Скульптор Андрей Осташов – о состоянии полета, вредной привычке буддийских монахов и антиэстетике

В авторской галерее Андрея Осташова (Богдановича, 1), новая выставка – «Маленькие левитации».

То, что в физике называется устойчивым положением объекта в гравитационном поле, в искусстве становится метафорой. Новая серия работ Осташова – 13 скульптур, объединенных поиском пластического решения, способного передать ощущение полета, внутренней легкости.

LK2A6222 copy

LK2A6227 copy

LK2A6230 copy

LK2A6231 copy

LK2A6235 copy

LK2A6270 copy

Образы новой скульптурной серии Осташова узнаваемы по его выставкам «Девичий дозор», «Сказки для взрослых» и другим, более ранним. Девочки-подростки, выдуманные самураи – стражники воображения, собиратели снов, сказок и мифов, оберегающие хрупкие воспоминания, благодаря которым не теряется связь с тем уютным миром, где удивляло обычное, а пугало всё непонятное. Повторяющиеся детали: игрушки, карнавальные маски – часть мира детской комнаты. Но в работах новой серии они встречаются реже. Ничего лишнего – к полету готовы.

LK2A6253 copy

Осташов угадал природу левитации, – рассказывает корреспонденту агентства «Минск-Новости» искусствовед Екатерина Изофатова. – Его впечатления от многочисленных путешествий в страны юго-восточной Азии, собственно, и стали источниками его новых произведений. Там не просто экзотическая жизнь, там другой космос. Умиротворенность, сосредоточение на внутренней жизни. Тишина, ощущение незыблемости вечного в непрерывно изменчивом мире – вот они, важные средства достижения левитации, невыносимой легкости бытия. На этих ощущениях и возникла идея новой выставки Андрея Осташова.

Про состояние полета, антиэстетику в современном искусстве и вредную привычку буддийских монахов скульптор рассказал во время встречи с журналистами.

LK2A6210 copy

О маленьких левитациях

Маленькие левитации – те чувства, которые нас посещают, когда мы словно отрываемся от земли ненадолго. Это как впервые стать на коньки (работа «Коньки». – Прим. авт.). Или, например, работа «Последняя шпилька». Девушка собирается на вечеринку. Последняя шпилька – как последний штрих. Теперь всё – ты идеальна. Все эти маленькие рассказики подчеркивают те состояния, которые хотелось передать. Работа «Утренний кофе» возникла из путешествия. Увидел буддийских монахов, которые курили. Монахи. Курили. Они знают, что такое нирвана. Умеют контролировать эмоции, но осознанно делают этот выбор. Возник образ воина, который держит чашку кофе и трубку. Он словно медитирует. В этом – состояние утра, пробуждения. У каждого из нас есть свой особый ритуал просыпания.

LK2A6204 copy

О выставках

Большинство выставок в Минске проходит однотипно, нет популяризации искусства. Художник написал работы, их повесили на стену, на открытии сказали автору добрые слова, разошлись и забыли об этом. Создание работ – это все-таки большой период времени. Выставка ко многому обязывает. Хотелось бы, чтобы открытие становилось событием. Чтобы оно запоминалось зрителю, и он уносил с собой частичку восторга. Или ненависти. В моей жизни всегда встречаются две крайности – то, что я делаю, или очень сильно не любят, или принимают с восторгом.

Об антиэстетике

В октябре участвовал в международной выставке современного искусства VIENNAFAIR The New Contemporary. (В Вене работы Андрея Осташова представила частная галерея ARTbaZa MINSK. – Прим. авт.). Был большой интерес к белорусскому стенду. То, что я вынес из этой поездки, – в контексте европейского искусства мы выглядели инородно. Но в этом есть притягательная сила. Тут можно много размышлять над тем, что на Западе существует разделение на популярное и интеллектуальное искусство. Антиэстетика, которая исходит от художников, завязана на их протестном мышлении. Вещь не должна быть прекрасна, она должна возбуждать реакцию зрителя.

О цене

Килограмм бронзы стоит около 120 долларов. Работа весит килограммов 150. Прибавьте к этому расходы на литье и другие виды работ, транспортировку. Плюс творческая часть. Но люди бизнеса лучше могут рассказать о ценообразовании, чем я…

LK2A6200 copy

О детях

У меня две дочери. Старшей 26 лет, младшей 8. Когда младшая, Соня, приходит в мастерскую, тоже что-то лепит. Я лошадку – и она лошадку. Я девочку – и она. Это не подражательство или копирование. Наблюдает за тем, как я работаю, и ей хочется самой что-то сделать. Иногда задает вопросы, просит рассказать про скульптуры. Но все больше о себе лепечет. Мучает и отвлекает (с иронией). У нее свой детский мир. На простом уровне могу ей объяснить: девочка едет на лошадке, придумать – куда она едет. А глубже стараюсь не объяснять. Детский зритель считывает свое, и этого достаточно.

Справочно

Андрей Осташов – скульптор, график. Окончил Белорусскую государственную академию искусств. Участник более ста республиканских и международных выставок, художественных пленэров. Работы представлены в Национальном художественном музее, Музее современного изобразительного искусства, частных коллекциях Беларуси, Великобритании, Литвы, Польши, России, США.

LK2A6207 copy

LK2A6208 copy

LK2A6216 copy

LK2A6217 copy

LK2A6240 copy

LK2A6244 copy

LK2A6246 copy

LK2A6247 copy

LK2A6249 copy

LK2A6275 copy

LK2A6276 copy

Фото Алексея Колесникова

 

 

 

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ