Школы, таунхаусы и не только: что построят в Октябрьском районе
Один из старейших районов столицы — Октябрьский — активно строится и обновляется. Подробности выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
Октябрьскому более 80 лет. Однако сегодня это еще и один из самых динамично развивающихся районов столицы. В наступившем году здесь введут в строй более 150 тыс. кв. м жилья, или каждый четвертый метр, построенный в городе. Конечно, основной прирост даст возведение жилого комплекса «Минск Мир». Но активно преображаются и другие микрорайоны Октябрьского.
В декабре 2019 года завершилось общественное обсуждение планов детального планирования (ПДП) сразу трех участков района. Общественности представили перспективы развития кварталов в границах ул. Аэродромной — Авакяна — Воронянского — Левкова, территории в пределах ул. Брестской — Лейтенанта Кижеватова — реки Лошицы, а также план расширения жилого района Сокол.
О перспективах развития данных территорий и результатах общественного обсуждения рассказал Павел Тома, заместитель главы администрации Октябрьского района.
К стандартам европейской столицы
— Особенность района — наличие большого количества физически и морально устаревших строений, которые не украшают облик города и неудобны для жизни, — отметил Павел Михайлович. — Они, как правило, ветхие, энергонеэффективные, нет безбарьерной среды. Приведение таких территорий к стандартам европейской столицы и по благоустройству, и по качеству жизни — постоянная задача городской власти всех уровней.
Активизации этой работы поспособствовали возведение крупного экспериментального жилого и делового комплекса «Минск Мир», а также строительство 3-й линии метрополитена. Город — живой организм. И реализация этих крупных инвестиционных и строительных проектов уже во многом изменила облик как кварталов в границах ул. Аэродромной — Авакяна — Воронянского — Левкова, так и всего района.
Построена Южная магистраль — крупная транспортная артерия, соединившая ул. Володько и Асаналиева в районе ДС «Серова». На пересечении ее с Аэродромной — Володько сделана современная двухуровневая транспортная развязка. Магистраль включает в себя также расширенный пешеходный переход под станцией Минск-Южный, водопропускное сооружение над рекой Лошицей. Построены подземные переходы через ул. Левкова.
Идет продолжение ул. Жуковского от Аэродромной до ул. Лейтейнанта Кижеватова, опять же с крупной транспортной развязкой. Проект предусматривает возведение автодорожного путепровода, двух подземных пешеходных переходов через ул. Жуковского и съездов транспортной развязки, а также прокладку велодорожек и тротуаров, обустройство 12 остановок общественного транспорта, организацию других объектов.
Это будет способствовать улучшению транспортного обслуживания «Минск Мира» в увязке со строительством 3-й линии метрополитена: как известно, на ул. Жуковского близится к завершению строительство станции метро «Ковальская Слобода».
По возможности сохранить
— Снос частного сектора — вопрос всегда проблемный. Именно он поднимал накал разговора в ходе данных общественных обсуждений. Каждый хотел отстоять свой дом и участок. Что, в общем-то, наверное, понятно.
— Сохранить существующие территории в неизменном виде, учитывая развитие города, достаточно сложно. Мы только что говорили о продолжении улицы Жуковского и возведении здесь крупной транспортной развязки. Некоторые частные дома оказались буквально в считанных метрах от новой трассы. Дорога еще не открыта, по ней перемещается лишь дорожная и строительная техника, но жители уже жалуются в районную администрацию на шум, загазованность, грязь, заболоченность участков, отсутствие тротуаров… С открытием движения для всего транспорта и пуском станции метро ситуация станет более проблемной. Поэтому и градостроители, и власть обязаны думать (и думают) заранее, как упредить эти и другие проблемы.
На сегодняшний день район полностью охвачен ПДП, и это позволяет ему развиваться поступательно и системно. Другое дело, что жизнь не стоит на месте, меняются строительные, экологические, санитарные и прочие нормативы. Например, ранее обеспеченность парковочными местами составляла 30 % от числа жителей, сегодня — 100 %. И это тоже надо учитывать при корректировке ПДП. То же самое касается мест в детских садах и школах. К слову, в районе ул. Аэродромной — Авакяна — Воронянского — Левкова уже сегодня ощущается нехватка мест в дошкольных учреждениях.
Что касается сноса частных домов, то в нынешнем ПДП по сравнению с предыдущим градостроительным проектом застройки данной территории, утвержденным Мингорисполкомом в мае 2005 года, их число не увеличилось ни на одно строение. Хозяев о возможном сносе предупредили давно. А их имущественные права защищены Указом Президента № 58 от 2 февраля 2009 года «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд».
К тому же надо понимать, что от начала обсуждения ПДП до реализации проекта может пройти немало времени. И пока решение об изъятии конкретного участка не принято, его хозяева по согласованию с районной администрацией могут модернизировать строение, достраивать, перестраивать, проводить тепловую реабилитацию, подключать дом к инженерным сетям. Не запрещается возводить капитальные хозяйственные постройки: гараж, баню и другое. Такое право опять же гарантирует Указ Главы государства.
По моему глубокому убеждению, надо максимально сохранять частную застройку, если это не мешает развитию города. И в этом плане показателен пример территории в границах ул. Брестской — Лейтенанта Кижеватова — реки Лошицы. Здесь по сравнению с предыдущими градостроительными проектами число частных строений, планируемых под снос, уменьшено в два раза. Более того, определены 35 участков для возведения новых коттеджей и таунхаусов. Намечается также возвести школу (с бассейном) на 960 человек и детский сад на 350 мест. По результатам общественного обсуждения комиссией было принято решение отправить вышеупомянутые ПДП на доработку.
Есть предложение
— Прозвучали ли в ходе общественного обсуждения предложения, которые комиссия рекомендовала проектировщикам учесть при дальнейшей работе над проектами?
— Например, предложено ускорить возведение новой школы в Соколе. Строительство учебного заведения на 792 места предусматривалось 2-й очередью реализации данного ПДП, но жители района попросили включить новостройку в число первоочередных. И комиссия, которая рассматривает замечания и предложения участников общественного обсуждения, посчитала данное пожелание обоснованным, порекомендовав заказчику и разработчику проекта его учесть.
— Что еще нового появится в Соколе?
— По проекту этот район должен прирасти как многоквартирными домами, так и 178 усадьбами. Кроме школы планируется строительство детского сада, поликлиники, физкультурно-спортивного комплекса с бассейном, спортзалом, библиотекой и молодежным центром. Выделены места для кафе, объектов торговли, парковок. Проект задумано реализовать в два этапа: до 2024-го и 2030 года. Возведение амбулатории на 100 посещений в смену начнут уже в этом году.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также:
