Снежные заносы, скользкие тротуары. Как борются с последствиями снегопадов в других странах

Как борются с последствиями снегопадов и гололедом в других странах, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

Хоть зима уже и переступила экватор, самые обильные снегопады, как водится, будут под занавес. А что такое 10-балльные пробки в непогоду, Минск хорошо усвоил. Мы ругаем по привычке коммунальные службы, мол, дороги чистят более-менее, а тротуары и дворы из ряда вон. Но будем честны до конца. На днях в своем микрорайоне наблюдал картину, уверен, типичную для Минска: небольшой и маневренный трактор, пыхтя, пытался справиться со снегом в тесном дворе. Лавировал между двумя десятками припаркованных машин в самый разгар рабочего дня. А ведь предупреждали, просили убрать авто еще накануне. И на кого здесь пенять?! Еще давайте признаемся вот в чем: кто из минчан этой зимой взял в руки лопату? А ведь личная ответственность горожан в борьбе со стихией во многих странах возведена в ранг закона со всеми вытекающими последствиями.

Конечно, сложно переплюнуть исландцев с технологией использования горячих источников. Хотя в той же Франции к нечастому снегу относятся по-философски: как выпал, так и растает. И это всегда вызывает шквал критики местных жителей. Но будем учиться у лучших в этом деле. К передовому мировому снежному опыту не мешало бы присмотреться и минским коммунальщикам (далеко не все технологии дорогие, что-то можно с умом и перенять), и горожанам (не всегда стоит ждать милости).

Германия

Педантичные немцы еще до снегопада бросают все силы и технику на крупные автобаны и городские магистрали. А вот тротуары вдоль жилых домов, как правило, обязаны убирать собственники земельных участков. И в каждом городе свой свод правил. Так, в Нюрнберге каждый житель должен очистить ближайшую пешеходную дорожку от снега и наледи как минимум на 1,2 м и посыпать тротуар гравием (его можно бесплатно получить в специальных пунктах). Причем есть четко установленные часы уборки. Кроме того, хозяин участка должен постоянно следить за своей территорией и поддерживать ее в идеальном состоянии (независимо от возраста или состояния здоровья). Можно, конечно, нанять профессионалов, но это обойдется не в один десяток евро. А ответственность серьезная. И дело не только в крупных штрафах. Если кто-то поскользнется и получит травму именно на вашем участке, суд взыщет с вас многотысячный ущерб.

США

Главное в борьбе со снежной стихией в северных штатах Америки — скорость. Действуют принципы «быстро предупредить» (в США система оповещения водителей, домовладельцев и муниципальных властей работает как часы) и «быстро убрать» (для крупных магистралей и городских улиц — правило трех часов). Государственные и частные компании обязаны привести в порядок проезжую часть в течение 180 минут после снегопада. Непунктуальным дорожникам грозит штраф. К тому же на борьбу со стихией нередко выходят волонтеры из местных жителей. Для них такая талака — честь и гордость. А вот жилые городские районы или, как у нас принято говорить, спальные — зона ответственности исключительно граждан. Это типично для Америки. Пространство вдоль частных домов обязаны расчистить от снега сами жильцы. Если этого не произойдет в течение 24 часов, придется заплатить неустойку. Еще один вариант: уборочные работы может заказать местная власть. Но счета за услуги в таком случае опустятся в почтовые ящики горожан, а не лягут на плечи местного бюджета.

Япония

Те, кто путешествовал по Стране восходящего солнца зимой, наверняка были впечатлены гигантскими снежными тоннелями на дорогах. Это типичный японский рукотворный ландшафт. В некоторых районах за сутки может выпасть до нескольких метров осадков. На помощь приходят буровые машины, которые разбрасывают снег по обочинам, а специальный трактор выстраивает вдоль дорог снежные стены высотой до 10 м. Такие белые коридоры привлекают немало туристов: селфи из снежного тоннеля — обязательная программа для путешественника. Многие городские тротуары и улицы оснащены системой подогрева, что помогает снегу быстро таять. Этот способ на поверку оказался экономичнее армии коммунальной техники. В районах, где нет теплых тротуаров, горожане вынуждены мириться с гололедом и сугробами. Убирают их исключительно традиционным способом, ведь любые химикаты в борьбе со стихией в Японии запрещены.

Скандинавия

Финляндия практически полностью отказалась от привычной для нас соли. И дело не столько в экологичности, сколько в необычном поведении местных животных. Олени и лоси обожают соль и приходят слизывать ее с дорог. Дабы избежать ДТП, реагент почти повсеместно заменили на мелкий гравий. Кроме того, сами финны нередко выходят на борьбу со стихией в городе. Местные коммунальщики могут предоставить все необходимое, даже небольшой снегоуборочный трактор. Правда, для управления им придется пройти специальные курсы, к слову, на бесплатной основе.

А вот самые оригинальные — норвежцы и шведы. Здесь используют горячий гравий. Этот необычный метод запатентовал местный ученый в 2004 году. Снег сначала укатывают, а затем посыпают влажным песком или мелким гравием, разогретым до температуры почти 100 градусов. Снег таким образом быстро превращается в чистую воду. А под большинством тротуаров в городах Норвегии проходят трубы горячего водоснабжения. Вот так с умом можно одним выстрелом убить двух зайцев.

Фото Сергея Лукашова

ТОП-3 О МИНСКЕ