Снимай батарею и заряжай дома. В «Великом камне» прошел «День электротранспорта»

Самокаты и скутеры, мотоциклы и автомобили, автобусы с водителем и без — и все на электрической тяге. 15 июля просторные и малолюдные улицы индустриального парка «Великий камень» на день превратились в город будущего, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

«Великий камень»Белорусы могут и умеют выпускать транспорт завтрашнего дня. Многие разработки начали тестироваться 4–5 лет назад, а некоторые выполнены за считанные месяцы. На «Дне электротранспорта» журналисты и высокие гости, среди которых был министр энергетики Виктор Каранкевич, а также руководители ведущих предприятий страны, оценили и те, и другие.

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

«Приборостроительный завод Оптрон» НАН Беларуси одним из первых начал осваивать тему легкого электротранспорта. Свою продукцию он внедряет под брендом «Минск Академия».

выставка электротранспорта в Великом камне— Разрабатываем от самоката до электромотоцикла, но сюда привезли далеко не все. Есть еще электромотоцикл с центральным электродвигателем, — представляет новинки начальник коммерческого отдела ООО «Оптрон» Андрей Подобед.

Обычно производители выпускают подобную технику на мотор-колесах. Другими словами, вставляют электроприводы в каждое колесо. Однако один, но более сильный двигатель позволяет увеличить мощность всей машины, а заодно уравновесить баланс так, чтобы было удобно управлять мотоциклом.

выставка электротранспорта в Великом Камне— Сейчас пишем бизнес-план для организации мелкосерийного и серийного производства как самого электротранспорта, так и его компонентов. Выпуск комплектующих для нас предпочтительнее, поскольку на изготовление машин по полному циклу необходимо больше времени и ресурсов. Тем более что есть производители, с которыми можно кооперироваться, — объясняет А. Подобед.

На «Оптроне» организован экспериментальный участок, где собирают аккумуляторные батареи. По желанию клиента можно выбрать любой вариант по емкости и размерам. Если переводить в километры, то проехать на одной зарядке скутера можно до 60 км. Заряжать батарею придется семь часов. Запас хода мотоцикла — до 80 км. При этом машины едут бесшумно. Установить динамики, чтобы создать звук мотора для безопасности пешеходов, к которым подкрадывается электротранспорт, несложно, уверяют ученые.

выставка электротранспорта в Великом Камне— Это разработка нашего предприятия для шеринговых компаний, — указывает собеседник на симпатичный самокат. Здесь увеличенная дека, куда можно установить высокоемкую батарею, тем самым увеличив запас хода. Пока испытываем его, но после тестов сможем предложить. Заодно установим амортизаторы на колеса, которые сделают ход плавнее.

Еще одна новинка от Академии наук — микроавтобус, выпуск которого ученые хотели бы наладить с надежным инвестором. К слову, на площадке были замечены представители банков, которые интересовались перспективными разработками, в том числе от НАН Беларуси.

Стильный двухколесный ё-мотоцикл, который называется Punch («Панч») показали бывшие создатели ё-мобиля.

— Когда инвестор неожиданно бросил нас и свернул проект, пришлось начинать все с нуля, — рассказывают белорусские конструктора. Сейчас ООО «КЕЙДЖИ ИМПЭКС» — резидент Минского городского технопарка.

выставка электротранспорта в Великом КамнеНа создание опытного образца мотоцикла ушло пять месяцев. На Punch собираются устанавливать электродвигатель мощностью 27 лошадок и два быстросъемных аккумулятора, которых должно хватить на 80–90 км пробега. Максимальная скорость мотоцикла будет ограничена 135 км/ч, а съемные батареи, расположенные по бокам, можно снимать и заряжать в квартире.

— Электротранспорт — наше будущее. По оценкам международных агентств, к 2040 г. Он будет составлять треть всего автопарка, — считает министр энергетики В. Каранкевич. — Развитие этого сегмента — приоритет для Беларуси. Главой государства принят ряд решений, направленных на стимулирование использования электротранспорта, развитие электрозарядной инфраструктуры. Все это создало основу для успешного продвижения электротранспорта на внутреннем рынке. А это новые рабочие места и создание более комфортных условий для жизни граждан.

министр энергетики В. КаранкевичМинистр энергетики упомянул и создание и ввод в эксплуатацию первой АЭС в Беларуси. Ее строительство находится на завершающем этапе.

— Проводятся предпусковые операции. Практически завершается подготовка всех технологических систем. Проводятся пусконаладка и их испытание.

Но, отвечая на вопрос, будет ли запущена станция в августе, министр предложил не торопиться:

— На первом месте стояла и стоит безопасность. Все работы проводятся в строгом соответствии с техническими программами, — ответил он.

Кроме того, выяснилось, что белорусы стали чаще заряжать электротранспорт, что выражается в цифрах статистики. Если в 2019 г. этот показатель составлял 3,8 млн кВт⋅ч, то за первый квартал 2020 г. — 2 млн кВт⋅ч, а в целом по году ожидается порядка 12 млн кВт⋅ч, или трехкратное увеличение по отношению к прошлому году.

— Электромобиль — более емкое понятие, чем электротранспорт, — уверен заместитель министра промышленности Андрей Буйневич. Сегодня мы понимаем, что это комплексная инфраструктура зарядных станций, специализированных СТО, обучение специалистов, которых необходимо готовить, чтобы развивать это направление.

заместитель министра промышленности Андрей БуйневичПроизводители видят перспективу в экологическом транспорте и готовы продавать его. Так, МАЗ в ближайшее время должен выпустить около 20 «зеленых» машин. МТЗ создал опытный образец льдозаливочной машины, которая сегодня проходит испытания на ледовых аренах столицы. В ближайшей перспективе планируется выпустить 25 подобных машин для ледовых арен всей страны.

К слову, неслучайно «Великий камень» выбран местом базирования выставки. Первым организованным в индустриальном парке производством был выпуск суперконденсаторов, которые сейчас эксплуатируются в 80 электробусах «Белкоммунмаша», которые закуплены столицей.

выставка электротранспорта в Великом Камне— В нашем парке 62 резидента из 15 стран мира. Именно машиностроительный кластер занимает достойное место в развитии нашего проекта и в экономике Беларуси, — рассказал глава администрации «Великого камня» Александр Ярошенко. Сегодня мы представили здесь образцы, которые уже выпускаются в Беларуси, которые начинают эксплуатироваться и которые будут создаваться. Как пример, месяц назад мы приняли нового резидента из Литвы, который будет изготавливать скутеры и самокаты для наших потребителей.

Александр ЯрошенкоВ путешествие по индустриальному парку высокие гости отправились на беспилотном автобусе. Его выпуск тоже освоили резиденты парка.

Фото Ирины Малиновской

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ