Все-таки нашим работникам торговли хотелось бы пожелать гибкости. Не в плане умения садиться на поперечный шпагат а-ля Ван Дамм, а в смысле обеспечения хороших условий для покупателей и оперативного реагирования на сбои в организации их обслуживания. Проще говоря, маркетинг порой хромает.
В соседним с моим домом универсаме постоянно придумывают что-то новенькое. Меняют местами ящики с фруктами-овощами, вносят изменения в оформление отделов и витрин, устраивают акции продаж товаров по сниженным ценам, стараются разнообразить ассортимент, наладили собственное производство мучных, кондитерских изделий, в кулинарии – разнообразные свежие салаты и готовые к употреблению блюда из мяса и птицы, свертки бесплатных целлофановых пакетов в разных уголках торгового зала, рядом с ним оборудовано мини-кафе…
Казалось бы, предприятие делает все, чтобы посетители вслед за Коровьевым из «Мастера и Маргариты» восклицали: «Очень, очень хороший магазин». Кстати, мои знакомые из других районов-кварталов, когда приезжают в гости и по пути заходят в универсам, так и говорят. Отдавая должное этим инициативам, тем не менее, как регулярный посетитель, замечаю и червоточинки в спелом и красивом фрукте.
Так, набрав фрукты и овощи в пакеты, люди перемещаются к весам. А вот за ними, как не редко бывает, никого. Можно отнестись с пониманием, если работник отлучился на полминуты. Но когда отрезок времени растягивается минут в пять и к весам выстраивается длинная очередь, это начинает нервировать. Причем неподалеку может стоять со скучающим видом охранник или, как их сейчас называют, администратор. Почему бы ему не подойти, по-быстрому взвесить продукты и наклеить на пакеты ценники? Дело это нехитрое. Одно время даже ввели практику самообслуживания в плане самовзвешивания покупателями фруктов-овощей, правда, она не прижилась. Или же страж порядка мог бы сообщить куда следует об отсутствии работника за весами, чтобы его оперативно отыскали или направили кого на замену. Но ни то, ни другое ему, видимо, не входит в его обязанности. По инструкции не положено. Красноречивую реакцию на такое отношение наблюдал на днях: одна, вероятно, шибко спешащая женщина, простояв в очереди несколько минут, швырнула пакет с бананами-грушами в один из ящиков и стремительно зашагала по направлению к кассе (в ее корзинке лежали другие продукты).
Другой пример. Мясной отдел и кулинария расположены рядом, но зачастую покупателей обслуживает один продавец, бегая от одного отдела в другой. А случается, что не бегает и призывает всех становиться в одну очередь, скажем, в мясной отдел. Только не все это слышат, и в кулинарию все-таки выстраивается вереница клиентов со все возрастающим градусом возмущения. Тем временем, бывает, в третьем расположенном на одной линии колбасном отделе – никого. Почему бы продавцу не подсобить своему коллеге? Наверное, не положено.
Но вернемся к женщине, которая, пожертвовав фруктами, поспешила к кассе. Возможно, ей пришлось оставить в торговом зале и другие продукты с корзиной, так как очереди на этом, заключительном, рубеже также не в новинку. Причем независимо от количества посетителей. Если их мало, могут работать одна-две кассы; аншлаг – все равно несколько кассовых аппаратов обычно «отдыхают».
Вспоминаются и другие мелочи. Как то: расфасованная по авоськам морковь (пару штук для борща не купишь); забытые по окончании акции разноцветные ценники на товарах; поиски работника, который бы отрезал половину буханки хлеба; отсутствие контрольных весов.
У промтоварных магазинов могут быть свои «тараканы». Давеча зашел в одно из крупных торговых предприятий столицы, чтобы купить ремень. Опять же, для удобства посетителей мужскую галантерею объединили с обувным отделом, все замечательно. Выбрав ремень, прошелся по рядам с обувью и пристроился в хвост очереди в кассу. Надо сказать, народу в этот день ввиду проведения акции с 20-процентной скидкой на все промтовары было много. В очереди простоял минут пятнадцать. Кассир, увидев, с чем я подошел, мягким вежливым голосом проинформировала, что тут рассчитывают обувку, а с галантерейной продукцией надо в другую, соседнюю, кассу. Как будто деньги поступают не в общую копилку предприятия.
Схожая система обслуживания в парфюмерном отделе: к кассе направо – очередь из желающих приобрести ходовой товар (мыло, зубная паста, шампуни и т. п.), к аппарату же с левой стороны допускают с туалетной водой, духами и прочей парфюмерией, которые даже в день скидок особым спросом не пользовались.
И напоследок пару слов о фейсконтроле для посетителей отдела посуды в этом же магазине. Как-то возвращался с дачи с сумкой приличных размеров и зашел в этот отдел. Одна из работниц тут же заявила, что с большими сумками вход воспрещен. На каком основании? Где размещено соответствующее объявление? Кому, наконец, вручить свое добро на хранение? Ответа я не услышал. Не иначе как проходило испытание нового маркетингового маневра по привлечению покупателей, секрет которого мне, простому обывателю, постигнуть не дано.