15 млн зрителей в первый год показов. На фронтах, наверное, его тоже увидели миллионы, но такой статистики нет. Следующей лентой Лукова стали «Два бойца», где звучат шлягеры «Темная ночь» и «Шаланды полные кефали…».

В 1962-м картину «Александр Пархоменко» перемонтировали, убрав сцены со Сталиным и упоминания о вожде. Частично переозвучили персонажа Алейникова. В оригинале он острословил, говорил на блатном жаргоне чрезмерно много. А к 1960-м такое в кино не приветствовали. После реставрации фильм часто демонстрировали по телевидению.

kadr chirkov mahno

Песня, как часто бывало, зажила собственной жизнью. В ленте «Экипаж машины боевой» (1983) ее поют танкисты. А в 1996-м постановщик Александр Рогожкин решил, что этот хит будет уместен в финале картины «Операция «С новым годом» в исполнении Александра Булдакова вместе со сводным хором хирургического отделения больницы.

Пел ее и Иосиф Кобзон. В рок-обработке — Валерий Кипелов. Прозвучала мелодия и в конкурсе «Голос. Дети» на Первом канале России.

Но самой странной остается перепевка Александра Малинина. Ведь по тексту более чем ясно, что герой произведения на фронте и мечтает, что вернется к своей Лизавете живым:

Был я храбрым в бою.
Эх, как бы дожить бы
До свадьбы-женитьбы
И обнять любимую свою!

В «Старых песнях о главном» Малинин поет ее на залитом солнцем поле в образе пастушка с вологодским говором. Одет в белую шляпу с полями и льняную рубаху. Понятно, что все это могло стать задумкой режиссера, а не исполнителя. Только неясно, с кем он должен быть храбрым в бою в предлагаемых обстоятельствах. Разве что с коровами, которых пасет. Словом, с этой интерпретацией явно что-то не так.

Еще материалы рубрики:

ПЕСНИ ПОБЕДЫ. Как «Марш артиллеристов» стал гимном Победы за полгода до взятия Берлина