СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА. «Черный замок Ольшанский»

О том, как создавали фильм «Черный замок Ольшанский», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Отвлечь Владимира Короткевича от личной трагедии работой над этой лентой режиссеру Михаилу Пташуку не удалось. Год выхода на экраны был последним в жизни писателя.

О чем фильм

В XVII в. князь Витовт Ольшанский похищает казну и драгоценности повстанцев. Место нахождения сокровищ никому не известно.

В 1970-е археограф Антон Космич исследует историю рода князей Ольшанских и тайну их старинного родового замка. Однажды к Космичу врывается напуганный друг Марьян. Его преследуют неизвестные и требуют, чтобы он продал им манускрипт знаменитого Слуцкого евангелия. Космич прячет раритет у себя. Утром Марьяна находят мертвым на озере.

Антон изучает раритет, оставленный покойным. Находит вкладку — шифр и видит намек на расположение клада в башне замка, изучением которого он давно занимается.

Отправившись в Ольшаны, где находится загадочный памятник архитектуры, Космич раз за разом оказывается в опасных ситуациях, на его жизнь покушаются. Антону предстоит схватка с последним представителем рода Ольшанских.

Историческая линия повествования на протяжении всей картины тесно переплетена с детективной канвой ХХ в.

Рабочий момент

Михаил Пташук

Ольшанский замок в романе и фильме — знаменитое сооружение в Гольшанах Гродненской области, построенное Павлом Сапегой в первой половине XVII столетия. Но от исторического памятника остались руины. Ехать съемочной группе на Гродненщину, где происходят события в произведении, не имело смысла. Пташук выбрал проторенный путь. Четырьмя годами ранее вышла лента Валерия Рубинчика «Дикая охота короля Стаха». Тогда выручила Украина. Снимали в Пидгорецком замке XVII в. на Львовщине. Черным замком Ольшанским снаружи стала Хотинская крепость в Черновицкой области. Интерьеры сняли в Каменец-Подольской крепости в Хмельницкой области. Подвалы под костелами — во Львове, там же и булыжные мостовые. В Минске построили всего одну декорацию в павильоне.

Сергей Кортес

Чтобы скрыть кинообман с несколькими замками, выдавая его за один, нужно было сохранить на экране дух Ольшанского. Помочь могла музыка, написанная Сергеем Кортесом:

— Требовалось не только воссоединить сооружения в одно. Там герои оказываются в разных эпохах. Каждая должна быть представлена по-своему, но с единой музыкальной линией. Это интересно. Помню хорошо наш конфликт с начальством, связанный с атмосферной мелодией в подвалах. Она должна вызывать тревогу. На худсовете сказали, что моя музыка превращает всё в фильм ужасов. Пришлось микшировать. У Короткевича есть в произведении сильный мистический оттенок. Пташук умел его создавать, не выпячивая, не в лоб. Нам говорили: мистику не допустим. Поэтому приходилось ее вуалировать. Спорили не только на худсовете, но и мы с Михаилом Пташуком. Сложно без изображения сразу понять, что мелодия подходит. Михаил Николаевич часто не мог разобраться без картинки, годится она или нет. Однажды я, спокойный человек, распсиховался и бросил в него табурет. Единственный раз в жизни такое случилось.

На худсоветах боролись не только с мистификациями, но и с натурализмом. Сегодня можно прочесть в протоколах, например, замечание: «Обезображенное лицо Марьяна и череп князя Витовта, сделанный под футбольный мяч, убрать!».

Крутые берега

Геннадий Гарбук

Главный герой ленты Космич в Ольшанах сталкивается с местным жителем Лопотухой — несчастным сумасшедшим, у которого в годы войны помутился рассудок, после того как он стал очевидцем расстрела рабочих фашистами. Его сыграл Геннадий Гарбук:

— В Каменец-Подольском в старой турецкой крепости я натерпелся. Шел туда впервые пешком по хлипкому переходному мосту, а далеко внизу каньон и речушка. Глубина, наверное, 500 м. А я высоты боюсь. Уцепился за перила, голова кругом. Там такие отвесные скалы, крутые берега! Но самое яркое впечатление в сцене, где немцы гонят людей, а я смотрю на это через гнилые доски. Это в ратуше того же замка снимали. В ней была средневековая пыточная камера. Такая связь времен. Расстрел фашистами, пыточная камера…

Эдуард Марцевич

Многие считают, что актер даже из ближнего зарубежья не может передать национальный белорусский колорит. У Пташука иной, интернациональный подход. Он считал: чем обширнее география происхождения артистов, тем в большем числе республик и стран фильм будет интересен.

Виктор Евграфов

Валюжинича в исторической линии и Антона Космича сыграл москвич Виктор Евграфов. Марьяна Пташинского — Эдуард Марцевич. Из Москвы и исполнитель роли Витовта Ольшанского Игорь Васильев.

Один из противников Космича в борьбе за фолиант — Стах Высоцкий. Его сыграл литовский актер Стасис Пятронайтис. Риманте Крилавичюте — на экране Сташка, подруга Космича — исполнила и роль Гордиславы в исторической части картины.

Белорусы Иван Мацкевич и Петр Юрченков тоже вошли в обойму.

Горе Мастера

Владимир Короткевич

В состав съемочной группы ленты «Черный замок Ольшанский» включили 19 внештатных работников. Среди них были инструктор по обучению верховой езде, дрессировщик собак, спелеолог. В этом списке находился и автор сценария с пометкой о времени занятости: 3 месяца. По правилам кинопроизводства присутствие сценариста на съемочной площадке, суточные, проживание, питание бюджетом не предусмотрены. Гонорар за экранизацию романа Владимир Короткевич получил ранее. Режиссер фильма Михаил Пташук полагал, что работа поможет писателю пережить случившуюся накануне трагедию: в феврале 1983 г. умерла его супруга Валентина. Режиссер выхлопотал для него отдельную и приличную по тем временам сумму — 1 000 рублей — за редакторский труд в период съемок. Однако на деньги Владимир Семенович внимания не обращал, он не умел жить без своей Валентины. В сохранившихся бухгалтерских документах на картину «Черный замок Ольшанский» в разделе «Экспедиция» напротив строки «Короткевич В. С. — 1 000 руб.» от руки написано: «Не получал».

Эта лента — первый и последний опыт работы Михаила Пташука с произведениями Владимира Короткевича.

— Я его ни разу на съемках не видел, — вспоминал Геннадий Гарбук. — Он не приезжал. Как я слышал, сначала просто отказывался, а потом сильно был нездоров. Если кто-то откроет его том, любые произведения, вряд ли оторвется. «Каласы пад сярпом тваім» в Купаловском театре шли на аншлагах. В зале и стар и млад.

1984-й стал годом выхода на экраны картины «Черный замок Ольшанский» и смерти писателя. Пока болезнь окончательно не сломила, он часто бывал в Александровском сквере в Минске. Владимир Семенович жил в доме № 36 на улице Карла Маркса напротив Купаловского. Он сидел на лавочке, а мимо торопились люди, часто знакомые, которые были рады его видеть. Улыбались, жали ему руку и спешили по своим делам.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ