СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА. «Верные друзья»
О том, как создавался фильм «Верные друзья», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Наш земляк оператор-постановщик Марк Магидсон чуть не погиб на съемках, а сценарий этой ленты, написанный в сталинскую эпоху, после обновления стал первой ласточкой оттепели 1950-х.
О чем фильм
Давным-давно на окраине Москвы жили трое друзей — Василий Нестратов, Борис Чижов, Александр Лапин. Плавая на утлой лодочке по Яузе, они дали клятву: когда вырастут, совершат настоящее путешествие по большой реке.
Прошли годы. Ребята стали взрослыми и известными каждый в своей профессии. Нестратов — академик архитектуры, Чижов — знаменитый нейрохирург, Лапин — животновод-селекционер.
Привилегированное положение сделало Василия заносчивым. Друзья заманивают его в путешествие на комфортабельном пароходе, который оказывается простым плотом.
В пути троица попадает в разные ситуации, порой комические: то оказываются в нижнем белье на острове, то их принимают за приезжих артистов, и они вынуждены выступать на сцене. Однажды друзей чуть не арестовали. Самое важное, во время приключений Нестратов понял, насколько он заносчив, Лапин обрел потерянную возлюбленную, а Чижов провел уникальную операцию в провинциальной больнице, спасая местную девушку Катю Синцову.
Настало время
В 1920-е режиссера Михаила Калатозова обвиняли в формализме, его фильмы называли политически вредными. Он ушел из профессии, учился в аспирантуре Государственной академии искусствознания. Вернулся в кино директором Тифлисской киностудии. Только спустя семь лет, в 1939-м, вновь взялся за режиссуру, снимал патриотические ленты «Чкалов», «Мужество». Занимал пост заместителя министра кинематографии СССР. Позже снял плакатную драму «Вихри враждебные». За нее, по воспоминаниям Калатозова, ему было стыдно. Поэтому весной 1953-го на вопрос о дальнейших планах ответил: «Буду снимать комедию». Стоит напомнить, что в марте того же года умер Сталин. До этого в течение восьми лет ничего, кроме единичных фильмов с лакированной действительностью, киностудии страны не снимали. Кинопрокат наводнили трофейные ленты. Илья Эренбург еще не издал своего романа «Оттепель», названием которого озаглавят эпоху. Калатозов вовремя понял: его новая картина может стать первым глотком наступающей свободы и первой ласточкой эры отсутствия страха.
Несколько лет на «Мосфильме» пылился сценарий комедии «На плоту» в авторстве Александра Галича и Константина Исаева. Нестратов в ней не высокопоставленный бюрократ, а мечтатель-астроном. Отсутствовал в тексте и местечковый прохиндей — начальник строительства Нехода. Комедия не была сатирической. В 1950-м, когда ее писали, страна чувствовала, что настал пик сталинской мнительности, шутить про начальство боялись.
Калатозов попросил авторов убрать глянец и ввести дополнительных персонажей. Получив полную свободу, они сделали сценарий хлестким. Режиссер предпринял всё, чтобы материал не подвергли цензуре. Однако позже из готового фильма пришлось выбросить самые острые колкости.
Когда сценарист и бард Александр Галич 25 июня 1974 года был вынужден эмигрировать из СССР по причине травли, его фамилию убрали из титров картины.
В 1957-м М. Калатозов снял свой главный фильм «Летят журавли», получивший «Золотую пальмовую ветвь» на 11-м Каннском кинофестивале.
Он же Ленин
Роль академика Нестратова предлагали звезде советского кино Николаю Черкасову. Но народный артист СССР и депутат Верховного Совета отказался: в некоторых сценах требовалось щеголять в одних трусах.
Василий Меркурьев, сыгравший Нестратова, Борис Чирков, исполнивший роль Чижова, и Александр Борисов, ставший Лапиным на экране, тоже были известны зрителям. Их помнили по лентам «Истребители», «Юность Максима». Для большей легкости общения в кадре персонажам дали настоящие имена и отчества актеров. Они импровизировали, придумывали на площадке шутки и репризы, сразу входившие в картину.
Рабочая атмосфера соответствовала времени. 52-летний Чирков приехал на съемки с молодой супругой актрисой Людмилой Геника. Калатозов предложил написать для нее небольшую роль. Так в ленте появился образ доктора Машеньки, по просьбе которой профессор Чижов провел сложную операцию.
Роль начальника строительства Неходы досталась Алексею Грибову. Несмотря на перемены, его не сразу утвердили по идеологическим соображениям. Нехода — чинодрал, бюрократ, а Грибов — первый актер, воплотивший на сцене МХАТа образ Ленина.
Звезды сошлись
Съемки начались в Москве летом 1953-го. Калатозову удалось вытребовать пленку «Кодак», обладавшую хорошей цветочувствительностью, поэтому картина до сих пор в отличном качестве.
В сценах, где Лапин с Чижовым объезжают стройки Москвы в поисках Нестратова, авторы хвастают новыми символами столицы — высотками. Запечатлены возведение здания гостиницы «Украина», строительство Дома преподавателей МГУ на Ломоносовском проспекте, готовое здание МГУ и жилой высотки на Котельнической набережной.
Путешествие на плоту частично снято в Калужской области на реке Оке. В конце августа заметно похолодало. Плот разобрали, перевезли в Ростов-на-Дону, где была теплая погода. Туда вылетела и группа. Но в южной столице России небо затянула серая хмарь. Героям приходилось изображать, как они, раздевшись, млеют на солнце. На деле же их пронизывал холод.
Самым технически сложным для съемочной группы стал эпизод с обезумевшим из-за пожара табуном лошадей, мчащимся на актрису Людмилу Шагалову в роли Кати Синцовой. Сниматься ей требовалось без дублера, в кадре должно было быть заметным лицо. В. Меркурьев шепнул актрисе: «Люда, не советую!» На ведущих лошадей прыгнули всадники, чтобы они задали направление табуну. Однако в первом дубле лицо Шагаловой оказалось излишне испуганным. А Катя ведь героиня. Пришлось снимать дубль за дублем.
Во время съемок этой сцены едва не пострадал оператор-постановщик ленты Марк Магидсон, уроженец Гомеля. Один конь сбил его с ног, а другой ступил копытом у самой макушки. Снимая дополнительные ракурсы, Магидсон залез в вырытую яму, сверху ее прикрыли железным листом. Но лошадь в галопе лист прогнула. Ему опять повезло. Знаменитая «Бесприданница» (1936), «Новые похождения Швейка» (1943), «Повесть о настоящем человеке» (1948) сняты его камерой. Несмотря на везение в день съемок сцены с лошадьми, фильм «Верные друзья» оказался для него последним. В 1954-м, в год премьеры, Марк Павлович погиб в автомобильной аварии.
Любовь зрителей к ленте не прекращается и сегодня. Случайно увидев ее в телеэфире, многие не переключают. Поворотный год в истории страны, блистательные актеры, режиссер, решивший изменить творческую судьбу, — всё сошлось воедино холодным, но счастливым летом 1953-го.