1200h90 2

Смерть Льва Яшина и террористический акт японской секты «Аум Синрикё». Этот день в истории: 20 марта

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 20 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1535 год. В России проводится денежная реформа

Недолгое правление Елены Глинской — регентши при малолетнем сыне Иване IV Васильевиче — ознаменовалось важной денежной реформой: впервые на Руси утвердилась единая монетная система.

Реформа была проведена из-за широкого распространения в то время практики обрезания серебряных монет. Даже казни за порчу монет оказались безрезультатными.

С 20 марта 1535 г. из обращения изымались все низкопробные, обрезанные монеты, а также монеты старой чеканки. На всей территории России имели право хождения только новые серебряные монеты, изготовленные на государевом монетном дворе. Были введены копейка («копейная деньга», «новгородка»), которая весила 0,68 грамма серебра; деньга («мечевая деньга», «московка»), составляющая половину копейки и весившая 0,34 грамма серебра; полушка (четверть копейки) весом 0,17 грамма серебра.

Свое название копейка получила по изображенному на ней всаднику с копьем в руке. На деньге был изображен всадник с мечом, на полушке — птица.

Рубль в ту пору не чеканился и был только единицей для счета, в которую входило 100 копеек, или 200 денег. Тому была простая причина: поскольку монеты чеканились из серебра, то для изготовления рубля пришлось бы отлить огромную монету весом в 68 граммов серебра. Первый металлический рубль был выпущен только в царствование Алексея Михайловича, через 120 лет после реформы Глинской.

1915 год. Родился Святослав Рихтер, выдающийся советский пианист-виртуоз

d4eb07e4b863b8f54ed58841fad682fb

Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1961), лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950), Государственной премии РСФСР имени М. Глинки (1987), Государственной премии РФ (1996). Первый советский и российский номинант на премию «Грэмми» (1961).

Святослав родился в семье российских немцев в Житомире. Вскоре семья переехала на побережье Чёрного моря, в Одессу, где прошли детские и отроческие годы будущего артиста.

Как начинают гении? Вспоминает сам Рихтер: «Мама сказала: «Пусть делает на рояле все, что хочет»… Папа затыкал уши… В девять лет я сочинил пьесы «Закат солнца», «Плетение венков», «Игра в лошадки»…»

Весной 1937 г. Рихтер отправился в Москву поступать в консерваторию. Это был отчаянно дерзкий шаг, ведь исполнитель-самоучка не имел музыкального образования. В составе приемной комиссии был выдающийся пианист Генрих Нейгауз. Узнав, что предстоит прослушать молодого человека из Одессы, нигде не учившегося музыке, он решил взглянуть на смельчака.

Пришел высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, привлекательным лицом. Сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие, нервные руки и заиграл. Очень сдержанно, подчеркнуто строго. Но его исполнение сразу захватило присутствующих удивительным проникновением в музыку. «По-моему, это гениальный музыкант», — шепнул Нейгауз коллегам. Он принял Святослава в свой класс, но никогда не учил его в общепринятом смысле этого слова. Как позже писал сам педагог, учить Рихтера было нечему — нужно было только развивать его талант. А ученик на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к своему первому учителю. Интересно, что, переиграв чуть ли не всю мировую фортепианную классику, Рихтер никогда не включал в программу Пятый концерт Бетховена — считал, что не сможет сыграть его лучше, чем Нейгауз.

После войны Рихтер получил широкую известность, победив на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, и стал одним из ведущих советских пианистов. Концерты Рихтера в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что Рихтер поддерживал дружеские отношения с Борисом Пастернаком, Сергеем Прокофьевым и другими «опальными» деятелями культуры.

Когда же железный занавес перед артистом приоткрылся, настоящей сенсацией стали его концерты в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 г. За перфомансами последовали многочисленные записи, которые до сих пор считаются эталонными. Рихтеру была присуждена премия «Грэмми» за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса. Он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды.

Секрет стремительного взлета Рихтера заключался не только в том, что он обладал уникальной широтой репертуара (с одинаковым успехом играл Баха и Дебюсси, Прокофьева и Шопена). Главное его качество как исполнителя — это умение из любого музыкального произведения создать неповторимый и цельный образ. Любая музыка звучала в его исполнении так, как будто именно он сочинил ее на глазах у зрителя.

«Он был посредником между людьми и Богом», — написала одна из газет, когда в 1997 г. Рихтер умер. А один из друзей музыканта отметил: «Ему в жизни было нужно очень немногое: возможность играть, концертировать. Он, наверное, и умер потому, что врачи запретили подходить к инструменту».

1920 год. На Витебщине, в деревне Новоселки Бочейковского сельсовета Бешенковичского района, родился поэт Игнатий Панкевич, автор «Песни о Минске»

d9ed226bbad2f20d2abff121dab9e089

Краса беларускага краю
I творчае думкi ўзлёт,
Табе сваю песню складаю,
Мой горад герой-патрыёт.

Сегодня эти строки известны, пожалуй, каждому минчанину. Правда, сам автор не дожил до того дня, когда его «Песня о Минске» была утверждена в качестве официального гимна белорусской столицы. Это случилось в октябре 2001 г., а Игнатия Панкевича не стало в 1994-м.

«Песню о Минске» Панкевич написал еще в 1958 г. на конкурс, объявленный газетой «Советская Белоруссия» в связи с 40-летием образования БССР. Газета стихотворение напечатала, выплатила гонорар, но победителем конкурса И. Панкевич не стал. А потом, когда он уже и забыл о конкурсе, услышал по радио передачу, в которой разучивали новую песню. Это были его слова, а на музыку их положил Владимир Оловников.

Позже «Песня о Минске», изначально написанная на русском, была переведена на белорусский язык. Кто выполнил перевод, неизвестно. Скорее всего, сам Игнатий Панкевич. Вообще, надо сказать, информации о жизни и творчестве автора гимна Минска в открытых источниках до неприличия мало.

«Стихи писать начал еще в школьные годы, — писал он в автобиографии. — Однако более плодотворная работа началась после 1950 года. В этом году впервые было опубликовано стихотворение «Проклятым поджигателям войны» в республиканской газете «Советская Белоруссия». В последующие годы печатался в газетах: «Советская Белоруссия», «Знамя юности», «Во славу Родины», «Железнодорожник Белоруссии» и др. Некоторые стихи белорусскими композиторами положены на музыку и стали песнями. Это «Песня о Минске» (музыка В. Оловникова), романс «Приходи ко мне» (музыка Г. Пукста), «На субботней волне», «Весенняя песня», «Песня о вечном огне», «Приходи, любимый», «Вижу я средь вас героев», «Человек по городу идет», «Счастливый путь», «Здравствуй, лето!» и др. (музыка М. Носко)».

Эту автобиографию Панкевич писал к своему поэтическому сборнику, который подготовил к печати и отправил в издательство «Беларусь». Но в феврале 1964 г. получил из издательства отказ. Рецензенты сочли творчество И. Панкевича сыроватым. Поэтический пыл 43-летнего автора поугас, больше свой сборник он никому не предлагал и писать практически перестал.

1990 год. После тяжелой болезни умирает Лев Яшин, лучший вратарь XX века

e689877ba1ea8bff90e9764d32f2e4d760b49c439cee7015307227

За всю спортивную карьеру он сыграл 812 матчей, из них 326 — в чемпионате страны и 79 — в составе сборной СССР. С 1956 по1968 г. Яшин неизменно входил в списки 33 лучших футболистов страны под номером 1. Он единственный в мире вратарь, награжденный специальным призом лучшего футболиста Европы — «Золотой мяч» был вручен ему в 1963 г. По количеству завоеванных наград и медалей Лев Иванович — рекордсмен среди отечественных футболистов.

Последний раз в воротах Яшин стоял 27 мая 1971 г. в первом тайме прощального матча между командой «Звезды ФИФА», где выступали мастера из двенадцати стран мира, и сборной «Динамо». В тот день в Лужниках было около ста тысяч зрителей. Больше мастер в воротах не появлялся и в команды ветеранов не входил.

Яшин завершил карьеру в 41 год, что по нынешним меркам очень поздно. Он настолько любил футбол, что постоянно оттягивал уход из него, принося пользу своей команде, радость болельщикам и подрывая свое здоровье.

После ухода из спорта организм, много лет выдерживавший колоссальные нагрузки и резко переключившийся на малоподвижную кабинетную работу, буквально стал сыпаться. Холестериновые бляшки начали закупоривать вены на ногах, что сопровождалось постоянными болями. Застарелый гастрит перерос в язву. А в начале 1980-х Яшин перенес инсульт.

Во время поездки в Венгрию с ветеранами «Динамо» в 1984 г. Лев Иванович вдруг перестал чувствовать ногу. Подумал, что это второй инсульт. Его отвезли в местную больницу, где легенде футбола сделали неудачную операцию на ноге. Когда же Яшина доставили в СССР, к своим хирургам, — время было упущено. Опасаясь гангрены, ему ампутировали левую ногу. Очнувшись от наркоза, Яшин увидел заплаканную жену. «Валя, — сказал он ей, пытаясь успокоить, — Зачем мне нога? Я ведь больше в футбол не играю».

А вскоре у Льва Ивановича обнаружили рак легких — сказалась многолетняя пагубная привычка: Яшин был заядлым курильщиком.

Предчувствуя скорый уход легендарного футболиста, друзья сумели достучаться до властей и пробили для вратаря звание Героя Социалистического Труда. 7 марта 1990 г. Горбачёв подписал соответствующий указ, а 14-го небольшая делегация приехала к Яшину домой вручить медаль. Выглядел он очень плохо, рядом дежурили санитары. «Гена, зачем мне эта звезда, когда я уже умираю?» — тихо сказал Яшин Геннадию Хазанову, который также пришел поздравить его с высокой наградой.

Похоронили Яшина на Ваганьковском кладбище в Москве. На стадионе «Динамо», с которым связаны лучшие его годы, в 1999 г. был открыт памятник «Вратарь-легенда Лев Иванович Яшин». В том же году Международная федерация истории и статистики футбола (МФИСФ) назвала Яшина лучшим вратарем Европы XX века, а в 2000 г. — вратарем столетия.

1995 год. Неорелигиозная деструктивная секта «Аум Синрикё» организовывает зариновую атаку в токийском метро

591e6cc18f8a7a7162638eed151e04bd

В утренний час пик адепты «Аум Синрикё» распылили нервно-паралитический газ зарин в пяти поездах трех линий метрополитена Токио.

Сектанты использовали 11 герметичных пакетов с зарином. Четверо исполнителей имели при себе по 2 пакета, пятый — 3 пакета. Перед прибытием поезда на станцию злоумышленник ставил пакеты на пол и протыкал их специально заточенными наконечниками зонтов, после чего выбегал из вагона. На выходе со станций каждого исполнителя ждал сообщник на автомобиле.

Зарин не самое летальное вещество, однако достаточно капли размером с булавочную головку, чтобы убить взрослого человека.

Атака в столичной подземке стала самым крупным терактом в истории Японии, в результате которого погибли 12 человек, а еще один скончался через год. Серьезно пострадали 50 человек, почти у 1 тыс. возникли временные проблемы со зрением. Медицинская помощь потребовалась в общей сложности 5,5 тыс. граждан, получивших отравления различной степени тяжести, результатом которых стали нарушения функций опорно-двигательного аппарата, речи, зрения.

Эта чудовищная акция была проведена по приказу Сёко Асахара, лидера «Аум Синрикё», создавшего эту организацию в 1980 г. Каждый вступающий в секту адепт должен был передать организации свое имущество и переехать в общину, где были установлены строгая иерархия и жесткая дисциплина. При посвящении адептов в тайны культа руководители секты использовали психотропные вещества и гипноз.  К 1995 г. секта уже имела отделения по всему миру и только в Японии насчитывала 10 тыс. членов.

После теракта в метро полиция обнаружила подпольный химический цех, в котором сектанты изготавливали нервно-паралитические газы и даже вели разработку бактериологического оружия.

Полиция арестовала все руководство секты, включая Асахару. Процесс над ними длился больше десяти лет. В итоге 12 членов секты и ее лидер были приговорены к смертной казни через повешение. Приговор в отношении Сёко Асахары был приведен в исполнение 6 июля 2018 г.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»

Во время съемок «Хозяина тайги» происходило много интересного и необычного. Валерий Золотухин взимал плату с жителей села за право посмотреть на Владимира Высоцкого. А еще исчез бесследно директор группы. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

07330a09 ff8c 5d46 a3a1 ce660d811883

О чем кино

В таежном поселке ограбили магазин. Вину за это преступление берет на себя сплавщик леса Ипатов. Тем не менее участковый Серёжкин видит противоречия в деле. Он подозревает бригадира сплавщиков Ивана Рябого. Когда тот пытается уплыть на лодке из поселка, милиционер перехватывает его и обнаруживает краденое. Но выясняется: в ограблении замешан не только Рябой.

Черпал из жизни

Борис Можаев жил на Дальнем Востоке, был специальным корреспондентом газеты «Известия». Ездил по региону. Например, писал о шабашниках. Колхозы, совхозы имели право заключать хозяйственные договоры на строительство объектов (коровники, зернохранилища, школы) с временными трудовыми коллективами. Так появились бригады, которые зарабатывали большие деньги. Не в накладе оставались и заказчики. Председатели хозяйств завышали суммы. В ведомости писали одну, а на руки выдавали другую, имея маржу. Подобные криминальные истории стали основной темой автора. В его копилке появилось много сюжетов, на основе которых он в 1954 году начал литературную деятельность. А в 1960-е написал повесть «Власть тайги». Поступив на двухгодичные высшие сценарные курсы во ВГИК, Можаев создал дипломный сценарий по мотивам этой книги. Экзаменаторам так понравился материал, что они отдали его с рекомендациями на «Мосфильм». Шел 1965-й.

В редакторском отделе вспомнили: режиссер Владимир Назаров родом из Иркутска. Решили, что тема тайги ему может быть близка. Прочитав произведение, он согласился снимать.

fmt 114 24 hozjain.tajgi .1 15 17.169

Ультиматум Золотухина

Сперва в роли милиционера Серёжкина постановщик видел Евгения Урбанского. А Ивана Рябого предложил сыграть Николаю Крючкову. Но 5 ноября 1965-го Урбанский погиб на съемках фильма «Директор». Пришлось пересматривать актерский ансамбль.

Как раз в этот период в Театре на Таганке режиссер Юрий Любимов ставил спектакль по пьесе Можаева «Живой». Автор приходил на репетиции и заприметил Валерия Золотухина. Сценарист решил, что лучшего Серёжкина не найти. Предложил Назарову провести пробы. В итоге артиста утвердили. А тот заявил: «Без Высоцкого сниматься не буду». Актеры дружили, к тому же Владимир Семёнович недавно настоял на съемках Золотухина в ленте «Интервенция». Валерий решил ответить тем же. Постановщик даже обрадовался, понимая: он получит не только исполнителя роли Рябого, но и автора песен для картины.

На главную женскую роль поварихи Нюрки пробовались Людмила Максакова и Людмила Чурсина. Режиссер утвердил молодую жену знаменитого постановщика Ивана Пырьева Лионеллу. Видимо, чем-то был обязан мэтру. Однако та отказывалась, не видела себя таежной стряпухой. Ее уговорил Высоцкий.

Михаил Кокшенов часто играл деревенских простаков, хоть и был коренным москвичом в пятом поколении. Здесь он предстал в образе сплавщика Ипатова.

1050890 1

Исчезновение директора

Натурные съемки фильма проходили летом 1968 года в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края, а также на реке Мане. Постановщик выехал туда раньше, подбирая с оператором подходящие локации. А актеры прибыли после окончания сезона в театрах.

На весь съемочный период многие местные жители перебрались к родственникам и соседям, а свои избы сдали группе за деньги. Высоцкий и Золотухин поселились вдвоем. Владимира Семёновича знали и любили после белорусской ленты «Я родом из детства» и картины «Вертикаль». И конечно, слышали его песни, обожали, а владельцы бобинных магнитофонов переписывали их. Валерия Сергеевича же не узнавали. Чтобы вжиться в образ и не переодеваться на площадке, он постоянно ходил в милицейской форме. Местные решили, что этот слуга закона — охрана знаменитого барда. Дабы увидеть кумира, спрашивали разрешения у Золотухина. Высоцкий не возражал, мог и спеть. А выросший в селе практичный артист сказал: «Даже в зоопарке платят, чтобы посмотреть на зверей. А ты, Володя, — человек!». Валерий Сергеевич не просил у людей ничего, а стал отвечать: «Граждане, не имею права подпускать к охраняемому!» Народ смекнул, и изо всех окрестных сел стали нести за смотрины съестное. «Милиционер» пошел на попятную. Избу актеров заставили корзинами с пирогами, яйцами, салом, крынками с молоком, бутылями с самогоном.

В середине процесса съемок пропал без вести директор группы Алексей Стефанский. Позже выяснилось: убежал в Москву. Оказалось, он отставник, в прошлом служил в одном из местных сталинских лагерей замполитом. Многие заключенные, освободившись, оседали и жили в Красноярском крае. Его случайно встретили бывшие подопечные и припомнили «гражданину начальнику» его отношение к ним: выбили зуб, угрожали зарезать. Стефанский решил не испытывать судьбу и ретировался.

1050884

В картине прозвучали композиции Владимира Семёновича «Дом хрустальный» («Если я богат, как царь морской…»), «Песня Рябого» («Вкалывал я до зари, считал, что черви — козыри, из грунта выколачивал рубли»). А произведение «Протопи ты мне баньку, хозяюшка» записали, но вырезали из-за слов «А на левой груди — профиль Сталина, а на правой — Маринка анфас».

Сценарист Можаев за воплощение образа милиционера в сценарии получил существенную денежную премию МВД, за которую ему без очереди продали новую черную «Волгу». А еще он в селе построил матери новый дом. Забавно, что в те же дни спектакль по его пьесе «Живой» в Театре на Таганке закрыла министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Она написала докладную в ЦК КПСС о том, что Борис Андреевич — антисоветчик.

В первый же, 1968 год ленту посмотрели более 28 млн человек. Фильм «Хозяин Тайги» имел продолжение. По сценариям того же автора в 1971-м вышла картина «Пропажа свидетеля». А в 1978 году — «Предварительное расследование». Золотухин в них неизменно сыграл Серёжкина. Высоцкий в лентах не участвовал.

Еще материалы рубрики:

Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов

Подмосковная фабрика стала замком английского лорда. Как снимался фильм «Чисто английское убийство»

В основу сюжета фильма «Два билета на дневной сеанс» легло громкое уголовное дело. Почему детектив завоевал народную любовь

Какая альтернатива есть для любителей русских медсериалов, уставших от саги «Склифосовский»

«Праздник всегда один на всех». Отметили Пасху в гостях у многодетной семьи из Минска

У семьи Туник гости: приехали родственники. Каждый год на Пасху они собираются за праздничным столом. Корреспондент агентства «Минск-Новости» съездила на Пасху в гости к многодетным родителям и узнала, что главное для большой семьи.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 43 47 864 kopiya

Вы не стесняйтесь, — говорит Светлана Туник и приглашает за накрытый стол. — Попробуйте жульен. Как-то приготовила, с тех пор — «коронное» блюдо в нашей семье.

Из разговора с хозяйкой узнаем, что у Туников трое сыновей: старшему Святославу — 25, среднему Данику — 15, младший — 12-летний Сашка. Туники живут в 13 км от Минска в агрогородке Хотежино. Когда-то выгодно купили здесь участок и сами построили дом.

Я выросла в Минске. Но не люблю большой город, не хватает мне личного пространства. И детей трое, как ютиться в квартире? Сказала Виталику однажды: «Поехали из города, тяжело здесь, тесно!» Строили так, чтобы места хватило всем. Человек 30 у нас точно поместятся, — улыбается Светлана.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 45 29 735 kopiya

Познакомились Туники, как говорят, по чистой случайности. Дело было в Турции. Виталик отдыхал сам по себе, Света — тоже.

И на тебе! Он из Минска и я, это же надо было за 2 000 км от дома встретится! — смеется хозяйка. Виталик в ответ расплывается в улыбке.

Жульен вышел отличный. Вдогонку нас угостили шашлыком и полендвицей, которую искусно солит мама Светланы Теофилия Францевна. На десерт — арбуз. После плотного обеда нас проводят по двору и знакомят с хозяйством. Здесь породистые куры, две немецкие овчарки Ада и Герда, лохматые ручные кролики и экзотический кот-сфинкс.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 11 991 kopiya

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 12 133 kopiya

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 47 12 217 kopiya

Светлана рассказала, что по образованию она — «технарь» и экономист, муж Виталий занимается наружной рекламой. Туники — прихожане храма святителя Николая Японского и активные волонтеры. Как говорит Виталий, познакомились с настоятелем этой церкви восемь лет назад с добрых дел. Теперь Туники радушно принимают гостей-прихожан по большим праздникам.

И День отца праздновали, и Масленицу, и колядовали в Хотежино. Места у нас много, поэтому друзья из прихода любят приезжать к нам, — добавляет Светлана.

Интересно, что мама Светланы — католик и даже, как рассказала Теофилия Францевна, думала крестить дочь в костеле. Но ближайший к дому закрыли на ремонт. В итоге маленькую Свету крестили в православном храме.

В этом году дата Пасхи совпала. А вообще, для нас нет разницы, чья Пасха, так вышло, что в нашей большой семье есть и католики, и православные. Поэтому праздник всегда один на всех, — говорит мама Светланы.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 43 59 950 kopiya

Пока хозяйка хлопочет на кухне, спрашиваем, каково это — быть мамой троих сыновей.

Да, непросто. Наверное, потому, что я женщина. Что самое главное? Научить мальчиков видеть цель и доходить до результата, ставить задачи и проверять выполнение, это дисциплинирует. Но при этом дать им немного свободы. Мы не навязываем, потому что у каждого свой характер, каждый из нас отдельная личность со своим миром. Думаю, в этом вопросе родителям важно и самим быть примером, — сказала напоследок С. Туник.

izobrazhenie viber 2025 04 20 18 51 42 026 kopiya

Фото автора