Сохранить Человека. Прежде всего в себе

Ольга Поклонская
Автор материала:
Ольга
Поклонская

У прогресса тоже есть свои риски и вызовы. Их важно вовремя заметить, подготовить защиту, нейтрализовать.

Нет, мы еще как следует не осознали, что живем в новой цивилизации. Мир на наших глазах невероятно преобразился и с потрясающей скоростью продолжает изменяться.

Уже есть летательные аппараты и автомобили, управляемые без пилотов и водителей. Искусственный интеллект постепенно заменяет человека в самых разных сферах. Ученые имеют дело с невидимыми глазу наномиром, нановеличинами. Появился даже термин «нечеловекомерный мир». Нет проблем с тем, чтобы быстро найти любую нужную информацию и связаться с человеком на другом континенте. Разве это не революция? Еще какая!

От ее свершения мы все должны прийти в немедленный восторг? «Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, счастлив человек…»

Конечно, прогресс радует. Но ведь появляется масса новых вызовов и рисков.

Вряд ли кто-то будет спорить с очевидным: дети цифровой эпохи отличаются от тех, кто формировался в докомпьютерную эру. Поспевают ли взрослые — родители и педагоги — меняться с учетом трансформаций, происходящих в жизни? Увы… Чему нужно учить подрастающее поколение, какие навыки и способности развивать в них прежде всего для того, чтобы они не растерялись в этом невероятно усложнившемся мире?

Во-первых, школа должна по основным дисциплинам закладывать, фундамент современных знаний, а не безнадежно устаревших, учить детей мыслить самостоятельно, критически оценивать любую получаемую информацию. Знания обновляются и пополняются ошеломляющими темпами, и непрерывное образование должно стать нормой для любого уважающего себя человека.

Искусственный интеллект способен во многом нам помочь. Но он не конкурент нашему мозгу в том, что касается творчества. И эту особенность — мыслить небанально, нестандартно — необходимо развивать как конкурентное пре­имущество современного человека.

Во-вторых, детей нужно учить гибкости, повышать стрессоустойчивость, способность быстро перестраиваться, овладевать новыми навыками. Сегодня много говорят о том, что скоро отпадет нужда в бухгалтерах, водителях, кассирах, швеях, журналистах, туроператорах, переводчиках и так далее. Следует готовиться к тому, что смена занятий, профессий в течение жизни становится нормой, правилом бытия.

В-третьих, исключительно важная, на мой взгляд, проблема, которую нельзя упускать из виду взрослым (всем, а не только педагогам!), — это сохранение, защита человечности, которая делает нас уникальным видом. Как ни печально, но в нынешнем технократичном мире человек приобретает черты робота, очень часто напоминает функцию, заметно теряет в эмоциональности, душевности, глубине, потребности в живом общении и контактах. А именно это наше всё, поскольку делает нас уникальными и интересными.

Компьютер и робот не заразят человечностью, не научат честности, великодушию, способности различать добро и зло, не очаруют шедеврами искусства, высотами мировой культуры. Такая задача по силам лишь людям. Причем тем, кто сам умеет учиться, дружить, верить, любить, восхищаться, не боится ошибок, усилий, трудностей.

Гуманизация образования предполагает, на мой взгляд, не только дополнительные часы по литературе, истории, мировой художественной культуре, но и более внимательное и чуткое отношение к личности каждого ребенка, его особенностям, здоровью, его нередко скрытому творческому и интеллектуальному потенциалу. Всё это значит, что мы пока еще очень нужны нашим детям. Нас рано списывать со счетов. Если только мы, взрослые, сами не спишем себя и не уничтожим в себе Человека.

Читайте и подписывайтесь на нас:

Читайте нас в Google News

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Самое читаемое