Сорок лет в танце: праздники и будни легендарных «Хорошек»

Художественный руководитель легендарных «Хорошек» Валентина Гаевая про ансамбль, который уже является национальным брендом, и о том, почему падает престиж профессии артиста.

За глаза Валентину Гаевую называют железной леди белорусской хореографии. «Да какая я железная?!» – не соглашается, делает небрежный жест рукой, мол, пустые слова. А между тем Белорусский государственный заслуженный хореографический ансамбль «Хорошки» уже сорок лет танцует по всему миру. Благодаря ей и вопреки обстоятельствам.

Мы беседуем в скромном кабинете в Белгосфилармонии. Душно, прошу разрешения открыть окно. Замечаю, что комнатное растение, которое называют денежным деревом, завяло на солнце.

– Не бережете вы денежное дерево…

– Ай, их (денег. – Прим. авт.) и так нет, – отвечает шутливо, в тон мне Валентина Ивановна и продолжает уже серьезно: – У моих артистов знаете какая зарплата? Мастера сцены получают три миллиона. И это потолок. А вкалывают – дай Боже. Девяносто процентов концертов выездные. В автобусе, бывает, по пять часов туда, пять назад. Аппаратуру выгрузить, установить. Выступить. Костюмы собрать. Кто выдержит такой образ жизни? Поэтому и бегут.

_19

– Но ведь для молодого артиста престижно попасть в «Хорошки», разве нет?

– Сегодня вообще непрестижно быть артистом балета, а тем более хореографического ансамбля. Мало того что сам по себе труд тяжелый, артисты вынуждены искать подработки. Устраиваются кто на стройку, кто таксистом, кто у певицы какой-нибудь на заднем плане попрыгать. Потом они приходят ко мне на репетицию, а постигать что-то сложное у них уже нет сил.

Вторая беда – современная молодежь отстает в интеллектуальном плане от того поколения, которое танцевало в первом составе «Хорошек». С ними можно было работать. Им можно было рассказывать: представьте, вы в замке, вот-вот начнется бал… И они представляли. Без этого невозможно создать образ.

Сегодня же добиться от артиста убедительности очень трудно. Глубины нет. Все хотят денег больше, работы – меньше. В программе «Белорусы» есть номера, где по 24 пары работали. Где я сейчас найду столько артистов? Поэтому думаю не о том, что бы нового поставить, а о том, как сохранить созданное. Видео теперь доступно. Добиваюсь, чтобы выделили средства на создание архива. Тогда буду уверена, что после меня останется запись каждого номера.

– Как-то вы чересчур строги к моему поколению…

– Не скажу, что сейчас совсем нет профессионалов. Есть ребята, которые любят искусство, танец. Есть. Но мало. И это одна из главных сложностей ансамбля. Сейчас большинство артистов – выпускники нашей школы-студии. Но у школы-студии был большой перерыв, когда мы потеряли помещение. Три года назад возобновили обучение. Но пока еще смена подрастет… А у многих артистов основного состава года через три пенсия. После нее не очень-то хотят работать-потеть за такие деньги. Что говорить, много проблем. (Пауза.) Вы сами-то бывали у нас на концертах?

_24

– Впервые – еще ребенком. Не помню, конечно, какую программу смотрела. Помню удивление: «Вот он какой, народный танец».

– Мне часто говорят что-то подобное. Когда ансамбль только начинал складываться, приходилось выслушивать: «Да какое культурное наследие?! Тут ничего не было, кроме замученных крестьян в лаптях». А я старалась доказать, что были великие люди, просветители, о которых нельзя забывать. И есть богатая история и культура.

– Уже тогда понимали, как танцем убедить в этом?

– Образцовые примеры – Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева и Государственный ансамбль народного танца Украинской ССР, руководил которым Павел Вирский. Принципиально было не повториться, а сделать свои, белорусские танцы. Танец всегда отталкивается от музыки. Когда мой сын учился в театрально-художественном институте на художественном факультете, ему передали кассету с музыкой средневекового толка. Из Польши привезли. Послушала записи и поняла: это то, что я искала. Поставила свадебный танец шляхты. Хотя называть то, чем занимаются «Хорошки», танцем несколько упрощенно. Мы ведь не просто движения разучиваем. Вот, например, номер «Гуканне вясны». Это реконструкция той эпохи, когда наши предки были язычниками. Человек – вот что мне интересно.

Копалась в запасниках музеев. Казалось, что всегда в пыли и с паутиной в волосах. У Володи Мулявина лиру увидела. Начала интересоваться, кто из мастеров восстанавливает народные инструменты. Искала, кто может сделать и лиру, и дуду. Но музыканты не очень-то хотели осваивать эти инструменты, говорили: «Я консерваторию окончила, мне стыдно с этим на сцену выходить». Всякого хватало…

_17

– Чем знание истории помогает хореографу?

– Как пример. В 1970-х была опубликована поэма «Песня пра зубра» в переводе Язэпа Семяжона на белорусский язык. И я поставила «Туровскую легенду» – изобразила посвящение юноши в охотники.

– Но ведь бывает и так: артист движения выучил, костюм исторический надел, а все равно не выходит из него шляхтич…

– Чтобы делать такие программы, как «Полоцкая тетрадь» (музыкальной основой хореографического спектакля стали нотные записи белорусской светской музыки XVI–XVII столетий, обнаруженные в библиотеке Ягеллонского университета в Кракове. – Прим. авт.), нужны особые люди. Помимо физических данных, внешности, присутствия органики, музыкальности они должны быть интеллектуальными и иметь желание познавать. Куда мы только не ездили на гастроли: в Брюгге, Рим, Флоренцию… И всюду тащила коллектив в музеи. Видела, кому это интересно, а кто пытается улизнуть – и быстрей по магазинам.

– Говорят, у хореографов-постановщиков фотографическая память. Наблюдения, как народ на свадьбе «танчыць», могут быть полезны в работе?

– Если человек от природы одарен, если у него душа широкая, это выражено и в его танце. Характер – тот материал, который мне, балетмейстеру, нужен. Или, например, человек злится. Поражают его жесты, мимика, страстность движений. Все это использовала в мужском номере «Валачобнікі».

– Чтобы ставить народные танцы, пришлось разбираться в тонкостях национального характера?

– Вы думаете, я приезжаю куда-нибудь в деревню и говорю по-деловому: «Ну, показывайте, как вы тут танцуете»? Многие фольклористы именно так и представляют свою работу. Сталкивалась с такими. А народ – он же везде: и в городе, и в глубинке. И если умеешь видеть, чувствовать, каждый день познаешь что-то. Ходила на смотры художественной самодеятельности. Тогда и увидела выступление бабушек из деревни Хорошки. В настоящих лаптях. Цепочкой походили друг за другом – «Гусарики» показали. Впереди их завклубом – хлопец кудрявый. Все похихикали, даже спасибо им не сказали. А я отметила, что на том смотре это было самое ценное: и глубина, и истина, какими были наши предки. Позже поставила танец «Гусарики», а коллектив назвала «Хорошки». Когда ансамбль был создан, люди сами приезжали к нам. Музыканты на гармошках играли то же, что и на свадьбах деревенских. Если бы не понимала, как вы говорите, тонкостей национального характера, фольклорную программу не смогла бы сделать. Есть люди, которые и в небо никогда не смотрят, им там не на что смотреть. Потому что все, что их интересует, – они сами. А я к людям с душой, и они ко мне так же.

Справочно

Валентина Гаевая – художественный руководитель Белорусского государственного хореографического ансамбля «Хорошки», балетмейстер-постановщик, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, народная артистка Беларуси.

Фото Евгения Коктыша

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

Названа ягода, улучшающая настроение и память

Новое исследование указывает на то, что регулярное употребление черники положительно влияет на улучшение памяти и настроения, на удовлетворенность жизнью, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на интернет-издание Fruitnet.

У детей и молодых людей черника, согласно исследованию, улучшает память, благотворно влияет на контроль над настроением и может сыграть определенную роль в борьбе с тревогой и депрессией.

Ученые полагают, что черника также способна замедлять темпы снижения когнитивных способностей по мере старения организма. Отмечается, что с учетом старения населения планеты в целом включение этой ягоды в рацион вкупе с общей сбалансированной диетой может стать полезной стратегией наряду с традиционными методами лечения.

Такими свойствами чернику наделают полифенолы, антоцианы которыми она богата. Их также называют мощными антиоксидантами.

Авторы исследования пояснили, что положительные эффекты экстрактов, соков и целых ягод наблюдались при дозах, эквивалентных одной чашке свежей черники в день.

Смотрите также:

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Владимир Завадский

Владимир Завадский родился 13 января 1919 года в деревне Черкасово на Витебщине.

Получил среднее образование, работал в железнодорожной мастерской на станции Орша. В Советской армии — с 1939-го, окончил Энгельское военно-авиационное училище.

На фронтах Великой Отечественной — с первых дней войны. Участник боев под Москвой, Курской битвы, освобождения Украины, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии. Служил в авиаразведке и летал на переоборудованном Пе-2. На счету экипажа Завадского — 4 сбитых вражеских самолета.

Особо отличился во время Ясско-Кишиневской операции. В июле 1944-го полк воздушных разведчиков произвел фотосъемку свыше 12 000 км2 площади. Благодаря этому удалось вскрыть оборонительную линию противника в полосе наступления 2-го Украинского фронта.

26 октября 1944 года старшему лейтенанту Владимиру Завадскому присвоено звание Героя Советского Союза.

Закончил войну майором и служил в армии до 1955-го. Окончил Харьковский инженерно-экономический институт и работал экономистом на машиностроительном заводе. Умер 20 июня 1992 года, похоронен в украинском городе Первомайске-на-Буге.

Именем героя названа улица Орши.

Еще материалы рубрики:

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Семен Забагонский

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Тихон Жучков

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Степан Жуков

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Петр Жуков

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Александр Жук

Заслуженный артист Республики Беларусь Александр Кеда отметит юбилей на сцене Большого театра

осень погода большой театрЗаслуженный артист Республики Беларусь Александр Кеда 30 ноября отметит 65-летний юбилей на сцене Большого театра Беларуси, которой служит более 40 лет. Зрители увидят его в роли наемного убийцы Спарафучиле в опере Джузеппе Верди «Риголетто», сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

Когда А. Кеда выйдет в этот вечер на сцену, в зрительном зале будет заслуженный артист России Николай Моисеенко. 28 октября ему исполнилось 80 лет. Более 30 из них он отдал Большому театру Беларуси.

В репертуаре Н. Моисеенко — Ренато, Жермон, Князь Игорь, Томский, Онегин, Скарпиа, Грязной… Долгое время певец был единственным в Большом театре исполнителем важнейших партий оперного репертуара: князя Игоря, Риголетто, Скарпиа.

30 ноября в спектакле главные партии исполнят народный артист Беларуси Владимир Громов (Риголетто), обладательница медали Франциска Скорины Татьяна Гаврилова (Джильда), лауреаты международного конкурса Алексей Микутель (Герцог), Крискентия Стасенко (Маддалена) и Дмитрий Капилов (Граф Монтероне). За дирижерским пультом — Олег Лесун.

Справочно

Александр Кеда пришел в Большой театр после окончания Белорусской государственной академии музыки в 1980 году. Первой его ролью стал садовник Антонио в «Свадьбе Фигаро». И до сих пор А. Кеда исполняет ее, но уже в новой постановке.

В Большом театре артист исполнил ведущие басовые партии: короля Рене в «Иоланте», Сурина в «Пиковой даме» П. Чайковского, Бориса Тимофеевича в «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, Собакина в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Папагено и Зарастро в «Волшебной флейте», Лепорелло и Мазетто в «Дон Жуане» В. А. Моцарта, Бартоло в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Рамфиса и Царя Египта в «Аиде» Дж. Верди. А. Кеда продолжает выходить на сцену и радовать зрителей своим талантом.

Смотрите также:

В ГУБОПиК раскрыли планы оппонентов власти по срыву референдума по Конституции

Лидеры сбежавшей за границу оппозиции поставили для себя задачу создать условия для непризнания западными странами итогов референдума по Конституции Беларуси. Об этом сказал начальник отдела ГУБОПиК МВД Вячеслав Орловский в ток-шоу «По существу» на телеканале СТВ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

По словам В. Орловского, чтобы реализовать указанную задачу, эти лица обсуждали разные варианты: от бойкота до создания провокаций на участках для срыва голосования. Он отметил, что они по итогу этих обсуждений, учитывая риски для исполнителей, пока приняли единую стратегию, заключающуюся в срыве голосования через массовое вбрасывание недействительных бюллетеней.

В. Орловский подчеркнул, что все находящиеся в стране подстрекатели к совершению подобных антигосударственных действий, их активные пособники будут изолированы и привлечены к ответственности.

Смотрите также:

Президенты Беларуси и России созвонились 29 ноября и обсудили ситуацию вокруг двух стран

Президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Владимир Путин провели телефонный разговор вечером 29 ноября. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал «Пул Первого».

Ситуация вокруг Беларуси и России стала одной из тем разговора двух лидеров. По информации источника, Президенты также обсудили график совместной работы и предстоящих встреч.

Смотрите также:

В Советском районе прошел отборочный тур молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси»

В научно-технологическом парке БНТУ «Политехник» прошел районный тур республиканского молодежного инновационного проекта «100 идей для Беларуси», сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» организаторы мероприятия.

Учащиеся средних, профессионально-технических, высших учебных заведений и работающая молодежь представили свои проекты в четырех номинациях: информационно-коммуникационные технологии, медицина, рациональное природопользование и социальная сфера.

17 проектов были презентованы экспертному совету, в состав которого вошли представители Технопарка БНТУ, Минского городского и Советского районного комитетов БРСМ и другие. Представленные проекты были абсолютно разные, среди них система мониторинга параметров здоровья, безопасность беспилотных летательных аппаратов, дизайн-проект «Зеленая крыша», платформа «Электронный абитуриент», настольная игра «Замки Беларуси», модульная система «Умный дом» для многодетных семей и пожилых людей, экопроект «Зеленая дверь», интерактивная карта с туристическими маршрутами «Беларусь для всех» и другие.

Несмотря на то что в городском туре примут участие не все проекты, ребята уже победили и многое приобрели, — поделилась председатель экспертного совета, первый секретарь Советского районного комитета ОО «БРСМ» г. Минска Виолетта Шидловская. Победили свой страх, нашли поддержку своей инициативы, получили опыт выступления и принятия критики, а кто-то — совет по скорейшей реализации своего проекта.

Фото предоставлено ОО «БРСМ»

Смотрите также:

Музыка Рихарда Штрауса и философия Ницше — Большой театр приглашает на новую программу

большой театр оперы и балетаВ Камерном зале Большого театра Беларуси 7 декабря будет звучать музыка Рихарда Штрауса. Программу вокальных шедевров немецкого гения готовят солистка оперы Татьяна Петрова и концертмейстер Ирина Телепнева, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

Название программы — «Канат над бездной» — уводит нас к философии Ницше. Человек от момента своего рождения до встречи с вечностью идет по дороге жизни, словно по канату, натянутому над бездной, балансируя между добром и злом, любовью и ненавистью, честностью и подлостью, радушием и духовной закрытостью. И как человек пройдет этот путь, зависит только от него самого, — рассказала солистка оперы Большого театра Беларуси, обладательница медали Франциска Скорины Татьяна Петрова. Надеюсь, что музыка Штрауса, его вокальные сочинения хотя бы на эти полтора часа, что идет концерт, пробудят в зрителях только самые хорошие чувства и эмоции, поселят в сердце гармонию.

Концертмейстер оперы Большого театра Беларуси, дипломант международных конкурсов и фестивалей Ирина Телепнева подчеркнула:

Лично для меня, а возможно, и для каждого пианиста обращение к музыке Штрауса — это своего рода экзамен на зрелость. Я долго не чувствовала в себе достаточно сил, чтобы полностью погрузиться в его творчество. Сейчас, как мне кажется, все совпало: место, время, настроение. Я готова играть Рихарда Штрауса. Все ли получится — посмотрим. Но то, что я отдаюсь этой программе целиком, без остатка, — это факт.

В роли ведущей и чтеца на вечере выступит Ольга Кажгалиева.

«Даже небо скорбит по белорусским героям!» Церемония открытия памятных табличек на Алее Праведников

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

«Зимние шины — безопасность для машины!» ГАИ призывает минчан подготовить авто к холодам

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Первая в Минске! Как работает новая станция компостирования Минскзеленстроя

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube