Сочинение, тест, билеты? Какими могут быть выпускные экзамены в школе – мнение директора гимназии

Форму выпускных экзаменов для 11-классников планируют изменить. На внедрение новшества может уйти около двух лет, а перемены, которые затронут школьную аттестацию, обсудят с педагогической общественностью. Об этом рассказал министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко в эфире программы «Контуры» телеканала ОНТ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

По словам И. Карпенко, форма выпускного экзамена за курс средней школы должна соответствовать форме испытаний для поступления в вуз. Эту идею министр образования высказал еще в августе 2017 года во время проведения Республиканского педсовета с участием Главы государства. Тогда речь шла о том, что традиционные экзамены у 11-классников могут быть заменены комплексным общеобразовательным тестом.

Какими же видят выпускные экзамены представители педагогической общественности? Мы поинтересовались мнением директора гимназии № 10 Марины Ильиной. Она является председателем Ассоциации руководителей учреждений образования ОО «Белорусское педагогическое общество». Была приглашена на состоявшееся 1 февраля совещание с Президентом Беларуси Александром Лукашенко, где обсуждали перспективы развития национальной системы образования.

Ассоциация руководителей учреждений образования создана с целью изучения передового педагогического опыта, его популяризации. Это своеобразная площадка для обмена мнениями и выработки единых подходов в решении тех или иных вопросов. На заседаниях совета ассоциации всегда присутствуют представители Министерства образования, ведущих вузов страны. То есть у нас есть возможность донести управляющим органам те проблемы, которые видим на местах, – рассказывает М. Ильина.

– Какие темы поднимались в последнее время?

Каждое заседание посвящено определенной проблеме. Часто выезжаем в регионы. Последнее прошло в Минске в СШ № 161. Обсуждали тему финансовой компетенции руководителя учреждения образования. Затрагивали вопросы, касающиеся эксперимента с так называемым подушевым финансированием: как сегодня директору грамотно распоряжаться выделенными бюджетными средствами. Темы, которые поднимаются на заседаниях, разнообразны: начиная от имиджа учителя до региональной образовательной политики.

– Почему, на ваш взгляд, вопрос школьной аттестации сегодня так остро поднимается?

Форма выпускных экзаменов за 11-й класс отличается от вступительных испытаний в вуз. Условно, оканчивая школу, ребята в качестве экзамена по русскому или белорусскому языку пишут изложение. Поступая в вуз, сдают ЦТ. К этим формам испытания ученику нужно готовиться по-разному. Сейчас, видимо, обсуждается вопрос, как их объединить.

– Может ли тестирование заменить традиционную форму выпускных экзаменов школьников?

Это сложный вопрос. В тестирование не заложишь многих важных моментов. Однако ЦТ, необходимое для поступления в вуз, сегодня одна из эффективных форм контроля знаний. Но мы, педагоги, также понимаем, что иногда важно знать не только то, как ребенок умеет обрабатывать массивы данных, но и то, как он логически мыслит. И устные экзамены в этом плане никто не отменял. Многие вузы, если говорить про тестирование, думают о необходимости введения дополнительного экзамена при поступлении. Речь идет о таком испытании, которое могло бы показать и другие компетенции ребенка, не только наличие необходимых знаний по предмету и умение корректно заполнить тестовый бланк. На экзамене в непосредственной беседе с учащимся можно многое почерпнуть об уровне его подготовки, возможности сопоставлять те или иные факты. На мой взгляд, если испытания в вуз и за курс общеобразовательной школы будут приведены к единой форме, это облегчит подготовку школьников к ним. Условно, ученики будут четко понимать – впереди их ждет изложение. К слову, в педагогических кругах мы даже обсуждаем необходимость сочинения! Ну вот какой формат проверки знаний должен быть, например, по русскому или белорусскому языку? Диктант, наверное, самая простая форма контроля, которая покажет лишь уровень грамотности – усвоения правил правописания. Изложение, в свою очередь, отражает не просто то, как ребенок запомнил текст, только что зачитанный, но и то, как он умеет сформулировать свои мысли и оформить их в логической последовательности. А сочинение – это та форма испытания, которая к тому же показывает и зрелость человека, его точку зрения на окружающий мир. Но, с другой стороны, порассуждаем: если сочинение примут за форму испытания, то и школьная программа должна выстраиваться соответственно, притом начиная с начальных классов.

Сегодня ученые совместно с Национальным институтом образования разрабатывают концепцию того, как может выглядеть школьная аттестация. Мы, педагоги, согласны ее обсуждать. Однозначно, система образования должна развиваться и меняться так же, как меняется время. Нельзя выработать одну политику и века ее сохранять. Кругом цифровизация. Контроль знаний в виде тестов позволяет достичь быстрой обработки результатов, проверки больших объемов знаний. Какая бы система ни была принята, всегда найдутся ее сторонники и противники. Главное, все должно делаться в интересах ребенка и страны. Сегодня важна такая политика в сфере образования, которая удовлетворяла бы потребность экономики в кадрах.

ТОП-3 О МИНСКЕ