Скульптор А. Шаппо: «Мы привыкли к евроремонтам. Но выхолощенное пространство ничего не рождает»
В Художественной галерее Михаила Савицкого завершается выставка «Год скульптуры», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Разница в возрасте между участниками выставки — художниками старшего и младшего поколений — более полувека. Но, похоже, «Год скульптуры» примирил споры отцов и детей.
— Мы прекрасно понимаем: кто не стучится, тому не откроют. И снова стучимся к обществу, архитекторам, руководству наших городов и весей, — говорил на открытии председатель секции скульптуры Белорусского союза художников Александр Шаппо.
Александр Шаппо. Фото из личного архива
В списке участников — 52 автора. Станковая скульптура представлена в выставочном зале. У входа в галерею — несколько работ, созданных для жизни на свободе. Больше во внутреннем дворике музея просто не уместилось бы. Лучший фон для «Голоса леса» Полины Пироговой и Василия Тимашова — «небомореоблака». Семейно-творческий дуэт работает в направлении лэнд-арта — создает пространственные объекты. Смотришь и веришь в гармонию человека, природы и искусства.
«Голос леса». Полина Пирогова, Василий Тимашов. Фото Полины Пироговой
Корпус скульптуры — сборный металлический каркас, поверхность — древесная кора. На просвет виден нёбный язычок. Солист исполняет сложнейшую арию, музыкальное сопровождение — шуршание, шелест, шорох, скрип, стук.
— Ни одно дерево не пострадало, — рассказывает Полина о создании скульптуры. — Нашли место, где валили лес. Вечером приезжали с топориком и снимали кору. Представляю глаза лесорубов, которые утром возвращались и видели белые стволы, с которых кто-то снял кожу.
— Добывать материал — все-таки мужская работа, — смеется Василий, вспоминая те экспедиции. — От коры запах кислый и столько мурашек-таракашек. Думали, наша машина не выживет.
В Минске «Голос леса» впервые прозвучал во время XI Национального фестиваля архитектуры осенью 2015 года. Тогда работы скульпторов демонстрировались на площади Свободы. Та экспозиция и первая выставка пространственных художественных инсталляций «Арт-острова» на берегу Комсомольского озера минувшим летом показали публике скульптуру, нетипичную для Минска — от темы до материалов и воплощения. Она создает территорию игры, коммуникации. Не давит величавой монументальностью, прекрасно обходится без постаментов и не претендует на вечность.
— Скульптура Минска довольно однообразна, пока это моноисполнение. Город только выиграет, если зазвучит симфония, — отвечает Александр Шаппо на вопрос о том, какой хотелось бы видеть городскую скульптуру тем, кто ее создает. — Мы привыкли, что в спорте обычная практика, когда зарубежные игроки выступают за наши команды, когда приглашают иностранных тренеров. Но почему мы не можем представить ничего подобного в искусстве? Провести международный скульптурный симпозиум с участием раскрученных мастеров. Город получит интересное событие. Плюс здесь останутся готовые работы.
Вспоминает: когда в 1996 году участвовал в I Республиканском пленэре памяти народного художника БССР Анатолия Аникейчика, верилось, что событие станет поводом к созданию парка скульптуры. Но первый остался единственным. Проходил он на месте, где уже давно парк развлечений Dreamland. Работы тогда разбросали по городу, пристроили, как получилось. В сквере на Городском Валу одинокая скульптура Шаппо — голова быка, высеченная из камня, — потерялась в пространстве.
Пленэрная работа Александра Шаппо
Напоминание об одном из первых скульптурных городских пленэров — аллея в сквере Янки Купалы, где расставлены работы его участников, выполненные в камне. Архитектор Юрий Градов, который участвовал в создании облика сквера в 1970-е, и сегодня досадует, что «разношерстные по теме и неоднозначные по качеству исполнения скульптуры никак там не сели».
— В Минске лет 30 говорят о том, что хорошо бы создать парк скульптуры. Но пока все остается на уровне разговоров, — говорит скульптор Иван Артимович, участвовавший в подготовке выставки.
— Идей на парк хватит?
— Хотя это выставка станковой скульптуры, многие работы легко можно представить как ландшафтно-парковые. Городам нужны акценты, которые делают их узнаваемыми. А благодаря скульптуре бытовое пространство преображается в образное.
Автор — Ольга Нечай
Фрагмент скульптуры «Арбалет». Марина Капилова
— Скульптура создает эстетику места. Иду по проспекту, смотрю на сталинский ампир и каждый раз что-то новое замечаю. Кажется, уже раз сто это здание видел. И вдруг — какая розетка лепная! Красиво же, — говорит Александр Шаппо. — Раньше хоть в бассейне, хоть в школьной столовке — мозаика, рельеф, витражик. Понятно, что советское монументальное искусство идеологизировано. Но в детстве как-то все это по-другому воспринималось. Вот пример — на фасаде художественной школы в Новополоцке, где я учился, был рельеф в духе времени — изображены строители. При всей своей пафосности эта работа впечатляла. Была в ней какая-то особая энергетика.
Помню, как в школе слежу за игрой разноцветных световых пятен на полу — лучи преломлялись через стекла витража. Это что-то на уровне эмоциональной памяти… А сейчас строят здание из современных материалов, а рядом ставят скульптуру, как из 1970-х. Но раз мы продвигаем современную архитектуру, давайте же и скульптурную пластику современную продвигать. Мы привыкли к евроремонтам: стеклопакеты, ламинат и всё. Но выхолощенное пространство ничего не рождает.
Выставку «Год скульптуры» можно посмотреть в Художественной галерее Михаила Савицкого по 5 июня. Представлены более 80 работ белорусских авторов.
Фото Тамары Хамицевич