Соответствует ли генплан Минска пожеланиям горожан?

Почему гости Минска влюбляются в белорусскую столицу, считая ее чуть ли не идеалом современного города, а местные жители, наоборот, бурчат на градостроителей — мол, те превращают двухмиллионник в скопище панельных микрорайонов?

Потому что идеальных городов не бывает! Лишь в начале XXI века архитекторы задумались, можно ли исправить упущения предыдущих поколений. Белорусская столица также на пороге преображений: первые результаты реализации скорректированного Генерального плана развития Минска скажутся на жизни его обитателей уже через несколько лет. Только в правильном ли направлении движутся градостроители? У независимых экспертов есть мнение на этот счет. Об этом рассказывает корреспондент «СБ«.


Несколько лет назад Президент принял принципиальное решение: Минск больше не будет расширяться, а новое жилищное и прочее строительство следует вести либо за счет реорганизации существующих территорий, либо в городах–спутниках. Этот принцип вписывается в модную в Европе и США градостроительную концепцию компактного города, или города коротких расстояний: высокая плотность застройки, смешанные виды землепользования. Хотя западные лекала не всегда к нам применимы, кое–какие признаки утери компактности у нашей столицы уже налицо, считает эксперт Минской урбанистической платформы Дмитрий Бибиков:

— Оставляет желать лучшего согласованность пространственного развития Минска и прилегающих к нему территорий. Все, к примеру, знают, что Колодищи — это фактически город, но де–юре это не так. Координация развития двух смежных населенных пунктов — довольно сложная задача, а решают ее два разных планировочных института. Еще одна проблема — в центре Минска практически нет элитной застройки. В результате многие богатые люди строят коттеджи за городом. Благо всплеск автомобилизации населения позволяет без проблем совершать ежедневные поездки на работу за 20 — 30 и даже 50 километров. В свою очередь застройщики, пользуясь дешевизной земли за пределами Минской кольцевой дороги, рады возводить за МКАД, а столица впоследствии вынуждена заниматься дорогами, транспортом, другой инфраструктурой. Не прибавляет городу компактности и появление на периферии крупных торговых и офисных объектов.

Не приведет ли стремление к компактности к тому, что новые здания будут возводиться буквально на каждом свободном пятачке? Ничего страшного не случится, убеждены в исследовательском центре CASE Belarus, если подходить к застройке разумно. Эта организация совместно с Минской урбанистической платформой и экспертами одного из голландских архитектурных бюро недавно представила результаты исследования предпочтений минчан относительно качества жилой среды. Цель работы — изучение влияния плотности застройки на качество жизни. Авторы исходили из убеждения, что цена на квартиры в том или ином районе города — наилучший индикатор.

— Анализ был проведен на основе открытой информации о стоимости жилья в 3.190 квартирах и домах, — рассказывает Дмитрий Бибиков. — Учитывались 8 показателей: цена жилфонда, плотность застройки, расстояние от дома до центра, ближайшей аптеки, крупного продуктового магазина, тип дома в зависимости от года постройки и материала стен, количество этажей в здании и комнат в квартире.

Вкратце выводы таковы. Минчане отлично чувствуют себя в плотной застройке, а значит, хотят видеть город компактным. Но с оговорками: близко к центру, можно и дальше, но при хорошей транспортной доступности и наличии развитой инфраструктуры. Многоэтажные и высокоплотные микрорайоны не приветствуются: предпочтение отдано квартальной застройке с высотой домов до 7 этажей, а сами здания должны быть не панельными, а кирпичными либо монолитными. «За жизнь в таких условиях люди готовы платить больше», — уверен Дмитрий Бибиков.

Так что эксперты рекомендуют градостроителям обеспечивать спрос на жилье за счет приоритетного освоения неиспользованных промышленных территорий внутри городской черты. По их мнению, впредь следует отказаться от возведения микрорайонов в пользу разнообразной по типу застройки средней этажности. Одновременно надо насыщать новые кварталы качественной инфраструктурой. Точечные дополняющие объекты в районах средней плотности желательно строить без ущерба для окружающей среды, рекреационного потенциала территорий и интересов местных жителей. И последнее: решения о выделении земельных участков для нового строительства должны приниматься с опорой на точные оценки затрат и выгод, а не на мнения участников процесса и их ведомственные или коммерческие интересы.

Большой потенциал для более уверенного позиционирования Минска как компактного города в CASE Belarus видят прежде всего в грамотной застройке высвобождаемых промышленных территорий, а также в сбалансированном упорядочении «рыхлой» застройки между первым и вторым транспортными кольцами. Свои соображения авторы исследования намерены передать градостроителям, а также специалистам в области землепользования. Можно сказать, что в УП «Минскградо» их уже услышали: несколько представителей предприятия присутствовали на презентации работы.

ВОПРОС РЕБРОМ

Что предполагает генплан?

В соответствии с генпланом Минска в 2020 — 2030 годах ряд промышленных и специальных территорий планируется трансформировать с последующим строительством новых объектов. А именно:

Центр: площадки заводов имени Кирова, фарфорового, «Горизонт».

Север: площадка птицефабрики им. Крупской.

Северо–восток: бывшие спецтерритории в районе Восточном и Военной академии по проспекту Независимости, склады и базы по ул. Олешева, предприятия в районе киностудии «Беларусьфильм», парниково–тепличного комбината.

Восток: военный городок Степянка и часть военного городка № 53 по ул. Кабушкина.

Юго–восток: воинская часть по ул. Маяковского, производственные территории в районе аэропорта «Минск–1», вынос на перспективу ОАО «Керамин» по ул. Кижеватова.

Запад: часть военного городка Масюковщина, боксовых гаражей по ул. Одоевского.

Самое читаемое