Смерть Льва Яшина и террористический акт японской секты «Аум Синрикё». Этот день в истории: 20 марта
Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 20 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1535 год. В России проводится денежная реформа
Недолгое правление Елены Глинской — регентши при малолетнем сыне Иване IV Васильевиче — ознаменовалось важной денежной реформой: впервые на Руси утвердилась единая монетная система.
Реформа была проведена из-за широкого распространения в то время практики обрезания серебряных монет. Даже казни за порчу монет оказались безрезультатными.
С 20 марта 1535 г. из обращения изымались все низкопробные, обрезанные монеты, а также монеты старой чеканки. На всей территории России имели право хождения только новые серебряные монеты, изготовленные на государевом монетном дворе. Были введены копейка («копейная деньга», «новгородка»), которая весила 0,68 грамма серебра; деньга («мечевая деньга», «московка»), составляющая половину копейки и весившая 0,34 грамма серебра; полушка (четверть копейки) весом 0,17 грамма серебра.
Свое название копейка получила по изображенному на ней всаднику с копьем в руке. На деньге был изображен всадник с мечом, на полушке — птица.
Рубль в ту пору не чеканился и был только единицей для счета, в которую входило 100 копеек, или 200 денег. Тому была простая причина: поскольку монеты чеканились из серебра, то для изготовления рубля пришлось бы отлить огромную монету весом в 68 граммов серебра. Первый металлический рубль был выпущен только в царствование Алексея Михайловича, через 120 лет после реформы Глинской.
1915 год. Родился Святослав Рихтер, выдающийся советский пианист-виртуоз
Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1961), лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950), Государственной премии РСФСР имени М. Глинки (1987), Государственной премии РФ (1996). Первый советский и российский номинант на премию «Грэмми» (1961).
Святослав родился в семье российских немцев в Житомире. Вскоре семья переехала на побережье Чёрного моря, в Одессу, где прошли детские и отроческие годы будущего артиста.
Как начинают гении? Вспоминает сам Рихтер: «Мама сказала: «Пусть делает на рояле все, что хочет»… Папа затыкал уши… В девять лет я сочинил пьесы «Закат солнца», «Плетение венков», «Игра в лошадки»…»
Весной 1937 г. Рихтер отправился в Москву поступать в консерваторию. Это был отчаянно дерзкий шаг, ведь исполнитель-самоучка не имел музыкального образования. В составе приемной комиссии был выдающийся пианист Генрих Нейгауз. Узнав, что предстоит прослушать молодого человека из Одессы, нигде не учившегося музыке, он решил взглянуть на смельчака.
Пришел высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, привлекательным лицом. Сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие, нервные руки и заиграл. Очень сдержанно, подчеркнуто строго. Но его исполнение сразу захватило присутствующих удивительным проникновением в музыку. «По-моему, это гениальный музыкант», — шепнул Нейгауз коллегам. Он принял Святослава в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом смысле этого слова. Как позже писал сам педагог, учить Рихтера было нечему — нужно было только развивать его талант. А ученик на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к своему первому учителю. Интересно, что, переиграв чуть ли не всю мировую фортепианную классику, Рихтер никогда не включал в программу Пятый концерт Бетховена — считал, что не сможет сыграть его лучше, чем Нейгауз.
После войны Рихтер получил широкую известность, победив на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, и стал одним из ведущих советских пианистов. Концерты Рихтера в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что Рихтер поддерживал дружеские отношения с Борисом Пастернаком, Сергеем Прокофьевым и другими «опальными» деятелями культуры.
Когда же железный занавес перед артистом приоткрылся, настоящей сенсацией стали его концерты в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 г. За перфомансами последовали многочисленные записи, которые до сих пор считаются эталонными. Рихтеру была присуждена премия «Грэмми» за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса. Он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды.
Секрет стремительного взлета Рихтера заключался не только в том, что он обладал уникальной широтой репертуара (с одинаковым успехом играл Баха и Дебюсси, Прокофьева и Шопена). Главное его качество как исполнителя — это умение из любого музыкального произведения создать неповторимый и цельный образ. Любая музыка звучала в его исполнении так, как будто именно он сочинил ее на глазах у зрителя.
«Он был посредником между людьми и Богом», — написала одна из газет, когда в 1997 г. Рихтер умер. А один из друзей музыканта отметил: «Ему в жизни было нужно очень немногое: возможность играть, концертировать. Он, наверное, и умер потому, что врачи запретили подходить к инструменту».
1920 год. На Витебщине, в деревне Новоселки Бочейковского сельсовета Бешенковичского района, родился поэт Игнатий Панкевич, автор «Песни о Минске»
Краса беларускага краю
I творчае думкi ўзлёт,
Табе сваю песню складаю,
Мой горад герой-патрыёт.
Сегодня эти строки известны, пожалуй, каждому минчанину. Правда, сам автор не дожил до того дня, когда его «Песня о Минске» была утверждена в качестве официального гимна белорусской столицы. Это случилось в октябре 2001 г., а Игнатия Панкевича не стало в 1994-м.
«Песню о Минске» Панкевич написал еще в 1958 г. на конкурс, объявленный газетой «Советская Белоруссия» в связи с 40-летием образования БССР. Газета стихотворение напечатала, выплатила гонорар, но победителем конкурса И. Панкевич не стал. А потом, когда он уже и забыл о конкурсе, услышал по радио передачу, в которой разучивали новую песню. Это были его слова, а на музыку их положил Владимир Оловников.
Позже «Песня о Минске», изначально написанная на русском, была переведена на белорусский язык. Кто выполнил перевод, неизвестно. Скорее всего, сам Игнатий Панкевич. Вообще, надо сказать, информации о жизни и творчестве автора гимна Минска в открытых источниках до неприличия мало.
«Стихи писать начал еще в школьные годы, — писал он в автобиографии. — Однако более плодотворная работа началась после 1950 года. В этом году впервые было опубликовано стихотворение «Проклятым поджигателям войны» в республиканской газете «Советская Белоруссия». В последующие годы печатался в газетах: «Советская Белоруссия», «Знамя юности», «Во славу Родины», «Железнодорожник Белоруссии» и др. Некоторые стихи белорусскими композиторами положены на музыку и стали песнями. Это «Песня о Минске» (музыка В. Оловникова), романс «Приходи ко мне» (музыка Г. Пукста), «На субботней волне», «Весенняя песня», «Песня о вечном огне», «Приходи, любимый», «Вижу я средь вас героев», «Человек по городу идет», «Счастливый путь», «Здравствуй, лето!» и др. (музыка М. Носко)».
Эту автобиографию Панкевич писал к своему поэтическому сборнику, который подготовил к печати и отправил в издательство «Беларусь». Но в феврале 1964 г. получил из издательства отказ. Рецензенты сочли творчество И. Панкевича сыроватым. Поэтический пыл 43-летнего автора поугас, больше свой сборник он никому не предлагал и писать практически перестал.
1990 год. После тяжелой болезни умирает Лев Яшин, лучший вратарь XX века
За всю спортивную карьеру он сыграл 812 матчей, из них 326 — в чемпионате страны и 79 — в составе сборной СССР. С 1956 по1968 г. Яшин неизменно входил в списки 33 лучших футболистов страны под номером 1. Он единственный в мире вратарь, награжденный специальным призом лучшего футболиста Европы — «Золотой мяч» был вручен ему в 1963 г. По количеству завоеванных наград и медалей Лев Иванович — рекордсмен среди отечественных футболистов.
Последний раз в воротах Яшин стоял 27 мая 1971 г. в первом тайме прощального матча между командой «Звезды ФИФА», где выступали мастера из двенадцати стран мира, и сборной «Динамо». В тот день в Лужниках было около ста тысяч зрителей. Больше мастер в воротах не появлялся и в команды ветеранов не входил.
Яшин завершил карьеру в 41 год, что по нынешним меркам очень поздно. Он настолько любил футбол, что постоянно оттягивал уход из него, принося пользу своей команде, радость болельщикам и подрывая свое здоровье.
После ухода из спорта организм, много лет выдерживавший колоссальные нагрузки и резко переключившийся на малоподвижную кабинетную работу, буквально стал сыпаться. Холестериновые бляшки начали закупоривать вены на ногах, что сопровождалось постоянными болями. Застарелый гастрит перерос в язву. А в начале 1980-х Яшин перенес инсульт.
Во время поездки в Венгрию с ветеранами «Динамо» в 1984 г. Лев Иванович вдруг перестал чувствовать ногу. Подумал, что это второй инсульт. Его отвезли в местную больницу, где легенде футбола сделали неудачную операцию на ноге. Когда же Яшина доставили в СССР, к своим хирургам, — время было упущено. Опасаясь гангрены, ему ампутировали левую ногу. Очнувшись от наркоза, Яшин увидел заплаканную жену. «Валя, — сказал он ей, пытаясь успокоить, — Зачем мне нога? Я ведь больше в футбол не играю».
А вскоре у Льва Ивановича обнаружили рак легких — сказалась многолетняя пагубная привычка: Яшин был заядлым курильщиком.
Предчувствуя скорый уход легендарного футболиста, друзья сумели достучаться до властей и пробили для вратаря звание Героя Социалистического Труда. 7 марта 1990 г. Горбачёв подписал соответствующий указ, а 14-го небольшая делегация приехала к Яшину домой вручить медаль. Выглядел он очень плохо, рядом дежурили санитары. «Гена, зачем мне эта звезда, когда я уже умираю?» — тихо сказал Яшин Геннадию Хазанову, который также пришел поздравить его с высокой наградой.
Похоронили Яшина на Ваганьковском кладбище в Москве. На стадионе «Динамо», с которым связаны лучшие его годы, в 1999 г. был открыт памятник «Вратарь-легенда Лев Иванович Яшин». В том же году Международная федерация истории и статистики футбола (МФИСФ) назвала Яшина лучшим вратарем Европы XX века, а в 2000 г. — вратарем столетия.
1995 год. Неорелигиозная деструктивная секта «Аум Синрикё» организовывает зариновую атаку в токийском метро
В утренний час пик адепты «Аум Синрикё» распылили нервно-паралитический газ зарин в пяти поездах трех линий метрополитена Токио.
Сектанты использовали 11 герметичных пакетов с зарином. Четверо исполнителей имели при себе по 2 пакета, пятый — 3 пакета. Перед прибытием поезда на станцию злоумышленник ставил пакеты на пол и протыкал их специально заточенными наконечниками зонтов, после чего выбегал из вагона. На выходе со станций каждого исполнителя ждал сообщник на автомобиле.
Зарин не самое летальное вещество, однако достаточно капли размером с булавочную головку, чтобы убить взрослого человека.
Атака в столичной подземке стала самым крупным терактом в истории Японии, в результате которого погибли 12 человек, а еще один скончался через год. Серьезно пострадали 50 человек, почти у 1 тыс. возникли временные проблемы со зрением. Медицинская помощь потребовалась в общей сложности 5,5 тыс. граждан, получивших отравления различной степени тяжести, результатом которых стали нарушения функций опорно-двигательного аппарата, речи, зрения.
Эта чудовищная акция была проведена по приказу Сёко Асахара, лидера «Аум Синрикё», создавшего эту организацию в 1980 г. Каждый вступающий в секту адепт должен был передать организации свое имущество и переехать в общину, где были установлены строгая иерархия и жесткая дисциплина. При посвящении адептов в тайны культа руководители секты использовали психотропные вещества и гипноз. К 1995 г. секта уже имела отделения по всему миру и только в Японии насчитывала 10 тыс. членов.
После теракта в метро полиция обнаружила подпольный химический цех, в котором сектанты изготавливали нервно-паралитические газы и даже вели разработку бактериологического оружия.
Полиция арестовала все руководство секты, включая Асахару. Процесс над ними длился больше десяти лет. В итоге 12 членов секты и ее лидер были приговорены к смертной казни через повешение. Приговор в отношении Сёко Асахары был приведен в исполнение 6 июля 2018 г.
Читайте также:
- Бой на Кушке, удар по хулиганам и восход «Белого солнца пустыни». Этот день в истории: 30 марта
- За что отправили в лагеря актера Жжёнова, и как погиб Александр Мясников. Этот день в истории: 22 марта
- Серийный МАЗ-500, «Баня» Маяковского, скандал на рок-фестивале Тбилиси-80. Этот день в истории: 16 марта