Штирлицу — 100 г для храбрости: почему на съемках фильма «Дело было в Пенькове» Тихонова пришлось напоить

О том, как создавалась песня «А я люблю женатого», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

После того как эта песня прозвучала в эфире, домохозяйки буквально завалили гневными письмами телерадиокомитет СССР.

Гимн разлучниц

Николай Доризо

У автора слов поэта Николая Доризо отец родом из Греции, принадлежал к знатному роду. До революции перебрался на российскую Кубань. Произошедшие в 1917 году перемены принял с воодушевлением, что, впрочем, в 1938-м не спасло его от суда и 10 лет лагерей. В тот год его 15-летний сын Николай опубликовал свое первое стихотворение в газете «Пионерская правда».

«Я люблю женатого» Н. Доризо создал в 1953-м. Поэт предлагал стихотворение многим композиторам, но все отнекивались. Они были уверены, что исполнению не дадут хода. Текст казался крамольным. Ведь везде и всюду декларировалось: семья — ячейка советского общества. А тут такое! Друзья посоветовали придать произведению статус законного, опубликовав в одном из центральных изданий. Главный редактор «Литературной газеты» Константин Симонов не стал делать вид, что в СССР не бывает супружеских измен. Стихотворение напечатали. На узаконенный публикацией текст музыку написали сразу четверо: Константин Листов, Людмила Лядова, Модест Табачников, Оскар Фельцман. Песню взяли в репертуар Эдит Утесова и Гелена Великанова. Правда, названием сделали другую строчку: «Огней так много золотых…». Оно закрепилось хрестоматийно, но не в народе.

Поскольку конкретных прообразов и однозначной предыстории у произведения не было, домохозяйки примеряли ситуацию на себя, вспоминали обиды на разлучниц. Исполнение песни в радиоэфире их раздражало, в редакцию радиокомитета приходили гневные письма с призывом запретить гимн соблазнительниц мужей. К таким посланиям в ту пору относились серьезно. И произведение постепенно исчезло, словно растворилось. Да и сам поэт позабыл о его существовании.

Шекспировские страсти

Станислав Ростоцкий

В 1957 году режиссер Станислав Ростоцкий приступил к съемкам фильма «Дело было в Пенькове» по повести Сергея Антонова. Сюжет смелый даже по сегодняшним меркам. Его можно отнести к жанру остросюжетной мелодрамы. Женатый на Ларисе (Светлана Дружинина) тракторист Матвей Морозов (Вячеслав Тихонов) проявляет невинный интерес к приехавшей в село на работу Тоне Глечиковой (Майя Менглет). Как-то вечером Тоня подвернула ногу. Матвей занес девушку домой на руках. В деревне начинаются пересуды. Лариса ревнует мужа. Самогонщица Алевтина советует ей отравить разлучницу, дает ядовитую травку. Но в последний момент обезумевшая от ревности девушка выбивает из рук Тони блюдце с отравленным чаем, не дав ей погибнуть. Узнав о случившемся, Матвей надолго запирает самогонщицу Алевтину в холодном погребе, за что получает тюремный срок.

Вячеслав Тихонов

Забавно, что почти шекспировскую историю снимали на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, ранее «Союздетфильм». С. Ростоцкий знал, что картину не запретят в любом случае. На втором плане разыгравшейся драмы отражены строительство клубов и комплексов на селе, новации, мечты о модернизации. Хрущев приходил в восторг от популяризации изменений в деревне. Правда, фильм первым в СССР получил гриф «до 16 лет».

Кирилл Молчанов

Конечно, для ленты требовались соответствующие песни. Композитор Кирилл Молчанов ранее для кино не писал. Это позже его музыка прозвучит в десятках картин, в том числе культовой «Доживем до понедельника» (1968). Когда Ростоцкий предложил ему сотрудничество, музыкант вспомнил про поэта Н. Доризо. На его слова он уже создал кантату-поэму «Песня о дружбе». Для фильма вместе они сочинили лирический хит «От людей на деревне не спрятаться», который Тихонов спел в кадре, хотя и не собирался. Режиссер искал вокалиста для будущего озвучивания. Ревнуя Тихонова к Дружининой, на съемки приехала Нонна Мордюкова, в те годы супруга актера. Она сказала: «Слав, ты сам не споешь, что ли?» И попросила налить мужу 100 г водки. Тихонов выпил и спел.

О своей старой песне «А я люблю женатого» поэт либо не вспоминал, либо воспринимал ее как отработанный материал, не имевший успеха.

Читайте сценарий

До первого показа Н. Доризо видел только фрагменты картины. Когда ленту смонтировали окончательно перед сдачей начальству, С. Ростоцкий пригласил композитора, поэта и еще несколько членов съемочной группы оценить результат. Как писал Доризо, он проснулся ночью после просмотра и явственно понял, насколько его старая песня прозвучала бы в унисон увиденному вчера на экране. Спозаранку он приехал к К. Молчанову. «Ты с ума сошел! Ларчик уже закрыт, фильм снят, забудь», — скептически сказал он. Но Доризо упросил хотя бы ознакомиться с текстом. Молчанов взял лист, бегло прочел, сел за инструмент и, не подбирая нот, заиграл ее в том виде, в котором ее знают теперь. Это не было озарением. Просто маэстро, увидев размер стиха, взял неиспользованную заготовку, ранее написанную для стихов Михаила Светлова. Удачное совпадение. Соавторы решили ехать на киностудию к режиссеру.

Прицепной вагон

В кинопавильоне, где стоял рояль, толклось много сотрудников киностудии, занимавшихся разборкой декораций. Когда Молчанов сел за клавиши и запел для Ростоцкого, к инструменту стали стягиваться присутствующие. Потом все попросили исполнить еще раз. Девушки-реквизиторы, художники начали подпевать.

Далее в воспоминаниях свидетелей есть расхождения. Сын композитора телеведущий Владимир Молчанов утверждал, что именно Ростоцкий инициировал два дополнительных съемочных дня, чтобы снять эпизоды для песни.

Н. Доризо рассказывал иначе. По окончании прослушивания режиссер сказал: «Жаль, но, как говорится, поезд ушел. Мы не можем запихнуть ее в готовый фильм». Понимая, что упустил шанс, поэт раздал всем присутствующим оставшиеся у него листы с текстом и уехал домой. Через несколько дней ему позвонил директор киностудии: «Вашу песню распевают в цеху изготовления костюмов и даже в отделе кадров. Хочу услышать ее в авторском исполнении. Молчанов в курсе и уже выехал, приезжайте и вы».

Композиция директору понравилась. Ленту сначала планировали снимать на Алтае, а сняли в окрестностях деревни Кленково Клинского района Московской области. Благодаря этому сэкономили средства. На них и досняли эпизоды, где звучит песня.

Людмила Зыкина

В титрах фильма указано, что ее исполняют Екатерина Семенкина и Антонина Фролова — знаменитый в те годы дуэт. На самом деле накануне записи А. Фролова приболела. Композитору посоветовали в пару Семенкиной взять начинающую вокалистку Людмилу Зыкину. Ошибка осталась в титрах и на вышедших пластинках.

После премьеры в феврале 1958 года домохозяек перестала раздражать «А я люблю женатого». Теперь они не видели в ней собственные истории, а вспоминали любовный треугольник персонажей Тихонова, Дружининой и Менглет.

Справочно

Поскольку в песне упомянут Саратов, в 2009 году там открыли памятник: бронзовый холостяк с букетом, ожидающий девушку под часами. Каждые четверть часа куранты играют знакомую мелодию. Существует поверье: дотронувшиеся до букетика могут загадать желание — и оно сбудется.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ