СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА. «Человек-амфибия»

О том, как создавался фильм «Человек-амфибия», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Если бы наш земляк сценарист Акиба Гольбурт в 1930-е не прошел лагеря, ленты могло бы не быть.

О чем фильм

Аргентинский хирург Сальватор в борьбе за жизнь ребенка с пораженными легкими пересаживает ему жабры акулы. После этого часть кислорода мальчик обязан получать из воды. Его родители ошибочно считают, что он умер. Сальватор взял на воспитание и вырастил Ихтиандра.

Однажды юноша спасает тонущую в море девушку Гуттиэре. Она приемная дочь Бальтазара, одного из подручных торговца жемчугом Педро Зуриты. Парень влюбляется в красавицу и отправляется в город на ее поиски. Ихтиандр ранее был огражден от социума, и теперь ему предстоит познать всё прекрасное и отвратительное в человеческой сущности.

Продюсер из ГУЛАГа

Роман Александра Беляева «Человек-амфибия» создан в 1927 году. Спустя 20 лет Александр Ксенофонтов написал сценарий. На «Ленфильме» его не стали обсуждать: несвоевременно, невозможно.

Владимир Чеботарев

В 1959-м сценарий прочел режиссер Владимир Чеботарев. Увидев, что сценарная основа слаба, но тема интересна, он пригласил для доработки кинодраматурга А. Гольбурта. Уроженец Белоруссии из Рогачева еще в 1930-е трудился в «Белгоскино» в Ленинграде, по ложному доносу угодил в ГУЛАГ. После освобождения вернулся в профессию.

Алексей Каплер

Когда сценарий был готов, в Минкульте заявили, что не намерены выделять миллионы на безыдейную детскую развлекаловку. В 1940-е Уолт Дисней отказался экранизировать роман из-за дороговизны и технической сложности. Газета «Нью-Йорк таймс» иронизировала о намерении русских снять ленту. Аксакалы «Ленфильма» тоже не верили в успех. Чеботарев тогда — начинающий режиссер. Ранее сделал всего одну художественную картину. Его учитель и коллега Григорий Козинцев шепнул: «Под твое имя не дадут столько денег». Владимир понял, что от идеи придется отказаться. С этим он в очередной раз пришел домой к А. Гольбурту. У того появилось предложение. В тюрьме Акиба дружил с автором сценариев лент «Ленин в Октябре», «Котовский» Алексеем Капелером, репрессированным за дерзость: небезответно ухаживал за дочерью Сталина Светланой. К концу 1950-х реабилитирован, написал сценарий комедии «Полосатый рейс». Публичный человек, ярчайший пример сталинского беззакония, был вхож в кабинет первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Каплер не отказал товарищу по этапам и пересылкам, посмотрел профессиональным взглядом работу, внес правки. Как троица запланировала, имя Каплера находилось в соавторах. За сценарий боролись уже не незаметные люди, а знаменитости. Деньги выделили.

Мишка в штанишках

Владимир Коренев

Владимир Коренев (Ихтиандр) оканчивал ВГИК. Когда его супруга узнала, что партнером мужа по площадке будет красавица Анастасия Вертинская (Гуттиэре), то примчалась на съемки. Вопрос о выделении отдельной палатки для проживания семьи Кореневых рассматривался на партийном собрании. Коренев действительно флиртовал с Вертинской, нервничал и объяснял жене: «Алевтина, ты только будешь мешать творчеству!» Супруга будущего кумира едва ли не всех девчонок в СССР и предположить не могла, что ее ждет впереди: подъезд, расписанный губной помадой поклонниц мужа, мешки писем с фотографиями в купальниках и без них (со слов самого актера).

Анастасия Вертинская

16-летнюю Вертинскую весь съемочный период сопровождала мама Лидия, позже сыгравшая Анидаг, или Гадину, в фильме-сказке «Королевстве кривых зеркал». У молодых водолазов туманился взор при виде Анастасии. Но мама была начеку.

Михаил Козаков (Педро Зурита) был слегка раздражен ролью. В кадре он всегда в коротких шортах. С подачи Олега Табакова из-за этого образа в театре к актеру прилипло прозвище Мишка в тропических штанишках.

Анатолий Смиранин

Для Николая Симонова и Анатолия Смиранина, сыгравших Сальватора и Бальтазара, съемки прошли без феерии, штатно. Правда, 70-летний Смиранин в кадре сам нырял с лодки.

Ихтиандр едва не утонул

Съемки начались в мае 1961 года в старой части Баку, ее выдавали за Буэнос-Айрес.

Михаил Козаков

Опыта масштабных съемок в открытой воде в советском кино ранее не было. Французский исследователь Мирового океана Жак-Ив Кустó соглашался оказать содействие, но в стране не нашли валюты на его услуги. Оператор Эдуард Розовский подошел к проблеме изобретательно. По его заказу изготовили подводные герметичные боксы для кинокамер, на объектив — прозрачную насадку-аквариум, куда запускали океанских рыб, которых нет в Черном море. Таким образом, в кадре на первом плане всегда плавали экзотические рыбы. Световые приборы лопались от глубоководного давления. Розовский выхлопотал в Минобороны взлетные прожекторы с истребителей Су-9. Он придумал сделать чешую на костюмах Ихтиандра из смытой прозрачной кинопленки. Костюмеры собственноручно пришили 40 000 чешуек на четыре костюма. Декораторы создали океанскую флору, правда, за ночь ее съедали мелкие рыбы.

Эдуард Розовский

Вода в Черном море мутнее океанской. Но удалось отыскать в Крыму дикую Ласпинскую бухту с кристально чистой водой. Позже там на берегу построили правительственную резиденцию, ставшую известной как дача Горбачева в Форосе. Под водой трудились так: актер дышал через загубник акваланга, набирал воздух, потом мигом помощники убирали баллоны, и пока в течение минуты он мог находиться без воздуха, снимался дубль. Потом подносили трубку, Коренев дышал, отдыхал. По готовности всё повторялось. Однажды поднесенный загубник не сработал. Коренев едва не задохнулся. Выручил аквалангист Рэм Стукалов — отдал свой загубник, а сам едва успел всплыть. Еще раз на краю гибели актер оказался в сцене, когда его на цепи спускали в воду. 60-метровая корабельная цепь ускользнула из рук матроса и практически тянула артиста ко дну. Его спас оператор Э. Розовский, находившийся с камерой под водой. Увидев, что тяжелая цепь утаскивает Коренева на дно, он бросил камеру, схватил и притянул того к себе.

В сцене нападения акулы на Гуттиэре бутафорский хвост морского хищника был привязан к ногам пловца Анатолия Иванова. В третьем дубле актриса неверно скоординировалась, и удар хвоста рассек ей лицо. Мама, наблюдавшая с берега, едва не нырнула за дочерью. Всё обошлось, рана зажила, и шрама не осталось.

Под огнем критики

Акиба Гольбурт

На премьере в Москве 3 января 1962 года толпа зрителей выдавила огромные витражные стекла в кинотеатре «Россия». За первую декаду ленту посмотрели 65 млн человек. Несмотря на то что министр культуры Фурцева назвала фильм подарком Минфину в связи с фантастическими кассовыми сборами, на картину в центральной печати обрушились критики. Дескать, сняли пустышку, даже костюмы как конфетные обертки. Бездуховность! Безвкусица! Писали: «Уводит советских людей от действительности, предлагает соблазны западной жизни». Единожды утерев нос Голливуду, система, не умевшая восхищаться развлекательным жанром, отбила охоту у кинематографистов снимать приключенческое кино без идеологического контекста. Лишь спустя четыре года на экраны вышел приключенческий вестерн «Неуловимые мстители» (1966). Там с идеологией всё в порядке.

Терпение у творческого человека рано или поздно заканчивается. Написав еще несколько ярких сценариев, среди которых «Труффальдино из Бергамо» (1976), А. Гольбурт покинул Родину навсегда, встретил старость в Израиле, жил в США.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ