Школьные учебники: чем не угодили действующие и в чем будет особенность новых
В Беларуси до 2020 года должны появиться 185 новых учебников для средней школы, над созданием которых сегодня трудятся авторы.
О сроках использования учебной литературы, новых букварях и хрестоматиях, а также роли репетиторов в образовательном процессе после обновления учебного книжного ряда корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в научно-методическом учреждении «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь.
– Создание новых учебников связано с обновлением содержания образования – пояснил начальник методического центра Национального института образования Григорий Чемоданов. – Изменения в учебные программы внесены в 2015 году. Внедрение в образовательный процесс новых программ осуществляется поэтапно: в 2015 году – 1, 5, 10-й классы; в 2016-м – 2, 6, 11-й классы и так далее. В соответствии с изменениями в учебных программах поэтапно обновляется и учебная литература.
Новые учебники будут создаваться в соответствии с концепцией базового учебника. Несомненно, ныне действующие требуют совершенствования. Они должны быть более доступными для ученика, вызывать интерес к учению. Для создания качественного учебника в Беларуси имеется достаточный опыт, несмотря на то что национальное учебное книгоиздание молодо (печатать учебники в республике начали в 1993 году. – Прим. авт.). Критика в адрес наших учебников справедлива. Но следует учесть, что в советской школе они, прежде чем заслужить авторитет, стать классическим образцом, проходили 8–10 переизданий.
По словам эксперта, все действующие учебники соответствуют учебным программам по всем предметам, так как это обязательное требование, предъявляемое к ним.
– В то же время следует признать: в нынешних учебниках имеются недостатки и недоработки и по содержанию, и по форме, – сказал Г. Чемоданов. – Прежде всего это перегруженность содержания учебника текстовым учебным материалом, второстепенной информацией. Нередко учебник написан сложным языком, содержит большое количество терминов. Задача, которая стоит перед нами, – создать учебник, соответствующий возрастным и психологическим особенностям учащихся. Помимо того, он должен обеспечить мотивацию к учебе. В соответствии с концепцией базового учебника предполагается разработка электронных приложений, содержащих дополнительную информацию, что позволит сделать сам учебник более компактным. Требуются изменения также в оформлении учебников. Они должны стать более привлекательными и в то же время отражать основы современных научных знаний.
По мнению начальника научно-исследовательского центра Национального института образования доктора педагогических наук Василия Русецкого, еще одно важное направление при обновлении учебной литературы – обеспечение практикоориентированности учебника.
– Учебник должен помогать ученику действовать в новых, проблемных ситуациях, для которых невозможно заранее разработать соответствующие модели поведения, – отметил В. Русецкий. – Компетентность учащегося должна проявляться в различных видах деятельности, сочетая в себе знания, умения, навыки, социальный опыт и личностные качества.
По словам представителей Национального института образования, вопросы, связанные с содержанием учебников, постоянно задают родители и учителя.
– Не будем забывать, что современное общество развивается очень динамично и всю новую научную и социальную информацию просто невозможно поместить в учебник, да это и не требуется, – считает В. Русецкий. – Авторы учебников стараются отобрать наиболее важную с точки зрения развития личности информацию, соответствующую современному уровню мировой науки, учесть опыт других стран, прежде всего наших соседей.
Министр образования Беларуси Михаил Журавков на итоговой коллегии ведомства отметил, что активное участие в создании учебников можно наблюдать только со стороны Минского государственного лингвистического университета. А как же остальные вузы?
– В конкурсе на создание учебников принимают участие также сотрудники БГУ, БГПУ им. М. Танка, Витебского, Могилевского, Полоцкого государственных университетов и других учреждений высшего образования, – сообщил Г. Чемоданов. – Активность того или иного вуза зависит от учебных предметов, которые заявлены на конкурс, а также от профиля вуза.
Напомним, в конкурсе (а новые учебники создаются на конкурсной основе. – Прим. авт.) рассматривается не все содержание учебника, а только некоторые его разделы. После того как конкурсная комиссия определит победителем тот или иной авторский коллектив, созданный им новый учебник начинают готовить к печати.
Годен до
И у учебников есть свой срок годности, или срок фондирования. Как пояснил Г. Чемоданов, длительность использования литературы зависит от количества часов по тому или иному учебному предмету.
– К примеру, срок фондирования букваря для начальной школы – 3 года, – уточнил специалист. – Учебники по истории, информатике, географии используются 6 лет (так как на эти предметы в учебной программе выделено в среднем по одному часу в неделю. – Прим. авт.).
А вот срок использования учебника по математике равен 4 годам, потому что часов на математику выделено больше. Данные сроки касаются непосредственно литературы. Но и сама учебная программа периодически пересматривается. Как пояснил В. Русецкий, содержание обновляют в среднем раз в 5 лет:
– Стоит добавить, что при необходимости внесения корректив ждать целую пятилетку никто не будет. Оперативная информация вносится в учебную программу по мере необходимости.
Будет ли осуществляться апробация новой учебной литературы
– Вновь созданные учебники проходят опытную проверку в школах, – уточнил Г. Чемоданов. – В ней могут участвовать ученые, методисты, но самые главные эксперты – учителя. Их не менее 10 из разных регионов, в том числе из сельских учреждений образования. В ходе опытной проверки содержание действующих учебников анализируется путем анкетирования учителей, учеников, родителей, посещения уроков и так далее. По результатам опытной проверки эксперты пишут заключения, которые выносятся на обсуждение специалистов. В нем принимают участие авторские коллективы, эксперты и сотрудники Национального института образования. Рекомендации экспертов передаются авторам, которые впоследствии, при переиздании учебника, обязаны их учесть.
Позволят ли новые учебники не прибегать к помощи репетиторов
– Нет ни одного средства, которое является 100-процентной гарантией поступления в вуз, – считает В. Русецкий. – Для достижения результата необходим комплекс условий: эффективная учебная программа, качественные учебники, мастерство и квалификация учителя, желание и мотивация ученика.
Коллегу дополнил Г. Чемоданов:
– Многие поступают в вузы без помощи репетиторов. А если ученики в силу различных причин не усвоили материал, их родители стремятся наверстать упущенное с помощью услуг репетиторов. Может ли помочь школа в таких случаях? Определенно, да. На это, например, нацелено профильное обучение, которое организуется в старших классах.
Напомним, профильное обучение в Беларуси введено с 2015 года. Теперь в 10–11-х классах любой ученик имеет право выбрать до трех предметов для изучения на повышенном уровне. Кроме того, в 9-м классе можно посещать так называемый обобщающий факультатив. Он должен помочь ученику с выбором профиля обучения и, соответственно, предметов, необходимых для поступления в высшее учебное заведение. Кстати, до 2008 года такая практика уже существовала.
P. S. Цена вопроса
Отразится ли обновление учебников на их стоимости? Начальник планового экономического управления Национального института образования Тамара Краснокутская отмечает, что изменений в этой сфере не предусматривается.
– Что касается платы за пользование учебниками, она не будет существенно различаться для новых и переизданных, – заверила специалист.
Фото из архива Национального института образования
Фото из Сети