Сменить автобус на троллейбус. Почему далеко не все пассажиры относятся к такой перспективе с энтузиазмом?

Программа развития троллейбусной сети в столице на предстоящую пятилетку предусматривает строительство 63 км контактной сети в жилых районах Лошица, Сухарево, Каменная Горка, Домбровка и других.

Об этом корреспонденту агентства «Минск-Новости» сообщили в ГУ «Столичный транспорт и связь» (ГУ «СТС»). Если планы осуществятся и в разных микрорайонах города откроются новые троллейбусные маршруты, то они заменят многие автобусные направления, пролегающие вдоль этих трасс.

Не все минчане относятся к такой перспективе с энтузиазмом, а недавно по городу даже поползли слухи о том, что Минск скоро вообще распрощается с троллейбусами. Есть ли под ними почва?

 

Кому что важнее

– Среди пассажиров довольно распространено мнение о том, что троллейбус – менее надежный и быстрый вид пассажирского транспорта, чем автобус, – говорит директор ГУ «СТС» Валерий Шкуратов. – Однако на самом деле преимущества автобуса перед троллейбусом лишь в мобильности, маневренности и меньших первоначальных затратах: строительство тяговых подстанций и контактной сети требует значительных средств. Но в эксплуатации электротранспорт дешевле автомобильного. А учитывая довольно близкие энергетические перспективы нашей страны – строительство АЭС, – использование троллейбусов станет еще более выгодным. По скоростным возможностям, провозной способности они не уступают автобусам. Одно из самых главных преимуществ электрических машин – экологичность. Не стоит забывать, что 85 % загрязняющих веществ поступают в воздух с выхлопными газами автомобилей.

В городе сегодня зарегистрировано более 730 тыс. частных автомобилей и всего около 3,5 тыс. единиц общественного транспорта, из которых 1.000 троллейбусов и около 140 трамваев.

Но большинство минчан на первое место ставят скорость передвижения и маневренность транспорта. Во время проведенного нами мини-опроса на эту тему многие пассажиры уверяли, что до места назначения троллейбусами добираться дольше, чем автобусами. Однако более подробный разговор выявил интересный момент: так говорят в основном минчане, чей путь на работу или домой лежит через проблемные трассы, на которых привычным явлением стали дорожные заторы. Например, по пути из центра города в Лошицу пассажиры, по их словам, нередко теряют время в дороге из-за пробок или сторонних ДТП. Именно поэтому некоторые пассажиры считают, что троллейбусы 6-го маршрута, открытого в прошлом году вместо автобусного № 52, доставляют их из Лошицы до вокзала медленнее…

А вот горожане, давно облюбовавшие безрельсовые электрические машины в других районах столицы, вполне довольны этим видом транспорта:

– Там, где троллейбусы могут ехать беспрепятственно, они гораздо быстрее движутся прямо с остановки и обгоняют рядом идущие автобусы, – со знанием дела описал процесс Павел, студент колледжа. – Я чаще езжу в районе проспекта Пушкина, но если на дороге пробка или авария, троллейбусу, конечно, объехать их сложно. Однако в такой ситуации или на светофоре автобус грешит выхлопами, а электротранспорт – нет.

Словом, ситуации, из-за которых пассажиры не слишком лояльны по отношению к троллейбусам, связаны по большей части с несовершенством условий дорожного движения и качеством контактной сети. Сегодня они, увы, часто не позволяют электрическим машинам ездить с приличной скоростью, на которую они способны. А об обеспечении приоритета общественного транспорта на столичных дорогах слышим уже не первый год

– Чтобы электротранспорт работал более эффективно, городу, кроме всего прочего, нужно приобретать троллейбусы с возможностью автономного хода, для начала хотя бы 30 единиц, – считает Валерий Шкуратов. – При необходимости такие машины смогут объезжать возникшие на пути препятствия, в том числе, если случился обрыв контактной сети или стороннее ДТП. Это недешевое удовольствие, но заменять троллейбусы автобусами – еще дороже…

IMG_1709

 

В тесноте, да не в обиде?

Однако слухи о том, что троллейбусы, возможно, городу не так уж и нужны, наверняка, связаны не только с этими проблемами. Есть и другие вопросы, не имеющие пока ответов.

Например, до сих пор не определена судьба нового троллейбусного парка, который строится в Уручье с прошлого десятилетия.

В 2006 году, когда был закрыт Троллейбусный парк № 1 на проспекте Машерова, обслуживаемые им маршруты вместе с водителями «переехали» в другие парки. Через несколько лет взамен старейшего столичного депо должна была открыться новая производственная база на 220 троллейбусов. Предполагалось, что впоследствии они охватят Уручье и Зеленый Луг и тем самым снизят нагрузку на другие парки.

Но до сих пор он так и не открылся, хотя строительные работы еще в 2012-м были близки к завершению. Сегодня, по информации КТУП «Минсктранс», объект готов на 85 %.

content_troleibusnoe-depo

Как сообщают на транспортном предприятии, «российский инвестор не выполнил до конца свои обязательства». Более того, финансирование проекта заморожено. Кто и когда доведет комплекс до ума и вообще какова его дальнейшая судьба, пока не ясно.

Вместе с тем в столичных троллейбусных филиалах и сегодня не хватает площадей для отстоя подвижного состава и его обслуживания. Парк № 2, рассчитанный на 200 машин, эксплуатирует 264, № 3 – 252 вместо 200, № 4 – 200 вместо 125, предусмотренных проектом.

Для обслуживания новых троллейбусных линий, которые планируется построить в столице до 2019 года, по словам специалистов ГУ «СТС», потребуется ежедневно выпускать на линию дополнительно более 60 троллейбусов, которые тоже надо будет где-то размещать.

Кроме того, и сегодня имеются проблемы и с территориальной направленностью подвижного состава. Например, периодически машинам из 3-го и 4-го парков (Московский и Фрунзенский районы) приходится ехать порожняком через весь город в Уручье и Зеленый Луг или обратно, хотя их первостепенная задача – обслуживание Запада, Каменной Горки, Юго-Запада и Малиновки.

Дополнительная информация

* Троллейбус – самый молодой из наземных видов общественного транспорта в Минске: первые его представители вышли на улицы города в 1952 году. К 1960-м годам в единственном тогда троллейбусном депо, расположенном на ул. Варвашени, эксплуатировались 132 троллейбуса (рассчитано оно было на 50). 4 депо, которые функционируют ныне, были открыты поочередно в 1971-м, 1979-м, 1985-м, 1988-м годах.

* В пересчете на сгораемое топливо (если перевести киловатты в литры) троллейбусы потребляют его намного меньше. По данным ГУ «СТС», расход одиночного автобуса на 100 км – 32 л топлива, а короткого троллейбуса (в эквиваленте) – 19 л, длинных, соответственно: автобуса – 45 л, троллейбуса – 25 л.

При подготовке материала частично были использованы материалы корпоративной газеты «Транспортник столицы».

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ