Сложности работы артиста и таинство искусства обсудили на «Радио-Минск»
О таинстве искусства и стимулах в творчестве в программе «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» ведущим Кириллу Казакову и Алене Родовской рассказала профессор Белорусской государственной академии музыки, прима Большого театра Беларуси Анастасия Москвина.
Алена Родовская:
— В Беларуси традиционно к концу года определяют лауреатов премии «За духовное возрождение», поощряют деятелей культуры. Вы удостоились специальной премии за высокое профессиональное мастерство, отличные достижения в сфере музыкально-театрального искусства. Мы рады поздравить вас с заслуженной наградой!
Кирилл Казаков:
— Что она значит для вас?
Анастасия Москвина:
— Спасибо! Любому человеку приятно, когда ему говорят, что он молодец. Но нам, артистам, это важно вдвойне. Потому что похвала дает ощущение, что мы не зря выходим на сцену, мы нужны зрителю, мы правильно выбрали свой путь. Для артиста главный показатель успеха — это выход на поклон в конце спектакля: когда звучат аплодисменты и крики «браво», артист понимает, что все хорошо и что завтра он снова выйдет. Вот такие эмоции.
Алена Родовская:
— Артист волнуется больше перед началом спектакля или в конце, когда нужно выйти поклониться зрителю и услышать или не услышать те самые аплодисменты?
Анастасия Москвина:
— Конечно, все всегда волнуются перед началом, потому что это каждый раз живой процесс. Не бывает одинаковых спектаклей, это всегда таинство, или, как говорят в церкви, служба. Я очень часто сравниваю театр с храмом. Можно сказать, что театр — это храм искусства, где мы через голос, музыку даем яркие эмоции зрителю. Классическая музыка — она космическая, создавшие ее композиторы — уникальные люди. Мы же передатчики, бережно транслирующие бесценное искусство зрителю.
Алена Родовская:
— Роль театральной труппы в донесении искусства до зрителя сложно переоценить.
Анастасия Москвина:
— Переоценивать не нужно, но поощрение для артиста — дополнительный стимул к дальнейшей работе. И государственные награды, и поощрения со стороны руководства, коллектива театра всегда большой плюс. У нас не бывает такого, чтобы человеку много всего дали, и он зазнался. На самом деле артисты — самоеды. Они всегда переживают, что что-то неправильно спели, сказали, сыграли.
Кирилл Казаков:
— Журналисты такие же…
Анастасия Москвина:
— В общем, когда такие приятные события происходят в жизни, у тебя крылья расправляются и ты выходишь и творишь с еще большим энтузиазмом. Ведь эмоция, которую мы отдаем зрителю, должна откуда-то рождаться. Тебе нужно на спектакле совершить такое таинство, чтобы зритель ушел под впечатлением, а утром вспоминал, что происходило вечером. И если эту эмоцию ему дашь — посредством музыки, через голос, через демонстрацию своей души, — он обязательно вспомнит. Поэтому еще раз повторю: дополнительные бонусы для личного роста, ощущения, что ты занимаешься своим делом, очень важны.
Алена Родовская:
— С общественным одобрением приходит и ответственность…
Анастасия Москвина:
— И она, конечно, давит. Дали тебе звание народного артиста — и перед выходом на сцену начинаешь думать: я же сейчас как народный артист должен спеть, а не просто как артист.
Кирилл Казаков:
— А ведь есть еще и враги, которые начинают говорить и писать всякое.
Анастасия Москвина:
— Знаете, если слушать все, что говорят, будь то враги или даже коллеги, не сможешь каждый вечер выходить на сцену и честно выступать. Вообще не получится работать. Нужно слушать профессионалов, которые с тобой работают, — режиссера, дирижера, педагога, тех, кто ведет тебя в профессии. И, конечно же, необходимо слушать зрителя и понимать, ради чего ты все это делаешь.
Алена Родовская:
— Для того чтобы суметь откреститься от всех токсичных людей, нужно быть очень уверенным в себе.
Анастасия Москвина:
— Да, артисту нужна стопроцентная уверенность в своих силах, ведь если сам не веришь, то и зритель тебе не поверит. О себе могу сказать, что я счастливый человек — занимаюсь делом, которое очень люблю. И мне кажется, зрителю тоже нравится. Вижу это по аплодисментам, когда выхожу на поклон. Я счастлива, что на протяжении карьеры мне встречаются люди, которые помогают. Один артист в поле не воин, это командная игра. А команда — это не только коллеги в театре, но и Министерство культуры, и Администрация Президента, и сам Глава государства. Целая команда делает из тебя то, что ты из себя представляешь…