Смешались в кучу кони, люди… танки!

Елена Денисенко
Автор материала:
Елена
Денисенко

Галопом по Европам, или Путешествие по страницам учебника истории.

Люблю листать школьные учебники сыновей. Каждый раз, когда беру в руки книгу, удивляюсь, как быстро растут дети, как много учат, анализируют и как глубоко мыслят. И если учебник по химии или математике как истинный лирик (да простят меня физики) быстро откладываю в сторону, то мимо гуманитарных наук пройти не могу.

В семье девятиклассник, а значит, в моих руках учебники по всемирной истории новейшего времени и истории Беларуси. В прошлом лицеистка-отличница по этим предметам, с интересом берусь за книги и… сожалею, что дети учатся по этим «трудам». В них авторы умудрились запихнуть (а по-другому и не скажешь) период с 1918 года и до наших дней так, что под одной обложкой той же всемирной истории в тесноте и в обиде оказались и Великая депрессия в США, и мировой кризис 1930-х годов, и становление молодого советского государства с его политикой военного коммунизма и индустриализацией, и Вторая мировая война, и далее до начала XXI века. Галопом по Европам, говорили раньше о попытках пересказать всё и сразу мои старые учителя. Где уж тут до подробного изучения событий, анализа их причин и последствий. А без этого как разобраться в процессах, двигавших время?

Так, приходу к власти нацистской партии в Германии уделено всего три абзаца! Около трех десятков строк. Во втором абзаце читаем: она была заинтересована в «пенсионном обеспечении немцев, равенстве в образовании, защите прав рабочих и так далее». Без пояснений даже умнице ученику будет трудно перескочить от благих идей к запрету других партий, сожжению неугодных книг и концентрационным лагерям в следующем абзаце. В конце темы подросткам предлагают порассуждать. Но как это сделать, располагая «знаниями» из учебника, я не знаю. Думаете, учитель подскажет? Хотела бы я посмотреть, как выкручивается наставник, понимая, что вся Вторая мировая война упакована в пару-тройку параграфов. Возможно, страниц, посвященных этому трагическому и грандиозному по всем масштабам событию, было бы больше, если бы авторы убрали из учебника «махровые» небылицы. Например, о подвиге Стаханова. Лет тридцать уже известно, что рекорды, которые установил Алексей Стаханов, — результат работы бригады. Безусловно, это никак не умаляет других заслуг шахтера, доказавшего эффективность разделения труда. Но об этом в учебнике ни слова. Неужели сложно рассказать о достижениях рабочего класса без тиражирования выдумок?

Однако вернемся к войне. Хочу задать вопрос авторам учебника по истории Беларуси: разве можно ставить на один уровень Войсковицкий бой старшего лейтенанта Зиновия Колобанова и покатушки в компьютерной игре World of Tanks? Неужели такая подача поможет подросткам действительно оценить то, что совершил 20-летний парень с товарищами? Цитирую абзац на странице 87: «У тым баi камандаваў Зiновiй Калабанаў. У пасляваенны час служыў у Беларусi, а пасля звальнення з армii жыў у Мiнску i працаваў на аўтамабiльным заводзе. Адна з самых прэстыжных узна­гарод у сучаснай камп’ютарнай гульнi WoT называецца «медалём Калабанава». Ёю ўзна­гароджваецца той, хто апошнi са сваёй каманды застаецца ў жывых i атрымлiвае перамогу ў баi су­праць пяцi i больш танкаў працiўніка. Растлумачце, у чым заключаецца гiстарычная пераемнасць гульнi?»

Вы серьезно считаете, что есть какая-то историческая преемственность? В мастерски изображенных развалинах и взрывах, в юрких танчиках диванные бойцы, выкрикивающие на всю комнату: «Враг горит!», «Есть пробитие!», должны, по-вашему, прочувствовать то, что испытал старлей и его экипаж, глядя в августовский день 1941 года в перекрестья прицела? Не лучше ли было привести слова самого Колобанова: «Было ли страшно? Я — военный человек, получил приказ стоять насмерть. А это значит, что противник может пройти через мою позицию только тогда, когда меня не будет в живых. Я принял приказ к исполнению, и никаких страхов у меня уже не возникало и возникнуть не могло».

Кстати, мой сын-подросток (неглупый, надо сказать, мальчишка) и его приятели не оценили это заигрывание с аудиторией. И предложили, раз уж историю Великой Отечественной учим по стрелялкам, пойти дальше: современные вызовы безопасности и терроризм изучать по Counter-Strike, а основы безопасности жизнедеятельности — по Far Cry. И к черту учебники, когда «бой начинается».

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое