Скульптурный Минск представили в Художественной галерее Михаила Савицкого

Выставка «Минск скульптурный», посвященная 950-летию Минска, открылась в Художественной галерее Михаила Савицкого. В проекте представлены работы более 60 белорусских скульпторов, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Мы предприняли попытку показать, во-первых, какими скульптурными композициями, памятниками богат наш город. Во-вторых, какие ваятели в нем жили и живут. В-третьих, какие идеи и планы они вынашивают, что удалось реализовать, а что осталось пока невостребованным. Поэтому выставка условно делится на три части: «Минск скульптурный — вчера», «Минск скульптурный — сегодня» и «Минск скульптурный — завтра», — рассказал один из кураторов выставки, председатель секции скульптуры Белорусского союза художников Александр Шаппо.

— Александр, на ваш взгляд, чего не хватает белорусской столице?

Если вот так, навскидку, то Парка скульптуры. Он мог бы разместиться в парке Победы либо на берегу Свислочи, на прекрасных холмах у гостиницы «Беларусь», которые спускаются к проспекту Победителей. Там одиноко сидит Александр Пушкин, ему нужна компания.

— В Москве есть нечто подобное — Музеон, основу которого составили демонтированные во время перестройки памятники советским вождям. Некоторые из них представляют настоящие произведения искусства, например памятник Дзержинскому, изваянный Евгением Вучетичем. Он стоял на одной из главных московских площадей, а теперь его можно увидеть в Музеоне.

Я против демонтажа и переноса старых бюстов в одно место. Памятники не должны покидать свой постамент, потому что нельзя исправлять историю задним числом, какой бы она ни была… В моем представлении минский Парк скульптуры должен демонстрировать разные варианты художественного наполнения городского пространства, представлять собой единство авторских противоположностей и братство разных материалов — будь то бронза, камень, стекло, пластик, полимер или бетон. Давайте заложим такой парк на 951-м году жизни нашего города и назовем это место Парком Любви к Минску. К его 1000-летию это будет уже такой фундаментальный проект, благодаря которому туристы начнут стекаться в белорусскую столицу со всего мира, чтобы только посмотреть на необычный скульптурный город…

Большой интерес посетителей выставки вызвали представленные впервые две огромные карты Минска, на которых отмечены места расположения скульптур в городе. Одна карта рассказывает о памятниках, установленных до 1991 года, другая — о тех, что появились за последние четверть века.

Так, самым старым, «царским», изваянием является знаменитый «Мальчик с лебедем» Теодора Калиде, украшающий фонтан в Александровском сквере. Приметой советского времени стали «воздушные» скульптуры на фасадах зданий, например скульптурные композиции старейшего минского ваятеля Андрея Заспицкого в архитектурном ансамбле «Врата Минска» на Привокзальной площади — «Колхозница», «Солдат», «Партизанка». А в наши дни один за другим стали «бронзоветь» выдающиеся деятели культуры — Франциск Скорина, Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Винцент Дунин-Марцинкевич, Владимир Мулявин…

Благодаря «картографической статистике» стало очевидным скопление изваяний в центре столицы и отсутствие их в жилых районах, особенно спальных, что само по себе дает повод районным администрациям задуматься о том, как увеличить культурный слой на подведомственных территориях.

Авторы карт — молодые минские скульпторы, дизайнеры Ольга Нечай и Иван Артимович — эту работу проделали на общественных началах. Их помощниками были сотрудники Музея истории города Минска.

Наша цель — популяризация белорусской скульптуры. Постарались отметить все скульптурные композиции и памятники, которые установлены в городе, — говорит О. Нечай.

Составление карты — работа аналитическая. Мы долго размышляли, включать ли утраченные памятники, которые хорошо помнит старшее поколение минчан, например памятник Сталину на Центральной, ныне Октябрьской, площади или скульптуру Меркурия у здания «БелЭкспо» на проспекте Победителей, и все-таки решили оставить их за рамками проекта, — дополняет коллегу И. Артимович. — Скульптурное лицо Минска таково, что центр более-менее наполнен, периферия пуста. Ничего особенного нет в Чижовке, кое-что появляется в Уручье, но этого мало… На выставке в разделе «Минск скульптурный — завтра» авторы предлагают свои варианты оформления скверов, улиц, площадей. Думаю, городу нужно присмотреться к этим конкретным предложениям.

Проект «Минск скульптурный» объединил Заира Азгура и Андрея Бембеля, Ивана Миско и Валентина Занковича, Александра Финского и Константина Костюченко, Владимира Жбанова и Леонида Левина, Сергея Бондаренко и Владимира Слободчикова, Александра Ботвиненка, Льва и Сергея Гумилевских — тех, кто в разные годы жил и творил в белорусской столице, и тех, кто работает на общее благо сегодня. Показаны такие ключевые для города и страны события, как Битва на Немиге, участие Минской хоругви в Грюнвальдском сражении, обретение Минском Магдебургского права… Это скульптуры «Слово о походе Игоревом» Александра Прохорова, «Войт» Сергея Оганова… Немало жанровых, игровых, декоративных композиций: «Перпетуум мобиле» Ольги Нечай, оформление станций метро «Грушевка» и «Малиновка» Максимом Петрулем…

Вызывает интерес и то, как представлены участники проекта. Специально были изготовлены планшеты-визитки мастеров.

Например, рядом со скульптурой Олега Куприянова «Великий воин» на планшете можно увидеть фотографии самого скульптора и его произведений, установленных в Минске: памятника Анри Дюнану в сквере на улице Ленина и двух скульптурных композиций — «Женщина, продающая семечки» на Комаровке и «Выпускник» у здания Военной академии.

В последние годы белорусские скульпторы стали активно осваивать акваторию Комсомольского озера, показывая там свои пространственные объекты, новаторские формы. Выставка «Минск скульптурный» отразила этот момент. Работы Виктора Копача, Василия Тимашева, Полины Пироговой минчане уже видели на «АРТ-островах». А с другими познакомились впервые.

Ваятели также сделали акцент на новых проектах с привязкой к городской среде. Так, например, Иван Миско «установил» в парке Янки Купалы «Гусляра», Валерий Малахов «расположил» на газоне в том месте, где Немига когда-то впадала в Свислочь, «Битву на Немиге», а Владимир Слободчиков «вписал» в условный сквер «Семью на колесах».

Появятся ли на самом деле эти скульптуры на карте города, сейчас сказать трудно. Но то, что такие реальные задумки и предложения есть, настраивает на оптимистический лад.

Участники выставки «Минск скульптурный» — люди немногословные. За них говорят произведения, созданные умом и талантом, сердцем и душой. Выставка — скульптурное признание в любви нашему городу.

Выставка будет работать до 1 октября.

Фото Елизаветы Добрицкой

 

 

 

Самое читаемое