СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА. «Фруза»

О том, как создавался фильм «Фруза», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Лента 1981 года по произведению Василя Быкова с нехарактерным для автора военной прозы сюжетом вызвала споры как в кабинетах чиновников, так и в обществе.

О чем фильм

1946-й. В поисках лучшей доли деревенская девушка Фруза, дочь репрессированного агронома, уехала в город, устроилась на работу вахтером в одно из учреждений. Каждый ее день начинается одинаково. Мимо вахты проходят рядовые сотрудники и начальство, жизнь бурлит у всех, кроме нее. Единственная, кто говорит с ней по душам, — уборщица Дроздова.

Однажды водитель конторы Пархомов по просьбе Фрузы устраняет надоевший скрип входной двери. Позже машина Пархомова ломается неподалеку от дома, где живет девушка. В знак благодарности она помогает шоферу: мчится в гаражи за мелкой запчастью.

У него есть жена и ребенок, но герои сближаются. Вскоре Фруза оказывается в положении. Ни на что не претендуя и понимая, что Пархомов не бросит семью, она решает рожать и растить чадо сама. В девушке просыпается желание жить. В голоде, послевоенной разрухе малыш станет единственным, кому Фруза нужна.

Махнул рукой

Василь Быков

Рассказ, фактически зарисовку «На тропе жизни», махнув рукой на «Моральный кодекс строителя коммунизма», написал В. Быков. Федор Конев переработал произведение в сценарий. Бытовые истории считали мелкотемьем. Но на лауреата государственных премий и народного писателя Белоруссии открыто поднять руку цензура к концу 1970-х не решалась. Снимать по Быкову было позволено. Одна из причин — поклонником его творчества являлся руководитель республики Петр Машеров. Однако всё изменилось на этапе сдачи картины.

Федор Конев

Производителем стало творческое объединение «Телефильм». Заказчик производства в 1980-м — Гостелерадио БССР, которое тогда возглавлял писатель Геннадий Буравкин:

— Я до переговоров о съемках не читал этот рассказ. Для меня и для всех Быков — всегда о войне. И вдруг произведение о том, что называли аморалкой. К тому же писатель делает блудницу святой, а такое не одобряли. Существовали другие шероховатости: в сценарии начальство показано иронично. Автор его высмеивает. Хоть я и сам был начальником, но боялся соглашаться на заказ фильма. Разные были люди в высших эшелонах. Но когда режиссер Вячеслав Никифоров объяснил мне концепцию будущей картины, согласился.

Геннадий Буравкин

В ленте очень точно воссоздана послевоенная атмосфера, тщательно подобраны предметы быта, с большой скрупулезностью созданы костюмы и декорации. Нельзя не заметить, что режиссер с любовью относится к послевоенному времени — периоду его детства. Погружение в материал — косвенная возможность для него ненадолго оказаться в прошлом.

Вячеслав Никифоров

— До этого снял немало остросюжетных, отчасти патриотических фильмов. Было ощущение бескрылости, — рассказывал Вячеслав Никифоров.  Работать без любви — это как девушке без любви целоваться. И вдруг такая живая литературная основа. Я мог позвонить Быкову и спросить, что он закладывал в это произведение. Но потом сам понял. Он имел в виду возрождение. Несмотря на гибель мужей на фронте, сложности и нищету после войны, потребность дарить жизнь у женщин никуда не делась. Благодаря этому появилось послевоенное поколение: яркое, творческое, не искавшее покоя. Было кому работать в 1970-е. Быкову потом показал картину. Он всегда был немногословен. Сказал, что лента понравилась.

Все несчастья

Татьяна Кулиш

В рассказе Быкова Фруза — «моцная саракагадовая баба». Режиссер будто в противоречие писателю настаивал на актрисе Ленинградского театра имени Пушкина Татьяне Кулиш. Она полная противоположность — стройная, трепетная, незащищенная.

Когда утверждали артиста на роль шофера Пархомова, многие шутили, что Никифоров срифмовал фамилии исполнителей. Водителя сыграл Владимир Кулешов из Белорусского государственного академического театра имени Якуба Коласа. Пару Кулиш — Кулешов считали парадоксальной.

Владимир Кулешов

— Это Вячеслав Александрович определил дуэт, — вспоминала актриса.  Ему хотелось, чтобы Пархомов был крупным, плечистым, с обожженной душой, но за которым женщина чувствовала себя защищенной. Владимир Кулешов был чуть ли не в два раза выше меня. Режиссер считал, что в этом несоответствии есть притягательность.

Роль уборщицы Дроздовой досталась Галине Макаровой. На худсовете к образу придирались, дескать, слишком много машет тряпкой в кадре, лезет со шваброй под ноги людям, командует. К тому же говорит: «Все несчастья от мужиков».

Татьяна Костюнина, дочь Галины Климентьевны, рассказывала:

— Мама — очень эмоциональный человек. Любила поворчать и на меня, и на папу. Она была у нас командиром, за это мы ее любили. В фильме, мне показалось, она не играла, а просто оставалась собой.

Единственного весельчака в учреждении, Шаврова, бесконечно подшучивающего над Фрузой, сыграл белорусский актер, режиссер Владимир Орлов:

— Очень долгий период, когда лента в очередной раз проходила в телеэфире, при встрече знакомых на улице, здороваясь, слышал от них свои реплики из картины и смех: «Фруза-кукуруза», «Фруза — три арбуза». Такой человек есть в каждом коллективе. Бездельник, балагур. Интересно, что до подбора актеров нарисовали эскизы костюмов, надетых на персонажей с произвольными лицами. Оказалось потом, произвольное лицо на эскизе в моем костюме — точная моя копия.

Картина примечательна тем, что московские звезды Лев Перфилов и Валентина Титова снялись в ней в ролях второго плана.

Это как понимать?

Съемки проходили в Даугавпилсе (Латвийская ССР). Когда лента была практически готова, 4 октября 1980-го в аварии погиб Петр Машеров. Отношение к рассказу Быкова и фильму в отделе культуры ЦК КПБ резко изменилось: «В центре сюжета не героическая личность, а любовный треугольник? Это как понимать? Она — антигерой! Не годится!» Чиновники противоречили себе сами. Решение рожать в голодные годы их не удивляло. Но удивила сцена, в которой персонажи пьют хлебный квас. Вспомнили, что с хлебом было туго в 1946-м. Потребовали заменить на березовый сок. Соединить два факта — отсутствие хлеба и решение Фрузы рожать — цензоры не могли. Соединив, ответили бы для себя на вопрос: герой Фруза или антигерой?

В итоге картина вышла на единственном белорусском телеканале. Люди получили кино о себе, о понятном, без пафоса и фанфар. Но правда жизни во времена застоя смотрелась как вызов. В Гостелерадио БССР приходили письма, теперь от домохозяек. Одни благодарили, другие негодовали. А лента жила и живет, раз в год появляясь в телеэфире.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ