Сколько в столице троллейбусов, и поедут ли они в новые кварталы
На балансе четырех троллейбусных парков «Минсктранса» на 1 сентября находилось 735 единиц этой техники. Об ее эксплуатации узнал корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Сегодня в городе наиболее многочисленный наземный пассажирский вид электротранспорта — троллейбусы, — рассказывает первый заместитель генерального директора «Минсктранса» Константин Гололобов. — На балансе четырех троллейбусных парков предприятия на 1 сентября текущего года находилось 735 единиц этой техники. Они курсируют по 62 маршрутам общей протяженностью около 1 400 км. С 2020-го мы все больше используем троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Их главное преимущество перед обычными заключается в том, что такие троллейбусы могут преодолевать большие расстояния (до 15 км) без использования контактной сети, а также объезжать аварийные участки. Это происходит благодаря аккумуляторным батареям, подзарядка которых совершается от контактной сети во время движения. Больше всего троллейбусов разных моделей (269 единиц) эксплуатируется в филиале «Троллейбусный парк № 5», расположенном на улице Солтыса, 26. Средний возраст этого вида подвижного состава — 8 лет, а средний пробег одной единицы составляет 450 тысяч км.
В последние годы конкуренцию наземным видам подвижного состава постепенно начали составлять электробусы. Достоинства этого вида транспорта тоже очевидны. Электробус не зависим от контактной сети и, как и троллейбус с автономным ходом, может объехать препятствие, в случае, к примеру, возникновения ДТП. Управлять им проще, так как у него нет коробки передач. Электробус почти бесшумен при движении, у него динамичный и плавный ход. Минус этого вида транспорта пока в большей стоимости, но наращивание массового производства будет способствовать ее снижению. Первый отечественный электробус был сконструирован и произведен на «Белкоммунмаше». Пробный выезд этой техники состоялся в конце декабря 2016-го, а в середине следующего года она уже стала обслуживать первый маршрут столицы № 59 (улица Серова — улица Долгобродская). Затем электробусы запустили по маршруту № 43 (ДС «Серова» — ДС «Дружная»). Сейчас в Минске в общей сложности эксплуатируются 93 единицы этого подвижного состава. Больше всего моделей электробусов коротких, с быстрой зарядкой на конечных пунктах (41 единица). Длинных, с быстрой зарядкой на конечных остановках — 48. Все они произведены на «Белкоммунмаше». Используются и четыре коротких электробуса «МАЗ» с ночной зарядкой в парке. Весь «зеленый» транспорт, как иначе называют эту технику, сегодня базируется в трех филиалах предприятия. Электробусы обслуживают 12 городских маршрутов. За восемь месяцев текущего года их услугами воспользовались 9,1 млн пассажиров. Троллейбусами за аналогичный период перевезено 81,5 млн человек, а трамваями, которые работают на восьми маршрутах, — 15,8 млн. В общей сложности весь наземный электротранспорт «Минсктранса» выполняет около 45 % столичных перевозок, 55 % приходится на автобусы.
— Эксплуатационные и ремонтные возможности всех подразделений «Минсктранса» достаточные, чтобы выполнять поставленные задачи по пассажирским перевозкам, — отмечает Константин Гололобов. — Запчастей для ремонтных работ в достатке, перебоев с их поставкой нет.
По словам генерального директора «Минсктранса» Олега Дзюбенко, обновление электротранспорта в текущем году не проводилось благодаря тому, что в 2020–2021-м город получил большую партию троллейбусов — 220 единиц.
— Планы по приобретению нового подвижного состава на 2023 год еще в стадии подготовки, — поясняет Олег Анатольевич. — Но однозначно: будущее за электротягой. Устройство контактных сетей в новых микрорайонах столицы не рассматривается. Там будем обходиться электробусами и троллейбусами с увеличенным автономным ходом. Строительство новых парков, как и модернизация действующих, тоже не намечается. Предприятию вполне достаточно имеющихся мощностей филиалов. К тому же в предыдущие пять лет на некоторых из них проводились необходимые строительные работы, а в конце января 2020-го на улице Гинтовта, 3, был открыт новый транспортный парк № 1. Как и предусмотрено, в дальнейшем в плановом порядке будет проводиться лишь текущий ремонт административных и производственных сооружений филиалов, а также обновление их оборудования и аппаратуры.